Серениссима

Тышкевич
Этому городу посвятили восторженные строки целые поколения писателей и поэтов. Его неповторимый, ни с чем несравнимый облик запечатлён на многих известных живописных полотнах.

Противоречивый, блистательный город, загадочный и прекрасный, открытый и беспощадный, жизнерадостный и умирающий, объект восторгов и разочарований.
Один из красивейших прибрежных городов мира, Серениссима (Светлейшая) Венеция, сказочный тонущий корабль, "мечта, сотканная из воздуха, воды, земли и неба" по словам Гете, скорей всего не доживет до следующего столетия. По крайней мере обитаемой людьми. Её ждет участь Помпеи, только залитой не лавой, а морской водой.

В античные времена здешние места заселяло племя венетов. От них собственно и пошло название Венеции. Венетский диалект итальянского здесь жив и поныне.
В сложные времена заката и распада Римской империи, когда сюда поочередно  вторгались вестготы, гунны Аттилы и лангобарды, местные жители искали себе убежища на прибрежных островах, основывая там поселения.

Ушлое островное население Венецианской лагуны, со временем перешедшее под власть Восточной Римской империи, стало объединяться,  решив освободиться от опеки Византии. Возникла Венецианская республика, ставшая со временем богатым торговым и военным центром между Константинополем и империей Карла Великого.

Город на острове Риальто, будущая Венеция,  стал известен с IX века. В 828 году сюда, в Венецию, были перенесены украденные в Александрии мощи Святого Марка, ставшего ее небесным покровителем. К концу IX века город Святого Марка приобрёл ту структуру островов и каналов, которая известна и поныне.  Здесь была построена сеть оборонительных сооружений, включая стены и цепь, перегораживающую  вход в Большой канал.

Окрепшее островное государство начало захватывать берега Адриатического моря, со временем полностью его контролируя. Венецианский флот господствовал в Средиземноморье. Во времена Крестовых походов, неутомимо конкурируя с Генуей и Пизой, Венеция распространяла своё влияние на Ближний и Средний Восток.

Пика могущества республика достигла в 1204 году, когда правящий там дож Энрико Дандоло вместе с французскими крестоносцами делил владения разоренной Византийской империи, получив 3/8 её территории.

Венеция постоянно конфликтовала с Генуей и в конце концов в середине XIII века ввязалась с ней в затяжную войну. Нейтрализовать неугомонных генуэзцев венецианцам удалось только к 1381 году.

Республиканское правление, уникальное для того времени по отсутствию вассальных отношений, со временем все больше попадало под влияние олигархии и родовитой знати. Потомственные аристократические кланы толстосумов усиливали свои позиции.

В конце XV века Венецианская республика, обросшая многочисленными колониями, процветала, внушая страх врагам. Республика неслыханно разбогатела на торговле и войнах. Сама Венеция, тогда со 180 тысячами населения, становится крупнейшим после Парижа городом континента.

Здесь как нигде в Европе были развиты ремесла и промышленность, образование и культура. Свободные граждане Венеции были весьма  зажиточны, налоги незначительны. Инквизиция была только политической,  власть  веротерпимой и договороспособной. К протестантам относились с пониманием. Венеция всегда дистанцировалась от упертого папского Рима.

Евреев здесь особо не преследовали, дозволяя заниматься ростовщичеством и медициной. Именно в Венеции, в 1516 году родилось понятие "гетто", особого квартала, заселенного евреями. Городские власти решили поселить их на острове, где находился литейный завод с залежами шлака - «gheto» на венецианском языке. Евреи обязаны были носить особый знак отличия. В начале это был жёлтый круг на груди, впоследствии того же или красного цвета шляпа.

В 1498 году португалец Васко де Гама открыл морской путь в Ост-Индию через Африку, лишив Венецию преимуществ в морской торговле. Начинались распри с крепнущими османами, приведшие к постоянным войнам. Мешали развитию и козни папского престола.

В начале XVIII века Османская империя уже значительно сократила владения Венеции. Республика ужалась в пределах Адриатики, где осталось проживать около 2,5 млн человек. Ее участие во всемирной торговле упало до минимума.

Конец независимости Республики положил Бонапарт. 12 мая 1797 года последний из 120 предшествующих дож Лодовико Манин подписал отречение, 16 мая французы вошли в Венецию. Венецианская республика пала.

