Командировки в Днепропетровск

Анатолий Базуев
   Нет уже города под названием Днепропетровск, а есть город Днепр, потому, что есть уже независимое государство Украина и нет империи СССР, а есть Россия. В 1985 году меня часто посылали в командировку в Днепропетровск. О нём то хочется рассказать живя уже в 21 веке.
  С приходом нового года Колю сократили на работе. Было это так неожиданно, что он бросился искать новую работу на этом же большом заводе, но походив по цехам, подумав и успокоившись, решил уволиться с  завода так как ездить, после переезда в новую квартиру было далеко. Решил поискать работу поближе к дому, хотя бы в часе езды.
   Получив трудовую книжку и полный расчёт с двухнедельной компенсацией пошёл устраиваться на ближайшие предприятия. После хождения и неприятных собеседований он устроился на механический завод в отдел кооперации на инженерную должность.
Николай и до этого работал инженером в отделе механика Станкостроительного завода.
В отделе кооперации он представлял, что будет делать. Приняли его с условным сроком.
   После, почти месячного перерыва, Николай с удовольствием ходил на новое место работы. Неразбериха и тревога постепенно ушли и он становился в привычный ритм работы. Он даже понял, как трудно жить не работая и смотреть как другие торопятся на работу, а он не работал и слонялся без дела. Испытав всё это он понял, что не надо быть безразличным к другим людям и к работе надо относиться более серьёзно, так как это не только работа, но и жизне спокойная нормальная жизнь всех людей.

   Начинать на новом месте работать всегда трудно, тяжело даже. Надо узнать завод, узнать производство. Перезнакомиться с коллегами по работе. Сам начальник Игорь Серафимович, походил с ним по заводу, показывая цеха и склады. Всё было понятно Николая, но тревожили будущие командировки, о которых ему сообщили сразу же при приёме на новую работу.

   На четвёртый день работы Колю и послали в командировку. Заместитель начальника Ткаченко прямо с утра спросил Николая:- В командировку не желаешь съездить в город Днепропетровск?
-Если надо для производства поеду, причём здесь желание- проговорил Николай.
Ткаченко сам отпечатал приказ и отдал Николаю.
-Иди оформляйся пока. Потом расскажу ,что делать и куда там обратиться.
Прочитав, что он командируется на 10 дней, Николай одновременно обрадовался, что скоро побывает в незнакомом городе, но и испугала мысль, где же он там будет жить, что он там будет делать.
После оформления документов и рассказа Ткаченко куда ему там обратиться и где жить, Николай успокоился и пошёл покупать билет на выданные ему командировочные.
Он купил билет на поезд, так как он приезжал в Днепропетровск утром рано. Можно было с утра попасть на завод и устроиться в гостиницу.

   Николай купил билет в мягкий вагон, но ехать пришлось в старом купейном вагоне ТАК как мягкий вагон вышел из строя. Соседи по купе громко возмущались.
Муж женщины сидевшей на против даже ходил к бригадиру поезда, просил жалобную книгу, но ему отказали и он пришёл красный, взволнованный с возмущением говорил о безобразии и грубости.
-Что я не прав? Деньги заплатил за мягкий вагон, а еду в этом-да хоть бы нормальный был, а то весь ободранный, грязный. Попросил жалобную книгу -не дают. Я знаю почему не дают.Премию не получат. Поприжали таких руководителей,а порядку нет. Деньги берут за мягкий,а подают чёрт знает что.
-Словно так и должно быть-добавил сосед, сидевший рядом с Колей.

_Нет, я это так не оставлю. Приеду к себе и напишу о таком обращении. Разве я не прав? Прошу жалобную книгу -не дают. Да какое они имеют право не давать. разве я не прав?
-Правы, конечно- проговорил Николай.
-Жалко что Андропов умер, он бы навёл порядок. Вон сколько их толстосумов поснимали в Азербайджане. Да они там вообще живут как хотят. Машины мало да ещё купят. Дом у каждого, сады, машины. Откуда это? Что они это заработали?
-Ладно хватит тебе нервы портить. Сиди спокойно. В этом доедем. Вот и чай принесли уже.
Проводница молча поставила два стакана заваренного чая.
-Ну я им устрою, когда приеду. Я работаю заместителем директора завода. Я это так не оставлю-вслед уходящей проводнице проговорил мужчина.
-Что вот с ними сделаешь. Фамилии не говорят.
-Ну их, хватит ворчать, нервы портить. Давай покушаем, да и спать. Доедем как нибудь одну то ночь- проговорила женщина доставая продукты из сумки.
-Напишем ка коллективное письмо с подписями и в редакцию газеты пошлём. Ехать в таком задрипаном вагоне, вместо мягкого. Совести нет. Вы куда едете-спросил он у соседа Николая.
-До Гомеля, командировка у меня. Потом в Москву. А вы дальше наверное?
-Мы до Витебска. Утром дома уже будем. В гости ездили к зятю.
-А вы молодой человек куда едете-спросил мужчина у Николая.
-До днепропетровска, командировка у меня туда.
-Ну вот, ещё один деловой человек. Сейчас только и ездиют по командировкам. Что то жарко стало. Вентиляции нет конечно. Радио нет. Даже пиджак то повесить не на что.

