месть и портрет

Владимир Пименов
            месть и портрет
                1
                Некоторые события происходят только потому,                что за ними наблюдают.
 Если бы не было никого, кто их видел,
они бы не существовали.
 www.youtube.com/watch?v=eiFre0FK-s0
*
Прага. Пивная «Подстреленная Утка»
Адрес: N;rodn; 364/39, Praha 1
Из еды подруги взяли рекомендованную половинку утки (в честь чего и назван ресторан) с гарниром и кое-чего к пиву по мелочам.
                - Утка задумана хорошо, но в данном случае оказалось слегка пересоленной, хотя с пивом вполне приемлемо.
                - Ты так думаешь, Подруга?  Конечно перед этим  в «FERDINAND»,  мы получили больше удовольствия  (от нового знакомства). Так что ощущение о кухне не сложилось.

Гид рассказывает: Карлов мост – символ Праги, самая популярная достопримечательность... каменный мост через Влтаву. Он до сих пор привлекает людей не только своей красотой и тридцатью барочными статуями XVII века, но и множеством легенд и загадок. Его история...
По небу проплывает бело-серебристое облако. Оно приостановилось над статуей  Рыцаря.
                - Как похоже это облако  на человека. Может это чей –то Ангел – Хранитель? Куда – то оно летит...спешит.  Это напоминает трепещущий цветок, гигантскую орхидею из кружащейся световой пыли. Но цвет не типичный для Ангелов...
              - А вы видели Ангелов в одеждах других цветов, пани?
              - Ангелы? Нет, сожалею, но я в них не верю. Это все вопрос моды. В некоторые моменты в моде ангелы, в другие – инопланетяне. Это просто повод для размышления суеверным и тем, кому делать нечего. В это время они забывают про безработицу и экономический кризис.
               -  Магия — это иллюзия, временная приостановка реального хода событий во имя развлечения публики.
                - А вот это Купидон, – одна стрела, и он сводит с ума от любви того, кого захочет. Опасная личность, а? Возможно, это самое страшное оружие...
                - Молодой человек, мы не знакомимся на улице. Сходите лучше посмотреть на бродячего фокусника, выступающего на площади. Вон, он уже   достает из мешка  большое зеркало и направляет его на скульптуру льва.
Перед собственным отражением зверь топчется, вздрагивает, но не может отвернуться от волнующего его  образа.  Он не узнает себя, и сам себя боится.
Звон колоколов собора святого Вита в Пражском граде... Знаменитые на весь мир пражские куранты, или астрономические часы (Pra;sk; orloj или Starom;stsk; orloj).
Подруги весело продолжают свой разговор:
                - Не нашелся ещё подходящий мне... по росту. Они обе расхохотались, а  бой часов  заглушил конец фразы.

                - Да, в тридцать уже давно пора создать семью. Уж в претендентах - то не было недостатка. Так почему же? Родители дали тебе прекрасное образование, и не только. Любовь ... не порождение ли души?
                - Нет, она отражение нас самих в глазах избранника. Если бы можно было любить, не придумывая своего героя, а  просто, каков он есть...
                - Ну, это о любви, а как насчёт разумных доводов?
                - Конечно... Но, слава Богу и моему отцу, я ни в чём не нуждаюсь.
                - Любовь –это всегда щедрость. Люди   должны  быть Щедрейшими.
                -  Я отвечу, что тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость.
               - Достаточно, Милая. Прошу тебя, наш разговор напоминает беседу продавца и покупателя лошади.
Они спустились по каменным ступеням на зелёную лужайку Кампы.
                - Чувствуете  запах жасмина?
                – Чей это голос? Да и никакого жасмина здесь нет.
                - Он благоухал здесь тогда, когда вы мечтали о Рыцаре. Говорят, что если им надышаться, то он пьянит.
              - Это уже излишества.  Мечтать или веселиться лучше в компании, но плакать всегда в одиночку.

