Диалог о св. Иосифе Волоцком и святости Церкви

Константин Матаков
                ***

Роман: Доброго времени суток, Константин! Прошу помощи в общении с пятидесятниками. Общаюсь с пятидесятником, который осуждает церковь в "инквизиции", в кровавых расправах над инакомыслящими (еретиками). Мои аргументы в защиту церкви закончились вот на таком его вопросе ко мне: у вас те люди, которые руководили кровавыми расправами, не только не были отстранены от служения, но еще и причислялись вашей церковью, к лику святых, одним из примеров этого является Иосиф Волоцкий, который в 15 веке, руководил истреблением жидовствующих. Ваша церковь впоследствии не только не осудила это кровопролитие, но еще и причислила к лику ваших святых этого человека. О чем это говорит, ты все никак не понимаешь? Ваша церковь не осудила ни одно кровопролитие творившиеся в лоне вашей церкви веками. Стригольников убивали, жидовствующих убивали, староверов убивали, протестантов убивали и все это, творила ваша церковь. И если ты мне твердишь, что виноваты отдельные ваши пастыря, а не вся церковь, то почему ваша церковь не осудила их, и их злодеяния? А наоборот, даже причисляли к лику святых. Ваша церковь за все это не покаялась и не осудила все это, значит, она согласна с этим. И не считает виновной не себя, не тех, кто это творил в вашей церкви. Сколько раз, я тебе уже об этом говорил, и ты опять спрашиваешь одно и тоже, и никак не поймешь. Эта вина всей вашей церкви и она ее не признает, потому что не считает, что все это было неправильным. Ваша церковь считает, что все было правильно, пролили кровь, значит, так было нужно. Так считает ваша церковь и сегодня, и поэтому не кается. У вас все эти люди, творившие это зло, продолжали священнодействовать как ни в чем не бывало и рукополагать других. Как при этом всем, у вас мог передаваться Дух Святой, при таких рукополагающих? Почему ваша церковь не осудила Иосифа Волоцкого за жестокие убийства? Помогите, пожалуйста, дать правильный ответ.
Константин: Иосифа Волоцкого очевидно причислили к лику святых не за преследования еретиков, а за его монашеский подвиг в первую очередь. Далее, Церковь никогда соборно (7 вселенских соборов) не провозглашала, что убивать еретиков - это благое дело. Соборы (см. историю церкви) как правило осуждали ереси - в каких ересях виновен Иосиф Волоцкий? Наконец, а что - какой-то собор постановил считать Иосифа Волоцкого святым именно потому, что он оправдывал казнь еретиков? Где тексты? Наконец, надо вспомнить что современником св.Иосифа был Нил Сорский, глава нестяжателей, который как раз осуждал казнь еретиков - и Церковь его канонизировала. Если бы она благословляла казнь еретиков, то как она прославила св.Нила Сорского, который был активно против этого? Осудить нечто можно, если бы то была соборная позиция Церкви (как у католиков) - но ее не было. А преследования старообрядцев проводились гос-вом, которое лишь использовало церковь в качестве орудия. Тут можно только указать, что служителям Церкви надо было активнее отстаивать свою позицию, а не идти на поводу у гос-ва. И потом, как этот чел представляет "покаяние Церкви в целом"? Кается не за себя, а за что-то в прошлом? Но насколько преступления православных, которые конечно были в истории - были общецерковной позицией? Патр.Кирилл - не Папа Римский, он не считается главой Церкви, ибо глава Церкви Христос - и поэтому у него нет полномочий от имени Церкви совершать какие-то действия такого плана - а Папа может даже вводить единолично новые догматы. Не надо путать еще святость и непогрешимость - у св.Иосифа были свои грехи, но кто сказал что он в них не покаялся? А апостолы не грешили? Однако мы считаем их святыми. В православии инквизиции не было - значит, оно не провозглашало чуть ли не догматом - борьбу с еретиками на уничтожение. И еще по поводу "мирных 50ков": как Ваш знакомый относится к тому, что топ "пятидесятнических откровений" возглавляет фраза президента Гватемалы Риоса Монтта (пятидесятника), -"Иисус велел мне расстрелять еще тридцать тысяч коммунистов" - много пятидесятнических церквей его осудили?
Дело в том, что у 50ков как Вы знаете - каждый является святым - они готовы признать святым Риоса Монтта? Они собрались все вместе и его отлучили? А как быть с президентом США Гарри Труменом, который отдал приказ бомбить Хиросиму и Нагасаки? Погибло сразу тысяч 200. Он был баптист - баптисты его анафематствовали? Означает ли это, что баптисты одобряют ядерные бомбардировки везде и всегда? Каждый баптист - тоже святой, и? Вот мы говорим о "согласии отцов" - если нет соборного решения. Есть ли согласие отцов в случае убийства еретиков? Все отцы учили вере в Троицу, допустим, - учило ли большинство из них насилию над еретиками?
Роман: При Иосифе Волоцком был проведен собор, на котором и решили предать казни жидовствующих. Как церковь могла пойти на такой шаг?
Константин: Проблема в том, насколько этот собор был принят полнотой церкви? В 1727 на поместном Константинопольском соборе фактически были узаконены разрешительные грамоты - аналог индульгенций, - означает ли это, что индульгенции это часть православной догматики?
Роман: Если тот собор не был принят всей церковью, то почему тогда вся церковь не осудила тех, кто принимал участие в том поместном соборе?
Константин: Потому что практика отлучения в основном с ересями связана, да и то.. Вот Августин учил о предопределении почти в духе Кальвина, его прославили, а часть поместных соборов даже приняла его доктрину, но ни один собор не осудил Августина за ересь - однако в православное Предание его теория предопределения не вошла. Или св.Димитрий Ростовский - его канонизировали, однако его доктрину непорочного зачатия Богоматери, чисто католическую - при этом не осудили, однако в Предание она тоже не вошла. В православии соборное анафематствование кого-либо - давно уже редкая вещь, и у нас много "догматического бессознательного", когда соборы не осуждали нечто (скажем догмат чистилища), но фактически мы его не принимаем. Кстати, Августин одобрял принудительные меры против еретиков..
Роман: Ну, одно дело одобрять, другое исполнять. Все же церковь была согласна с действием Иосифа Волоцкого, а это не совсем правильно. Не посоветуете хорошего историка, кто мог бы помочь найти ответ на данный вопрос?
Константин: Нет.
Роман: Спасибо, что удели время! Спаси Вас Господь!
Константин: Спаси и Вас! Да и чем Вам поможет историк - изменит факты из истории Церкви? поменяет житие св.Иосифа? Церковь свята не потому, что состоит из святых и не потому, что все соборы святые - а потому что хранит истину сквозь все исторические грехи.
Роман: Не историю изменить, а помочь дать какой-нибудь оправдательный ответ. Если конечно он есть.
Константин: Я попытался - в меру скромных сил.
Роман: А как же вот такой стих, любимый для сектантов, "чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока". А тут жестокие убийства.
Константин: Здесь имеется в виду идеальное состояние - жестокие убийства были в любой христианской группе - вот президент Гватемалы тому пример.
Роман: Получается, что слова ни пятна или порока, относятся только к учению?
Константин: Относиться к святости всех членов Церкви они не могут заведомо. А так - речь идет о призвании Церкви.