  Ночью в вагоне стояла жара, такая что майка у Коли к телу прилипла. Спать было невозможно. Весь следующий день тянуло зевать и голова была какая то тяжёлая.
Утром вышли мужчина с женщиной и Коля остался с одним соседом который был на много его старше. Он спросил о заводе, где работал Коля. Не зная хорошо своего нового места работы Коля сказал, что работает на станкостроительном заводе и делаю там фрезерные станки и разное оборудование.

  Сосед вышел в Гомеле и Николай уже встречал новых соседей. Пришли двое мужчин и потом женщина лет 35 с небольшой сумкой. Оказалось , что мужчины тоже ехали в командировку в Запорожье. Они сразу подсели к столу и достали бутылочку, закуску.
Предложили Николаю присоединиться , но он отказался. Зато женщина, немного помолчав, тоже присоединилась.  Они выпили, разговорились. Чтоб не мешать их беседе Коля выходил несколько раз прохладиться, так как в купе было жарко.

  Ночью опять было жарко, душно, да ещё новые соседи всё время шушукались. А женщина то и дело говорила:-не надо, не надо. Перестань. Меня муж будет встречать.
-Как ты с мужем живёшь? Дружно или нет?
-По разному. Ему одно, мне другое.
-Кем он работает?
-Водитель автобуса.
-Ну вот, а холодильник дома починить не может. Я в доме всё делаю сам. Даже цветной телевизор как то отремонтировал сам. Мужчина всё должен сам делать по дому.
Мужчина сидевший рядом с женщиной на нижней полке ещё что то долго говорил, упрашивал её, а Коля сквозь сон только и слышал иногда её нет, не надо и снова проваливался в тяжёлый сон под стук колёс поезда.
Утром женщина вышла на станции. Едва рассветало. За окном были видны заснеженные поля и только пирамидальные тополя напоминали, что уже поезд едет по Украине и всё чаще встречающие белые стены домиков говорили о приближении большого города.
Вот уже стали видны многочисленные дымящиеся трубы трубопрокатного завода и уже высокие кирпичные дома города.

    Шумный вокзал на площади Петровского и здесь же кольцо трамвая 15 на котором и надо было ехать Николаю до незнакомого ему заводу, где он должен быть получить заказ.
Под ногами громко поскрипывал снег. Было -10 градусов, что никак не связывалось с пирамидальными тополями. На трамвае Коля ехал 15 минут до улицы Щепкина, где и был завод. Там ему отметили командировку и дали талон на проживание в заводской гостинице. Устроившись там и оставив вещи Николай снова пришёл на завод. Оказалось, что ещё вчера были отправлены 5 насосов на наш завод. Связаться с начальством по автомату было невозможно, а по заказу только в 22. 00., но кто там будет слушать в это время и Коля решает лететь обратно самолётом.

   В понедельник придя уже на свой завод Николай получил разгон.
-Где насосы? Почему не звонил?-встретил его начальник словами, как только Николай вошёл в отдел.
Оказалось, что их надо было 9 штук чтобы закрыть программу и Колю снова посылают в Днепропетровск. Так не хотелось ему снова ехать туда откуда только вернулся, но  он промолчал так как он был принят с испытательным сроком.
Николай оформил командировку, получил командировочные и полетел в Днепропетровск.

    На этот раз в городе было теплее. Всего 2 градуса мороза было. Был уже вечер, темнело и Коля приехав к заводу пошёл сразу в заводскую гостиницу, надеясь , что начальница его не забыла. Так и есть, постучав в дверь ему открыла Нина Николаевна, заведующая гостиной.
-здравствуйте, меня вот снова прислали на завод. Завтра принесу направление сюда, а сейчас вот поздно прилетел. Можно устроится в гостинице?
-Можно, давайте паспорт и завтра принесите направление. Заселяйтесь в ту же комнату 3 , там уже есть один человек.
Мужчина лет под 40 уже сразу спросил откуда он и выслушав, сказал, что он из города Пермь, тоже прилетел  на этот завод в командировку.