*
               - Да, Милая, Никита влюбился в меня как мальчишка. Я это вижу и знаю.
              - Я хочу поблагодарить вас.
             - За что...?
            - За тот прекрасный день нашей первой встречи. И я вам признателен, что вы подтолкнули меня...
            - Может я просто разбудила то, что в вас дремало?
Никита был похож на нашкодившего мальчика.
            - Я бы мог уклониться...отвертеться...
          - Не думаю. (пауза для размышления). Врят ли, будучи тем, кто вы есть...
          - Интересно, кто же я? – растерянно спросил Никита.
         - Рыцарь, сын и внук рыцарей.
Никита от волнения покраснел.
          - Вы умеете... читать в душах людей?
         - Вы,  Никита, льстите мне и приписываете то, чем я не обладаю. Если бы я и могла..., я не смогла бы применять ко всем. Только к некоторым.
           - И я из их числа?
           - О нет. Вы совершенно непредсказуемы. Сначала мне показалось, что вы заносчивы, эгоцентричны, самовлюблённый человек. И я ошиблась. Вы показали себя образцом скромности и альтруизма.  Да, вздохнула она, вы совершенно  непредсказуемый человек.
У моего папы большая библиотека. Однажды мне довелось прочитать, в какой –то старой книге, что «Испытать настоящую любовь можно, только пережив  безнадежную любовь, и воспылать любовью к жизни – лишь оказавшись на краю смерти».
Русская литература не знает таких прекрасных  образов любви, как литература Западной Европы. Любовь трубадуров, любовь Тристана и Изольды, Данте и Биатриче, Ромео и Джульетты. Мы не пережили рыцарства, у нас не было трубадуров... (Она замолчала что бы успокоить своё волнение). Все женские образы Ф.М. Достоевского не имеют своей собственной судьбы.  Фёдор Михайлович глубокий исследователь человеческих проблем, а это его высказывание: «Истинная любовь связана с бессмертием, она и есть не что иное, как вечная жизнь»...
Тогда я подумала, что это звучит высокопарно и напыщенно, не интересно. Я не попыталась вникнуть в глубину и смысл этого изречения. Только теперь, всем сердцем,  я поняла глубинный смысл этих слов.
            - Никита, расскажите мне о себе. Расскажите мне о женщине, которую вы так сильно любили. Хотя, дайте я попробую угадать. Вы увидели её в аудитории на лекции. Она перевелась из другого города. Золотистые  кудри и локоны, блузка ...
            - Охолонь, Подруга, ты слишком вошла в роль. Это же я тебе всё про Никиту рассказала. А, кстати, та провинциальная Златовласка оказалась крашеной стервой. Лучше расскажи, как у тебя с тем Рыцарем.
              – Ты об Офицере? Всё шло ослепительно прекрасно. «Рыцарь» подарил мне  старинные французские каминные часы. Я их показала папе. Он расхохотался: - это, доченька, подделка из Китая, но подделка мастера средней руки. Такого «антиквариата» на Черкизоне много.
              - А маме понравилось.
               - У нас с мамой разные вкусы, дорогая. Как любит шутить её брат: - У моей сестры два образования – среднее и аспирантура.
             - Ну и что, Подруга? А как у тебя обстоят дела с твоим Рыцарем,  с тем офицером, начальником  Рай Военкомата. Его  щедрость, подарки и ухаживания.



               - Ты знаешь, Милая, он мне выдал:...-  Как  офицер и честный человек... (?)  я не могу уйти от жены и детей. Мой тесть генерал и после развода я из московского военкомата попаду прямиком на Остров Ратма;нова. Это административно относится к Чукотскому району. Постоянное население на острове отсутствует, там  размещена база российских пограничников.
              - Да, Подруга, а я всё думаю о причине твоей задумчивости.




             - Ты знаешь, с того момента, когда я познакомилась с Никитой, мне постоянно кажется, что за мной кто – то наблюдает. Мне снится один сон, как телесериал «Моя биография».
www.youtube.com/watch?v=4Jg5yLVFT08

Серии 1- 5. Над  школой, во всё небо, огромный  красный транспарант, занимающий всё пространство: «Пионер — юный строитель коммунизма — трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником». Наш класс принимают в пионеры. Красный галстук  мне повязывает  инструктор райкома комсомола - высокая девица в военной форме, с длинными чёрными косами и с равнодушной ухмылкой на лице. Её возносит облако дыма от сигареты в окружении хора «Ангелов – подпевал». Она очень хочет показать душевный  порыв.  Откинутая в восторге назад голова, истерично вскинутые руки выражают упоение, ликование и воодушевление.
От её рук пахло сигаретами.
Сон 6 – 9. «Классное собрание». Проработка мальчика (его не приняли в пионеры за неуспеваемость). Многодетная семья. Отец инвалид производства. Мать уборщица.
У классной доски стоит  мой папа. Через плечо, как у свидетеля на свадьбе, алая лента с золотыми буквами: «Аспирант». Он говорит не открывая рта: «незащищённые слои общества»... Люди Рая и люди Ада. Радостные переживания педагогического коллектива. Молодые и сильные члены родительского комитета, смотрящие на директора с ярко выраженным очарованием, пронизанным жизнеутверждающим оптимизмом и духовной силой.
Директор школы был в «творческом» угаре: «Ты  не нужен нашему обществу!». «Ты здесь никто, и у тебя нет ничего своего». «Ты ещё ничего не заработал». «Я бы тебя в разведку не взял» и так далее.
«Унижение, пренебрежение и обесценивание личности»- говорит папа мальчика. Директор орёт через большую трубу мне в ухо: «Только настоящий пионер должен сжать зубы и терпеть».
 На хамстве советских учителей, своими публичными «проработками» провоцировавшими школьную травлю ребёнка, построено наше школьное воспитание, возмущается мой папа  дома за ужином.  Атмосфера пренебрежения к  личности.
« От осинки не родятся апельсинки», хмуро подвела итог девица в военной форме и растоптала сапогом окурок.
 Новая этика воспитания все равно корениться будет в старых установках и изменяться будет медленно, сказал мой папа.