Позже по мирному договору 1797 года в Кампо-Формио сам город отошел во владение к Австрии. В состав Италии Венеция перейдет только в 1866 году.

Сегодня Большая Венеция является крупным портовым городом, административным, промышленным и научно-образовательным центром Италии с населением порядка 270 тысяч.

Но для мира интересна и значима её островная историческая часть, туристическая мекка, которую ежегодно посещают около 20 млн человек (более 50 тысяч в день), где ежегодно проводится знаменитый карнавал и проходит не менее известный кинофестиваль, Венеция, включенная в список мирового наследия.

Времена расцвета Венецианской республики в XIV-XVI веке определили незабываемый архитектурный облик старого города на 118 островах Венецианской лагуны, разделенных 150-ю каналами и протоками, через которые переброшены почти 400 мостов.

На центральной площади находится Собор Святого Марка IX-XIV века, Дворец дожей XIV—XVI веков, Старая библиотека Сан-Марко XVI века, здания религиозных братств-скуол, монастыри.
 
Вдоль каналов и узких кривых улиц стоят богато декорированные церкви и дворцы. Архитектуру старой Венеции всегда отличали глянец и показная роскошь фасадов, и скромность, а порой убогость и нищета задворков.

Здания строились на сваях из альпийской, а затем и российской лиственницы.
Последняя оказалась особенно пригодной.  Её смолистость настолько высока, что при высыхании древесина становится буквально каменной. Невозможно забить гвоздь, а забитый не вынешь, рвётся металл. В соленой воле она не гниет и практически не портится. Знаменитая Санта-Мария-делла-Салюте стоит примерно на ста тысячах деревянных свай. Всего же при строительстве этой церкви было использовано около миллиона деревянных балок.

4-километровый мост Свободы (Ponte della Liberta), созданный по решению Муссолини, соединяет островную часть с материковой.

А первый островной мост, который обычно видят туристы, расположен рядом с вокзалом и соединяет  районы Санта Кроче (Santa Croce) и Каннареджо (Cannaregio), разделенные Гранд-каналом. Это мост Скальци (Ponte degli Scalzi), мост Босоногих. Рядом когда-то здесь любили собираться нищие.

Построенный в 1591 году мост Риальто (Ponte di Rialto) - один из самых старых. Некогда на нем во всю торговали местные купцы.

А самый известный, пожалуй, мост Вздохов (Ponte dei Sospiri). Из белого мрамора, он был построен в 1602 году по проекту Антонио Контино (Antonio Contino), чей дядя был автором моста Риальто. Мост соединил  здание Дворца Дожей, где судили преступников, с городской тюрьмой.

Гранд-канал (Каналаццо) - самый большой в Венеции: длина почти 4 км, ширина от 30 до 70 м, и самый  красивый. Через него перекинуты 4 возведенных  моста. Это по сути центральный городской проспект. В него впадают 45 более мелких каналов, некоторые шириной всего 5 метров. Канал окружен богатыми особняками, роскошными палаццо и торжественными соборами.

В районе Каннареджо, на Гранд-канале расположен элегантный дворец Ка’д’Оро или  Палаццо Санта-София, построенный в XV веке знаменитыми архитекторами Бона для могущественной в то время семьи. Его еще называют «Золотым домом» из за фасада, отделанного сусальным золотом. Увы, со временем оно облезло. Последний его владелец, барон Франчетти, собиратель скульптуры и живописи, отдал дворец под музей.

Главная достопримечательность, визитная карточка Венеции - это, разумеется, площадь Святого Марка (Piazza San Marco), с расположенным на ней одноименным собором с привычными взгляду туристов стаями голубей, которых по легенде привезли сюда когда то из Египта в подарок супруге венецианского дожа. Собор непривычного для Италии византийского стиля подчёркивает открытость торгового города, эклектику его архитектурного облика. Венеция всегда жадно впитывала в себя чужие идеи и тенденции.

В роскошный ансамбль площади входит построенная в XVI веке колокольня (кампанила). Это самое высокое сооружение Венеции. Ранее она служила еще и маяком. Отсюда открывается красивейший вид.

В северной части площади находится Часовая башня Св.Марка XV века. Её верхушку украшает символ Венеции - крылатый лев, а циферблат часов спроектирован так, что был  виден всем прибывающих в город путешественникам.