   С утра Николай пошёл на завод, оформил командировку и пошёл к директору завода. Там он доложил, что ихнему заводу ещё надо срочно 4 насоса. Директор позвонил диспетчеру, начальнику цеха,изготавливающего детали для насоса и отправил Николая в Этот цех узнать обстановку и поторопить с выполнением заказа.
Побывав в цехе и увидав, что детали делаются он поехал в город, чтобы доложить своему начальнику. С трудом дозвонившись в переговорном пункте, доложил что детали ещё делаются. Ему тут же сказали чтобы он их поторопил с изготовлением.
  Оказавшись на центральной улице Днепропетровска ОН с удовольствием пообедал в пельменной и с удовольствием пошёл по широкой шумной от машин незнакомой улице осматривая дома, магазины. Новая обстановка заинтересовала так, что он уже и забыл, что только вчера ему так не хотелось ехать опять в этот чужой город.
За десять дней, этот город уже не казался чужим. На заводе сами отправили 5 насосов на его завод и Николаю пришлось ехать налегке уже поездом домой. Прощай широкий Днепр, набережная Ленина. У нег даже появился любимый маршрут на троллейбусе , который ехал огромным кольцом Через весь город по центральным улицам, по проспекту Гагарина, мимо нового стадиона, новостроек. На набережной возвышалась девятиэтажное жёлтое здание гостиницы для туристов.

   Начальник отдела Лесницкий Евгений Викторович был не доволен, что Николай приехал без насосов, несмотря на то , что Коля сказал, что их отправили они сами.
Да и как их везти. В поезд с ними не пустят. Да они же тяжёлые и прибудут скоро.
-Насосы вот сейчас нужны, как ты не понимаешь. Ну ладно, поезжай ка на склады, что бы они там быстрее сюда отправили-проговорил Лесницкий.
Насосы пришли на следующий день после приезда Николая, но всё равно получалось, что он не справился с заданием так как начальник получил взбучку от главного инженера завода.

    Услышав от соседа по столу, парня лет 30 , что он собирается ехать в командировку в Свердловск, Николай попросился съездить туда, но Ткаченко Игорь Семёнович, непосредственный его начальник, ему резко отказал. Он послал Николая проверить работу кладовщиц завода, что они там запутались, а петя сам съездит, это не наша забота. Николай отправился на склады. Девчонки с удовольствием показали все записи в журналах. Детали у них не залёживались. Всё было в порядке.
Ткаченко опять был недоволен его работай и неожиданно заявил, что Николай не прошёл испытательный срок. Это было так неожиданно для Коли, что как то растерялся и даже не спросил причину. До этого он 9 лет отработал на заводе Свердлова и никто не был недоволен его работай.

   -Чем же я не угодил новым начальникам:-всё думал Коля.- Надо было вести самому насосы? Но они же тяжёлые, да и в вагон бы меня не пустили с ними.Нет что то другое.  Мне же предлагали в отделе кадров идти мастером работать в 21 цех. Пойду ка я к начальнику этого цеха. Сроки уже поджимают. Будет перерыв рабочего стажа, если я сейчас не устроюсь-думал Николай.
Так он и сделал. Начальник цеха выслушав Николая, принял его мастером на 4 участок. Здесь обрабатывались большие валы. Станки Николай знал хорошо, оставалось только познакомиться с технологией производства, которое оказалось довольно сложным и долго не давалось. Но старший мастер, знающий великолепно своё дело не торопил его и спокойно объяснял , что делать, куда бежать.

  Не успел Николай вникнуть по настоящему в производство как его вызвал Начальник  цеха и предложил ехать в командировку, от сборочного цеха, в Днепропетровск. Отказаться было не возможно конечно и Коля согласился. Оказалось, что надо было ехать опять на тот же завод, куда Коля уже ездил два раза. Командировку оформили ему от сборочного цеха. Там же дали задание в котором он должен был поторопить изготовление изделия для их завода. Даже сроков командировки не дали. Поторопи и всё его задание в этом было.

    Николай поехал поездом. На самолёт билетов не было. В купейном вагоне было полно народу. Его попутчики, семейная пара, проехав ночь в вагоне вышли рано утром. Скучать долго ему не пришлось. Вскоре к нему в купе сели двое военных. Большую часть дороги они молчали и только когда вечером в купе вошла женщина они как то оживились. Пригласили её в ресторан с ними сходить, но она отказалась.
-Мне выходить ночью, ещё просплю-сказала она выходя за чаем.
В купе установилась нехорошая тишина. Коля всё же хорошо услышал сказанное в его адрес. Военные хотели его удалить как то из купе. Он им мешал. Другой же тихо проговорил-парень то из Ленинграда. Потом они помолчали. Коля вышел из купе и долго стоял в тамбуре, потом в коридоре, глядя в окошко пока полностью не стемнело и он придя в купе сразу лёг на своё место.