Серии 10 – 15. Поле покрытое  одуванчиками. Посредине поля каменный монумент с красно – золотыми буквами  «Комсомол». Рядом стоит бабушка с козой. - Комсомол, внученька, — посёлок в Пителинском районе Рязанской области. Здесь родилась твоя мама.
В двух метрах от монумента плотно закрытая дверь. Над дверью табличка: «Партактив». Рядом на школьной парте сидит учитель. На коленях у него  старый портфелем, из которого он достаёт письма -треуголки (военного времени)  к своей  матери. Из них становится известно, что он устал от жизни в столь непростые времена. Его все чаще посещали мысли о месте человека на земле и конкретно его роли для человечества.
- Да,  обращается учитель к бабушке с козой: -  Учится ваша дочь хорошо, то есть усидчиво,  но особенно блестящими способностями, большим умом её  бог не наградил. Да, у вас одарённый ребёнок, с редкими способностями, дающими возможность - выживать.
Следующие серии. Ярко освещенная  аудитория в  институте. На комсомольском собрании я читаю доклад о «Гримассах капитализма», а та девица, в военной форме и с длинными косами, держит над головой толстую книгу. Название не разобрать.
 Старый школьный учитель говорит папе – аспиранту: «И ещё он похож на разрубленный луч, принимающий вид одинаковых прямоугольников из кусочков разбитого зеркала»...
Недавно снился  мне Римский Колизей, окруженный  колоннами. Между  колоннами стоят каменные Рыцари. Они показывают на моего папу, который  хватает прохожих за руки...- Посмотрите – это Московский гуманитарный университет. Факультет научно-педагогических кадров. Я здесь преподаватель. А вот вокруг лесопарковая зона в районе Кусково. Рядом, товарищи, станция метро Выхино. Рязанский проспект и моя квартира.
                - Ну, Подруга...тебе необходим отдых.
*
 Частная картинная галерея. Через стёкла резной двери  видны две молодые женщины. Они были увлечены разговором. Начал накрапывать дождь и они вошли в галерею. Ни с кем не поздоровались стали разглядывать картины, продолжая свой разговор. Одеты они были дорого и по сезону.
               - Фарфоровые куклы из частной коллекции, прокомментировал Майкл.
             - Ты знаешь, Милая, Никита меня так сильно унизил. Он вообще не от мира сего. Когда мы с ним познакомились он предложил забыть всё, что было с нами до этой встречи и не иметь никаких тайн друг от друга...
            - О, да он Романтик?
            - Романтик, но на днях  он меня спросил почему я скрыла, что была замужем и ещё продолжаю встречаться с Рыцарем. И ты представляешь, он Мне заявляет: - надеюсь,  что ЭТО последняя ложь между нами!  Он меня унизил! А я такого не прощаю никому. Он меня так сильно унизил своим ... своим недоверием. Но я ему отомщу!
             - Как?
            - Я выйду за него замуж.
            - Ну ты, Подруга, жестокая.
Любовь – это адское пари, когда ставишь жизнь свою и смерть на то, что творится в душе другого.
Это говорил, кажется, Поль Валери.   
«Обман люди терпят, но не любят когда им открывают глаза».
Они подошли к роялю и стали рассматривать канделябры.
               - Хау матч вот это? – Спросила Подруга, обращаясь ни к кому.
Подошел Майкл и на чистом английском стал им рассказывать... Женщины переглянулись, удивились, ничего не поняли и сказали: - СенькьЮ! И продолжили прерванный разговор.
              - Но ведь это ты, Милая, ему всё рассказала обо мне.
Женщины пошли к выходу. Их фарфоровые лица, как у кукол из дорогой коллекции  француза Альбера Марке  ничего не выражали.