Льва, держащего книгу, может увидеть на многих старинных зданиях города,. Если книга открыта, то  строили в мирное время. Ну, а если закрыта, то Венеция находилась в  состоянии войны.
 
Дворец Дожей - именно здесь жили правители Венеции. Величественное здание строили и реконструировали более 100 лет. В нем заметно влияние готики, мавританской и византийской культур. Сейчас там музей.

Какая же Италия без оперы. На площади Кампо Сан Фантин находится главный оперный театр Венеции Ла Феничи (Феникс). Он не раз горел и каждый раз восстанавливался, становясь все роскошнее. С ним тесно связано имя Россини.

На площади Св.Марка стоит заглянуть в помпезный музей Каррера, доставшийся городу с коллекцией живописи от Теодора Каррера, представителя влиятельного аристократического клана. Здесь находится Фонд венецианских музеев.

Галерея Академии (Gallerie dell’Accademia) находится на южном берегу Каналаццо. Здесь хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV-XVIII веков. Раньше тут располагалась школа искусств. Здание значительно расширили. Теперь здесь 24 выставочных зала, где представлены работы Тициана, Каналетто, Венециано.

В устье Большого канала еще одна жемчужина - Санта-Мария делла Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute), церковь, увенчанная башнями в стиле эпохи Возрождения. Её заложили в 1631 году в честь избавления Девой Марией Венеции от чумы. Строилась она почти 50 лет.

Современное искусство представлено в галерее Пегги Гуггенхайм, племянницы известного коллекционера.

Культовое кафе «Флориан» в Венеции — это как «Клозери-де-Лила» для парижан. Вообще то,  это по сути первое итальянское кафе. Оно открылось на этом месте в 1640 году и называлась поначалу «Араб». Именно отсюда взял начало напиток, без которого теперь Италию представить невозможно. Итальянский кофе во все его многообразии.

Главная достопримечательность острова Сан-Джорджо-Маджоре - одноименный собор, возведенный в начале XVII века на месте разрушенного землетрясением  бенедиктинского монастыря X века. 40 лет достраивали проект Андреа Палладио его ученики. Храм украшают произведения Тинторетто «Последний ужин» и «Манна небесная».

Базилику XIV века Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари с 70-ти метровой колокольней на площади Сан-Поло привычно для Венеции отличает сочетание стилей - готического, венецианского и византийского. Здесь можно увидеть картину «Мадонна Пезаро» гениального Тициана и скульптуру Иоанна Крестителя великого Донателло.

В национальной библиотеке Св. Марка  «Марчиана»  более миллиона печатных изданий, включая 13 тыс. рукописных документов и 24 тыс. книг начала книгопечатания.

Один из примечательных районов окраин Венеции - Бурано. Он поразит не архитектурой, а цветовым решением. Каждый дом яркого, закрепленного за ним Колорадо. Местная байка объясняет такое решение заботой о местных выпивохах, чтобы они сгоряча не попутали жилище.

Несколько выбивается из общей картины мост Конституции. Построенный в 2008 году из стекла и металла он до сих пор вызывает споры о своей уместности.

Говоря о Венеции, в первую очередь вспоминают все-таки знаменитые гОндолы. Именно так произносят местные жители. Когда-то основной вид городского транспорта, сейчас это забава для туристов. Практичные венецианцы относятся к ним скептически и стараются не пользоваться.

Их количество строго регламентировано и постоянно уменьшается. Сегодня их 425. Профессия гондольера передаётся пр наследству. Дело непростое, нужно долго учиться. Лицензия стоит немалых денег. Их работу контролирует Ассоциация гондольеров. В 2009 году в рядах гондольеров появилась первая женщина.

Все гондолы родом из Венеции. Их делают здесь  в двух мастерских. Состоят они из 280 частей и 8 сортов дерева. На изготовление уходит месяца четыре. Стандартные размеры - 11 метров длины,, 140 см ширины. Вес около 600 кг. Гондолы асимметричны, левый бок шире правого, так легче управлять одним веслом. Металлический нос служит противовесом и имеет символическое значение. Каждая имеет собственное, чаще женское имя. Стоимость гондолы повыше цены среднего автомобиля, тысяч 40 евро.

Когда то они были ярко раскрашены. Но после трёх эпидемий чумы, когда на них не успевали вывозить многочисленных покойников, из уважения к смерти за ними закрепили привычный теперь чёрный цвет.