   Ночь он проспал спокойно, проснувшись только, когда выходила женщина на какой  то небольшой станции. Утром он благополучно прибыл в Днепропетровск.
Здесь уже было настоящее лето. Небо было чистое синее синее и восходило солнце. Не то , что было в Ленинграде с его пасмурным небом и моросящими дождями. Коля доехал на трамвае до завода, уже знакомого, оформил командировочную и пошёл устраиваться в гостиницу. Ведь наверняка начальница его забыла за два месяца и надо было устроиться днём, а потом уж и на завод к начальству. По дороге с удивлением смотрел на цветущую вишню, растущую прямо на улице, как кустарник в его городе. Нет управляющая его не забыла, встретив словами:-Опять к нам.
-Да вот опять к вам прислали на ваш завод, примите?
-Места есть. Живите, только паспорт ещё дайте.

     Устроившись в гостинице Николай, с лёгкой душой поехал снова на завод. Он сразу прошёл к начальнику механического цеха. Это  был мужчина выше среднего роста, в новеньком костюмчике с белой рубашкой и в галстуке, словно он собирался идти в театр, а не в цех, где шумели станки выполняя заказы.
Николай сообщил ему,откуда он прибыл и зачем.
-Что же, заказ вашего завода будет выполнен, токарная группа у нас , что задерживает, это мы знаем, примем меры и ускорим выпуск именно вашего заказа. Можете сходить на группу, поговорите с мастером, с токарями.
В цехе было шумно от множества работающих станков и жарко. Найдя конторку мастера Николай представился невысокому мастеру в очках, в рабочем пиджаке, что то записывающему в журнал.
-Делаем, делаем ваш заказ. Станок сломался на прошлой неделе, вот и подзадержались с деталями. Станок успешно работает , после ремонта, можете посмотреть, поторопить токаря с выполнением заказа.
Указанный станок действительно работал, токарь в кепочке, склонился над вращающей деталью, остановил станок, стал измерять деталь и снова включил станок и только тогда посмотрел на Николая, понимающим взглядом. Работаем , работаем, всё сделаем.

     Николай вышел  из завода и поехал в центр города побродить, посмотреть, так как делать на заводе больше было нечего. Он решил приехать в цех утром. Посмотреть будут ли делать именно ихние детали, и поторопить с заказом, что он и сделал на следующий день, отправившись после обеда на пляж. День опять был солнечный, даже жаркий. По сводкам радио он знал ,что в Ленинграде опять пасмурно и Дождливо.
На пустом почти пляже он разделся стал загорать, любуясь городом, расстянувшимся вдоль широкого Днепра. Вечером Коля позвонил своему начальнику цеха, доложил обстановку и спросил уезжать ему или нет. Начальник, неуверенно сказал, что бы он пока оставался на месте и переговорить с начальником другого цеха, от которого и поехал в командировку Николай.
 
   Ночи в городе тоже были какие то жаркие, спалоь Николаю плохо и под утро даже приснился неприятный сон. Коля дома разговаривает с матерью: -Если ты ничего не будешь предпринимать на лечение отца от пьянства я уеду. Я с ним жить не буду. Не хватало вот ещё, чтоб до убийства дошло, после очередной его пьянки и скандала. Тут вошла и старшая сестра Николая. Надя ,скажи, разве я не прав. сколько можно слушать ругань отца. Сколько будет это продолжаться. Давайте отправим его на принудительное лечение, раз он не хочет лечится сам.
-Никуда он не поедет. Он такой какой есть-проговорила обречённо мать. Тогда я уезжаю-проговорил и Николай. Вскоре он уволился с завода и уехал в другой город, благо он давно мечтал побывать в славном городе революции, городе где жили цари.
 
     После такого сна Николай не сразу поднялся, всё думал о доме, о матери, о сестре, которую постоянно обзывал пьяный отец, о том как однажды он ударил пьяного отца выбежавшего за ни на улицу. После этого Коля решил больше никогда не разговаривать с отцом.

   Николай поднялся и поехал опять, уже наверно в десятый раз на завод, поторапливать делать именно ихние детали. Днём он ехал на пляж. Погода стояла солнечная и тёплая.