*
                -  Привет, Художник, скоро праздник «День святого Георгия»....
Есть у меня два  клиента... точнее клиентки. Ты же знаешь, что в день Святого Георгия, по обычаю, кавалер дарит даме красную розу, а дама ему дарит книгу. Я же, им «подарю» идею - купить у меня картину  «Св. Георгий», которую напишешь ты.  Дамы  не из бедных, но в живописи разбираются.
*
               - Знаешь, Подруга, нельзя же любой ценой и до бесконечности поддерживать свою... (?)глупость. Лишь ради того, чтобы потешить свой гонор и тщеславие.
 Кроме белой и черной магии существует еще одна, менее известная – красная. Это женская магия, основанная на самых примитивных сексуальных пульсациях.
               - Я, Милая, дружу с теми, от кого зависит жизнь. Опыт научил выбирать друзей не по тому, что я могу им дать, а по тому, что они могут дать мне. Ни че го возвышенного!  Важен лишь личный интерес.
Свободный выбор мужчины состоит в том, чтобы выбрать женщину, которая будет управлять его жизнью вместо него.
Я воспитывалась в обеспеченной  семье,(спасибо папе). С раннего детства я была уверена, что всё, чего человек не может сделать или получить - не существует. Мои родители мне внушали с детства, что «семья всегда была и будет институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочением жизни рода». «Семья родилась из необходимости, а не из свободы».
                - Таинство брачной любви?  Брак не есть семья.
Вот только не надо примерять на меня колпак феминистки. У меня всё в порядке. Феминизм – это всего лишь пустыня, ожидающая живительного дождя. Как известно, в любой  пустыне есть миражи то есть оптическое явление в ясной, спокойной атмосфере,
Обман, созданный воображением, несоответствующий  действительности: Мираж славы. Мираж любви.
Всё это не требует любви и верности, исполнения человеческого долга.
«Что так неописуема, как бездна? Что так недвижимо, как то, чего нет?»
... Да лучше ошибиться, чем вечно трепетать перед несуществующим!
Развод - это не всегда конец света в Скандинавии сейчас считается нормальным выходить замуж несколько раз или иметь в течение жизни несколько длительных отношений.
Прожить всю жизнь с одним партнером - это далеко не всегда идеальное решение.

*

Художник придумывает сюжет картины. Увлечённый работой, он не заметил, что сзади стоит человек. Мужчина в зрелом возрасте, с короткими чёрными волосами тронутыми сединой, но лысеющий. Чёрные пронзительные глаза светятся энергией и неукротимым духом. Человек восточного типа. Чёрные волосы – контраст бледным тонам лица. Одежда весьма экстравагантная: сочетание синего и красно – зелёного,  с мечом  и с книгой в  руках.
Помните великолепную мозаику «Апостол Павел» работы художника Михаила Николаевича Васильева (1830-1900). Это мозаичное панно   больше похоже на живопись.
                - Не получается? Наброски, эскизы и ...опять наброски - механическая работа. Без души.

*

Савл не был знаком с Иисусом и никогда не входил в круг его слушателей. Напротив, он принимал активное участие в преследованиях и расправах над последователями христианского учения. Но потом он резко изменился.
Когда он отправился из Иудеи в Сирию для того, чтобы очистить от христиан сирийские земли, пересекая пустыню, на него снизошел свет с небес и чей-то голос спросил: «Савл! Зачем ты гонишь меня?» Савл поинтересовался, кто с ним говорит. «Это я, Иисус, которого ты гонишь!» — ответил голос.
После этого удивительного видения Савл сразу же ослеп. Он добрался до города Дамаска, где проживал христианин, а впоследствии святой мученик, Анания. Анания исцелил Савла, и тот вновь обрел зрение. В душе его произошли сильные изменения. Его излечил его же враг...(?!)
Савл получил высшее религиозное образование, но принял христианство.
 Ученики Христа были не слишком образованы. Именно поэтому Павлу с такой лёгкостью удавалось посвятить в христианство большое количество людей, в том числе и высокопоставленного чиновника – проконсула Кипра Сергия Павла. Именно после этого случая Савл и взял себе новое имя Павел.
 Проповедовал 13-ый апостол по-своему. Конечно, это приводило к неоднократным стычкам между Павлом и другими апостолами. Однако в конце концов те смирились.

*

                - По всему видно, что доктор приличный и честный человек (Георгий), а на заднем плане та, которую он спасает. От кого? От чего спасает?  Из рассказа Карэла это просто богатая фарфоровая кукла. У неё ярко выражен инстинкт  - «Заботиться о своей пользе ; это не форма мышления ; это инстинкт».
Да она ещё хочет отомстить ему?! Просто месть? За что? Это уже ...сатанизм...ведьма. Но не думаю, надеюсь, Художник, что мы с вами преувеличиваем. В любом случае мы должны приложить все силы для спасения человека.
                - Вы имеете в виду Никиту?
                - Нет, обоих!         
Интимная горечь. Она ведь редко и с трудом замечает других. Не потому что пренебрегает, а потому что не интересуется, что происходит внутри тех, кто её окружает. Такое воспитание.
Помните, что говорила Милая? - «Мы, красивые женщины, обязаны казаться глупыми, чтобы не беспокоить мужчин».
Такие  люди ошибаются в анализе события, потому что ограничиваются единственной точкой зрения, которая кажется им очевидной.
               - Или (!) выгодной? Или это просто маска?
В неё вселился  злой Ум, который меняет понятия «Добро» и «Зло» согласно своему хотению.
Это противоречит Природе. Кто дал ему это право?
За человеческие качества, за честность он обрекает человека на страдания, на муки.
Холод ночи, смеясь, осыплет  волосы несчастного кристаллами бездушными...
Так только Тиран платить умеет за добро.
Холодный Ум, вселившийся незванно,
принять Добра не может.
В ответ увидишь только злобу, но только не благодарность и любовь.
Для душ таких  Добро – отрава, которая терзает их сжегая, и ранит...
                -И спать им не даёт, твердя о Мести.
                - Думаю, вы ошибаетесь, Художник!
Такие люди спят и крепко, и без сновидений.
Но справедливость, достигнув торжества, карать не будет,
а только с состраданием оплачет...
                - Пока мы рассуждаем здесь, Беда уж на пороге!
Нет времени и краски уже жухнут на холсте...
Нахмурился во гневе наш Отец: - За праздною беседой теряете вы время!
За тем ли посланы вы?...
Один лишь способ...предотвратить...