Венеция Средневековья больше всего боялась чумы. Трижды эта беда накрывала скученный город, выкашивая население. С остальными угрозами как то справлялись. Венеция берегла себя. Во время двух мировых войнах здесь погибло всего 200 человек, да и те утонули, когда отключалось электричество.

Главная причина сегодняшнего бедственного положения города - нарушение водного и атмосферного режимов. Предки венецианцев строго следили за сохранностью уровня лагуны и подпочвенных вод. Еще в 1501 году городской Совет десяти постановил, что  каждому, кто посмеет "так или иначе повредить общественную плотину, проложить под землей трубу, чтобы отвести воду, а также углубить или расширить каналы... отрубят правую руку, вырвут левый глаз и конфискуют все принадлежавшее ему имущество".
 
Венеция всегда находилась под угрозой затопления и дважды перестраивалась за свою историю. Город уходил в воду под тяжестью собственного веса. Помимо этого постоянно шел его размыв из за наводнений.

Потомки только подгадили. До 1960-х годов 90% воды венецианцы добывали из артезианских бассейнов, в результате только за 35 лет грунт осел на 6 см. Его уровень стали мерить с 1926 года.

4 ноября 1966 года в Венецию пришло катастрофическое наводнение. Морские волны, достигнув двухметровой высоты, перехлестнули цепочку прибрежных островов. Фундаменты не выдержали. Вода затопила первые этажи зданий, магазины, ремесленные мастерские, подтопила нефтехранилище, ломала мебель, портила книги и исторические документы. Она не уходила трое суток. Из строя вышло энерго и газоснабжение, телефонная сеть. Многие береговые сооружения были уничтожены.

Чтобы спасти «Серениссиму» власти запретили использование подземных источников для нужд заводов и фабрик в материковой части, а также закрыли артезианские колодцы в самом городе.
 
За последние 50 лет уровень воды в городе поднимался выше обычного на 1 метр более 130 раз. Почва опускается в море все быстрее. Когда-то по полсантиметра в год, темп порой возрастал до 12 мм.

Для спасения уникального города был разработан и торжественно открыт в 2003 голу проект MOSE. Он предусматривает строительство герметичных дамб  вокруг города. Но уже сейчас подвергается резкой критике из за низкой эффективности и угрозы вымирания редких видов обитателей лагуны. Да и работы из за коррупционных скандалов идут на нем не шатко, не валко.

Наводнение ноября 2019 года только усилило тревогу. Оно стало не намного слабее катастрофы 66-го года. Уровень поднявшейся воды был лишь на 5 см ниже. Собор Святого Марка затопило за 1200 лет его истории в шестой раз, при том, что четыре раза это происходило за последние 20.

Но это еще не все неприятности Венеции.

Индустриальный комплекс Потро-Маргера  находится всего в 5 км от Дворца Дожей. Его сернистые пары едким туманом разъедают фасады и бронзовые статуи, проникают внутрь музеев.

Уже в 60-х годах  внушало большую тревогу состояние 400 дворцов, 22 монастырей и 86 церквей.

Квадрига из позолоченной бронзы на лоджии базилики Сан-Марко - один из символов города. У неё лихая судьба. Украшавшая константинопольский ипподром, она была вывезена в Венецию в ходе 4-го Крестового похода в 1204 году. Наполеон, захвативший город в 1797 году, вывез её в Париж. Её вернули Венеции только после хлопот известного скульптора Антони Канова в 1815 году. Во вторую мировую квадригу прятали в городе Доли. Но больше всего вреда ей нанес не враг, а окружающая среда. В 70-х пришлось квадригу отправить на длительное лечение к реставраторам. С 1982 года оригинал хранится внутри базилики, а фронтон украшает точная копия, уже порядком изъеденная.

В церкви Санта-Мария делла Салуте на фасаде к табличке "Осторожно!" кто-то приписал "Падают ангелы". И действительно, со стен церкви осыпаются лепные фигуры херувимов и серафимов.
 
Материковая зона включает заводы нефтепереработки и нефтехимии, металлургии, электротехники, судостроения, электростанции, предприятия транспортной логистики.
В Венеции есть два железнодорожных вокзала: островной Санта-Лючия и материковый Местре. Время пути до Рима - 3,5 часа. На Римской площади находится городской автовокзал Венеции.