С нашим героем всё понятно. Миротворец — тот, кто способствует примирению, устанавливает мир, хочет помочь. Здесь всё ясно. Он мужественно обличил гонителей в жестокости и несправедливости.

                - Давайте, Художник, вместе придумаем Её. Думаю, что будет не просто.
Воспользуемся  «Правилом  нужного момента». Совершенно волшебное правило, которое сделает наше общее усилие разумным и эффективным.
Когда человек в этой точке, малейшее подталкивание в нужную сторону дает нужный эффект. Когда этот момент пропущен - все, проехали, точка невозврата.
Но знаю я, что во всяком большом деле, затеваемом человеком, всегда присутствует искорка извне, небольшой огонек вдохновения. Разгорится костер или нет — зависит от нас и от дерзания, которое дремлет в каждом человеке.
Она  воспитывалась в обеспеченной  семье. И с раннего детства была уверена, что всё, чего человек не может сделать или получить - не существует. И разве не для того, чтобы найти себе оправдание, мы считаем что-то невозможным?

               - Очень давно я слышал песню. Её напевала: ...
в Муроме Февронья,
      в Путивле пела Ярославна,
           и Василиса во мгле дубравной,
Искала ночью мудрость ТУ...

Друг мой, жених мой! Знаю: в бою ты
С тёмною силой с лютым зверем.
Но согреет мирным приютом
Сердце моё и даст тебе силы молитва моя.
Мечта.
   Шлю тебе Голубицу - вдохновенье вечером тихим,
Отвагу в бою.
Задумавшись над судьбами,
Наши души вместе.
Свет мой! Жених мой! Жизнь моя!
Голос звенящий летит над вселенной:
Верными будем. Клянёмся!

Шумную славу, мишурные лавры -
Зачем дребезжанье в литавры
Ложно – торжественной суеты.
Друг мой! Жених мой! Навеки!

Звучит музыка Моцарта ..Symphonies Nom. 25.

Запах красок и лака стал запахом жасмина.
Даже, не закрывая глаза,перед нами предстаёт  Волшебный сад, золотые арки, фонтан и  кусты роз с изумрудными листьями.
Я часто спрашиваю себя, не является ли музыка средством общения душ? А как вам кажется?
                - Безусловно.
                - Знаю, что вы сейчас скажете. Лицо лукаво-счастливое:
 - Я всё понял, уважаемый соавтор!
Природа, ведя своеобразную игру воздуха со светом, заставляет видеть изображения там, где они не существуют. Это природное чудо называется мираж.
Наше видение мира напрямую зависит от уровня интеллекта.
Видение – это плод воображения, а не  мираж. Оно появляется тогда, когда человек о чем-то напряженно думает.
Некая проблема, факт или событие настолько глубоко его интересуют, что отвлечься от него мы не может. Не получается. Даже когда пытаешься переключиться на другую тему, в голове все равно эта проблема вертится. Потому - то мысли  порождают образы, связанные с темой произведения, ставшего  частицей твоей  души, твоей жизни.
              - Священники тоже рассуждают о том, что значит видение. Они считают, что это послание от Господа или дьявольских сил. Все зависит от личности того, у кого оно появляется. 
                - Будь осторожен, Художник! Когда душевный порыв автора достигает полного единения с темой его произведения, может получиться как восхитительный шедевр, так и нечто экзальтированное, преувеличенное, излишне звонкое.
                - Где эта грань? 
                - У Даниила Андреева есть замечательное высказывание:
«В конце концов каждый зритель  привносит в произведение живописи нечто своё, и доказать, что именно он видит в данной картине нечто такое, чего не видят другие, - невозможно».
Верить или не верить — это не важно.
Важно задавать все новые вопросы.
— Я хочу сделать её  ангелом для Никиты.

— Прекрасный выбор,Художник, ты не пожалеешь.

                2 
 Микеланджело изобразил Медичи красавцем,
хотя в действительности тот был горбат.
- Кто будет это знать через пятьсот лет?
- отвечал художник на недоуменные вопросы современников.

... Вам, доктор, необходимо позаботиться о своём здоровье. Вам необходим отдых.
            - Чей это голос? Кто вы такой и как попали в операционную? Этот голос я уже слышал. - Мы должны  закончить операцию. От этого зависит жизнь человека. Вы могли бы подождать?
              -Я вам уже сказал, что ваше время ещё не пришло...

*

Просто месть? Так просто? За что? Отомстить доброму и честному человеку? За что?
                - Никогда не допущу. Она хочет выйти замуж и сделать человека несчастным! Никогда не допущу, что бы это насталось!
             - А как вы можете этому помешать? Там, на небесах, вы ведь не Главный.
               - Нет, но помешать дурным замыслам здесь, на Земле, мне вполне по  силам.
               - Вы собираетесь их разлучить?...  сделать так, чтобы они разругались?
               - О, нет! Это было бы глупо. И я никогда не бросаю начатую работу. Не останавливаюсь на полпути.  Если вы  только что говорили  о худшем итоге их союза, это не означает, что я не имею лучшего варианта.
Апостол Павел отошел от мольберта и встал около камина. Часы на каминной доске  пробили двенадцать раз. Полдень.
Вы знаете, Художник, иногда мы появляемся в жизни человека в тот момент, когда он стоит на пороге. Вольно или невольно, но наша работа влияет на его выбор  Пути. Этот человек выберет свой Путь и всё его будущее изменится. Я знаю людей, которые не были бы на грани Пучины отчаяния если бы кто – то нашел нужные слова, чтобы их  сказать, направить и удержать его от глупости.
У Апостола был решительный вид:  совершенный и непоколебимый, он будто даёт отпор злой реальности и наполняет душу человека спокойствием и уверенностью в себя.
«Если ваша Мечта не воплотилась в жизнь, значит вы просто мечтали, а не хотели. Но есть и другое объяснение: есть кто – то сильнее вас (физически), кому ваша Мечта мешает, не даёт жить».

                - Вы о злом уме?
                - Да, он  похож на тишину в морской раковине.

            — Художник, вы  хотели  сделать её  ангелом... для Никиты.

            — Прекрасный выбор, вы не пожалеете!

*

Работа закончена. На мольберте нет холста. Он стоит у стены, лицом к стене (традиция). Художник  чистит палитру мастихином. Кисти уже вымыты и стоят как солдаты в банке.
Звонок телефона (обычный и неприметный).
               - Ало! Здравствуй, Милош... к Карэлу в салон...зайду обязательно... Да, готова. До встречи.

*
 Подруга открыла входную резную дверь. Дождик так и не начался. Светило солнце и ... она замерла на пороге, держась за ручку. Слева на мольберте стояла картина (когда входили её не было) «Георгий победоносец убивает змея». Лицо Георгия (!) было похоже на лицо Никиты, а на заднем плане стояла она в том самом платье,  которое было на ней в день их знакомства.
Рядом с картиной стоит мужчина в красно - зелёном одеянии, с мечом и  книгой в руке.
Неожиданно увиденное... Обычно тревога опускает занавес перед глазами тела, и у человека остается возможность видеть только глазами души.
Подошел Карэл...- «Когда кто-то уходит, это потому, что кто-то еще собирается прибыть». Скоро праздник  День Святого Георгия. Вы, конечно знаете, дорогие дамы, что по древнему обычаю, в этот день кавалер дарит даме Красную розу, а дамы в средние века дарили своим возлюбленным картину.
 Георгий родился в III веке в Каппадокии (Малая Азия), воспитывался родителями в благочестии и, конечно же, пример отца, замученного за исповедание Христа, не мог не отразиться на духовном облике будущего великомученика за Веру.
Когда он вырос, то предпочтение отдал военной службе.  Дослужился до высокого звания - тысяченачальника. Житие рисует нам образец идеального воина:  храбрый, мужественный, сильный, разумный, видный собой.
Черты блестящего аристократа  сделали Георгия образцом сословной чести: в Византии — для военной знати, в славянских землях — для князей, в Западной Европе — для рыцарей.
Но! Георгий раздает имущество бедным и открыто исповедует себя христианином. Предание повествует, что он явился на совещание императора и патрициев, где речь зашла об истреблении христиан. Он мужественно обличил гонителей в жестокости и несправедливости.

Говорят посетительницы салона:
Мне очень приятно слышать такую замечательную биографию о таком хорошем человеке.
Спасибо Вам огромное!
Вторая: - Очень замечательная биография: ...раздает имущество бедным и...т.п. Теперь я знаю многое из его жизни. Спасибо вам. Я ценю ваши знания... (жесткий голос). Спасибо.
Карэл: - Картина под разным углом освещением  выглядит по-разному. 
              - Но вы не видели моего жениха. Как вам удалось написать точный его портрет? Это плод воображения автора  и  это вижу только я?
              - Вам картина понравилась? Она произвела на вас впечатление?
             -  Да, не скрою.
             - Я рад, что у нас получилось!
             - У нас...?
              - Да у нас. Очень точно  выразился  Алексей Толстой в своём изумительном стихотворении:
«Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель».
Но для того, чтобы и другие увидели портретное сходство Никиты с Георгием...
                - Вы знаете имя моего жениха?
...вам необходимо измениться, заглянуть в свою душу, спросить своё сердце. Разобраться в себе.
                - Ради картины?
                - Нет! Ради вашего будущего. Меня зовут Павел. Я тринадцатый апостол. Я тоже изменился и не жалею, а наоборот я счастлив.
                - Но, как я знаю, вам отсекли голову вот этим самым мечом.
                -   ( ... )
                - Эта картина обладает некоторыми качествами...
Голубые, розовые, синие, блекло - фиолетовые цвета - безупречное сочетание с золотом фона. Невольно рождается музыкальная ассоциация.

*

Неожиданный и продолжительный звонок в дверь.
              -  (Работает?). Извините, я должна открыть.
                - Что случилось, Подруга! Ты попросила срочно приехать. Звоню пол часа в дверь. К телефону ты не подходишь...
                - Познакомься, Милая, это Павел. Он тринадцатый...
                - Оригинальнь, но в квартире никого нет.
На комоде стоит картина. Небо за окном омрачилось, нахмурилось. Краски на портрете пожухли. Обе дамы испугались. Ими овладела необъяснимая тревога, как перед грозой. Чувствовался сильный запах Радона.
                - Это особенность картины...я всё поняла. Надо немедленно позвонить Никите! Что – то случилось! Телефон разряжен. Где твой? 

*          

Дома она развернула картину и стала искать куда её поставить. Потом сняла с антикварного комода в стиле «Чиппендейл» старинные каминные часы (подарок Рыцаря), поставила их на пол и на их место поставила картину.
Свет из окна, как-то странна, освещает только картину (?).
  «Цветовое решение картины помогает раскрыть внутренний мир человека». ...
                - Чей это голос?
Вся комната залита  красками. Голубые, розовые, синие, цвета Ириса – первогодки. Созвучное сочетание с золотом фона выходят из картины и заливает всё вокруг: и Апостола, и комнату, и Её.
Невольно рождаются ....музыкальные ассоциации.
 Художник будто соединил все возможные и лучшие качества Человека и Надежды. Гармония и процветание, совершенство. Он будто даёт отпор злой реальности и наполняет душу человека спокойствием и уверенностью в себя.
                - О, Боже! Как похоже лицо Георгия Победоносца на портрет Моего Никиты. Но Художник не знаком с ним, да и фото я не давала.
Тихий стук во  входную дверь. Открыла, но никого нет, только лёгкий ветерок – сквозняк.
                - У вас не работает звонок.
 «Но разве не для того, чтобы найти себе оправдание, мы считаем что-то невозможным» – Это же ваши слова?
Георгий  победил Дракона – императора. Георгий стал Святым и сегодня почитаем, а как звали Дракона-императора знают единицы из узкого круга специалистов. Вдумайтесь в эти слова.
                - Кто вы?
               - Я тринадцатый апостол. Послан вам помочь.
У комода стоит не высокий, бородатый мужчина с  праведным выражением лица. Стоит он не на полу, а чуть касаясь пола. Борода ухожена.  На нём бело - серебристый костюм «тройка» без рубашки, но с манжетами и босиком. Брюки идеально отглажены - дань происхождению. Он стоял, должно быть, какое-то время. Поприветствовал её лёгким наклоном головы, словно ждал этого момента.
               -  Я Павел - тринадцатый апостол.
                - Вы знаете в чем ваша крошечная, но все же миссия на земле? Ваше рождение не случайно. Отнеситесь к этому серьезно. Моя должность запрещает давать советы или делать наставления живым людям.
 В руке  он держит  запечатанный конверт:
               - Почему в этом письме много восклицательных знаков? Видимо кто - то хочет скрыть истинный смысл.
Апостол находится в задумчивости, но  продолжает читать текст запечатанного письма: ...должна вам сказать, что Никита совершенно ни к чему не приспособлен. Он целыми днями пропадает у себя в роддоме... Всё на хрупких плечах моей Доченьки. Он даже не может подарить ей колечко с бриллиантом...
                - Вы забыли закрыть кран в ванной.
           - Почему на вас современный костюм ? Прошло ведь более 2000 лет...
                - Мы живём только ту жизнь, которую сами создали! а однажды утром, заглушая шум воды в кране, некий голос нашептывает  из ветхозаветной книги,  из коллекции  вашего отца:
«...потому что детство и юность – суета. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них! Доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах земле, чем он и был...»
*
...Никита врач анестезиолог. Работает в роддоме №4. На нём больничная униформа, но  маска на шее. Он лежит на кафельном полу операционной, а над ним склонился бородатый мужчина.
                -Трудные роды, но операцию надо закончить...ребёнка уже спасли. Теперь надо спасать мать. Прошу вас, дайте мне несколько минут...
Бородатый пошлёпал по щекам Никиту - Ваше время ещё не пришло...
                -Я в порядке, коллеги,.. .можем продолжать.
После операции в ординаторской. - Коллеги, да, я  видел то место, где чувствуешь боль по уходящему времени. Бесконечная, уходящая за горизонт очередь грустных людей, одетых в одежды разных эпох.
 Это напоминает  массовку из фильмов на исторические темы. И чей – то знакомый голос:
                - Да, это и есть массовка, но без вас. Ваше время ещё не пришло.

*

После операции в ординаторскую зашла заведующая отделением и строго приказала:  вы,  доктор, сегодня же пишите заявление на отпуск или завтра я подпишу приказ о вашем увольнении. Вам нужен отдых, а мне хороший специалист.

*

Но вернёмся к письму. Его напишет ваша мама своей знакомой через год после вашей с Никитой свадьбы.
Думаете вы были правы, когда  говорили  зеркалу - я люблю тебя.
...как и положено зеркальному отражению: где лево, там право. Между тем никакого зеркала никогда не существовало. Это лишь неуклюжая иллюзия, построенная на фальшивом сходстве, что не мешает ей быть убедительной и долговечной. В сущности, она родилась с самого начала, когда Колумб плыл в одну страну, а открыл другую.
Безусловно, ваш жених имеет свои недостатки! Если бы он был святым, он бы никогда не  женился на вас.
... Но давайте вернёмся к нашему разговору о картине и портретному сходству. Должен вам повторить ещё раз, что для того, чтобы и другие увидели портретное сходство Георгия с Никитой, вам необходимо измениться, заглянуть в свою душу, спросить своё сердце, разобраться в себе.
                - Ради портрета?
                - Нет, ради вашего будущего. Меня зовут Павел. Я тринадцатый  апостол. В своё время я тоже изменился и не жалею, я счастлив.
                - Но, как я знаю, вам отсекли голову вот этим самым мечом.
                - (...).
                - Эта картина обладает своеобразным качеством...

Послышался звонок в дверь. ( Он же не работал?)
              - Извините, я должна открыть дверь.
Что случилось, Милая, на тебе нет лица. И ...как ты оказалась здесь?
              - И ты ещё меня спрашиваешь, Подруга. Ты меня попросила срочно приехать...К  телефону ты не подходишь, я звоню в дверь уже  полчаса...
             - Проходи и познакомься. Это -  Тринадцатый...
             - Оригинально, но здесь никого нет кроме нас с тобой.
Ну, Подруга, ты меня сильно напугала. Позвонил твой Никита и просил немедленно приехать к тебе.Что случилось?
                - Потом был удар и меня отшвырнуло назад, затем прижало к  входной двери. Больше я не помню. Нет,...был ещё какой-то страшный шум-свист, когда стоишь на платформе, а мимо пролетает скорый поезд.
А почему каминные часы стоят на полу и...стоят.

             - Немедленно их надо выбросить! Они показывают время только прошедшее!
За окном небо омрачилось, нахмурилось. Картина на комоде странно изменилась. Краски пожухли.

             - Это особенность картины. Я всё поняла! На душе какая – то необъяснимая тревога. Этот запах радона. Мне надо немедленно позвонить Никите!
             - Да ты, Подруга,  бредишь. У тебя жар.
            - Я немедленно должна позвонить.  Мой телефон разряжен. Дай мне свой...
             - Ало, что случилось с Никитой Ильичом?... Это произошло только – что?... кто мне сообщил? Кто говорит? Его невеста!


*
И каждому из нас отведена своя роль. Иногда она состоит в том, чтобы быть просто вдохновителем, а иногда даже инициатором и учителем.  Иногда появиться в жизни другого человека в тот момент его жизни, когда он стоит на перепутье.

*
23 апреля. День Святого Георгия. Пришел Никита с красной розой и колоском.
              - Поздравляю тебя, дорогая!
              - Спасибо, а это мой тебе подарок.

               - Вот это здорово, но почему у Георгия нет белой шапочки?-расхохотался Никита. А сегодня двойной праздник: сегодня первый день моего отпуска и я в твоём распоряжении.
                - О, у тебя новые часы.  А почему эти новые часы стоят на полу и стоят? Может надо завести механизм?
Часы снова пошли, послышалось приятное их тиканье. Потом перезвон колоколов на Алексеевской церкви. Свадебная фата и белое платье. У входа в храм ждут гости, а около цветущего жасмина  стоит Художник и разговаривает с лысеющим бородатым мужчиной в белом костюме.

*
Прошли годы. Старший сын Кирилл  окончил институт, а дочь Кристина готовилась ко вступительным экзаменам  в МГУ.
Маленький кабинет в роддоме № 4. За окном серо - серебристое небо. На диване сидит седеющий доктор, без шапочки. Через 7 минут операция. На стене висит картина «Святой Георгий убивает  Змея». Эта картина приносит удачу.

*

Все мы обрастаем панцирем, чтобы защититься от грубых толчков внешнего мира. Но однажды замечаем, что этот панцирь защищает и от того, что дает жизни смысл — от встречи открытого сердца с открытым сердцем, от нежности, которой жаждет душа...
               
                www.youtube.com/watch?v=Fdnf6dHbxPw