На материке расположен, один из крупнейших в Италии,  открытый в 1960 году, международный аэропорт Марко Поло. В 20 км в Тревизо есть еще один L'aeroporto "Antonio Canova" di Treviso-Sant'Angelo.

Морской порт Венеции обслуживает 2,3 млн пассажиров в год, принимая свыше 600 круизных лайнеров, и кроме того, является универсальным грузовым комплексом,.
Вредные выбросы предприятий и порта приводят к эрозии городских фасадов и скульптур.

Глобальное потепление только ухудшает положение.

Учёные сходятся во мнении, что в ближайшие десятилетия Венеция станет непригодной для жизни, а через сотню с небольшим лет окончательно скроется под водой.

Население исторической части Венеции, растущее до середины XX века, теперь неуклонно сокращается. Сейчас здесь постоянно живут меньше 60 тысяч человек.
15 тысяч квартир, расположенных на первых этажах старинных зданий, постоянно заливает водой, они лишены санузлов и отопления и мало пригодны для проживания,
В 2009 году группа горожан уже собралась хоронить Венецию, устроив показательную похоронную процессию.

Канализации в Венеции в современном понимании нет. Тут и сантехников то на весь город всего 20 человек. Все продукты человеческой жизнедеятельности уходят прямо в каналы. Их система издревле была продумана очень грамотно. Сточные воды не задерживаясь стекали в самый длинный 4-х километровый Гранд-канал, а оттуда каждые 12 часов с отливами в морскую лагуну. При этом вода в каналах оставалась сравнительно чистой. Новое время добавило септики под дома и отстойники на выходе в море с гидравлическими затворами.

Вроде все продумано, но временами подванивает, не без этого. Кстати, и общественный туалет найти в Венеции непростая задача и стоит это удовольствие 2 евро.

В отличие от канализации с водопроводом в Венеции полный порядок. Водопровод протянут с материка, из местечка Скорце из тех же скважин, где разливается минеральная вода «San Benedetto».

Уже в XIV веке в Венеции появилось управление общественной санитарии и гигиены. Сегодня горожане пользуются  системой IRIS. По вызову городская служба приезжает, чтобы забрать скопившийся мусор.

В старой Венеции только одно кладбище. Каждые 7–10 лет большая часть могил на острове-кладбище Сан-Микеле эксгумируется, и останки помещаются в колумбарий.
Некогда Венеция была городом моряков. Здесь тогда существовал первый в мире конвейер на судоверфях. В день на воду спускали по одной торговой галере. Ныне многотоннажным судам запрещен вход в канал Гранде. Прибойная волна заливает первые этажи дворцов и старинных зданий. Ступеньки многих из них и так уже давно покрыты водой.

Около 40% венецианцев имеют свои лодки, а заодно трудности с их парковкой. Парковочное место на воде стоит дорого и очень ценится. Для судом меньше 6 м и не больше 40 л.с права на управление не требуются. Скорость судов разрешена не выше 20 км в час, чтобы волны не наносили ущерба домам.

В Венеции нет ни автомобилей, ни автобусов. Роль  общественного транспорта выполняют речные трамвайчики "вапаретто". Велосипеды тут тоже под строгим запретом, исключение делается только для детей.

Вместо пожарных машин тут пожарные катера. Причем с водой у них проблемы. Морской пользуются только в крайнем случае. Соль  портит и здания и мебель.
Несмотря на неудобства, самая затратная недвижимость в Италии – это к  Венеции. Тут  самые дорогие квартиры и проживание. Мест для магазинов не хватает,  продуктами торгуют прямо на улице.

Сегодня по закону здесь нельзя повышать арендную плату или выселять коренного венецианца, а переселять можно только  в лучшие условия. Поэтому недвижимость сдаётся приезжим.

Венецианцы от веку прагматичны. В XVIII веке карманники могли сдавать государству награбленное под определенный процент. Республика поощряла предприимчивость.
Издавно отставные служащие Венеции, либо их вдовы и сироты, получали пенсию.
Здесь существовала необыкновенно разветвлённая сеть доносов. Для их сбора повсюду были развешаны так называемые "львиные пасти". Донос рассматривался только при указании 2 свидетелей.

В Венеции было создано специальное бюро, которое надзирало за тем, чтобы цены на еду не превышали допустимых норм.

В местных кафе венецианцы всегда рассчитывают на хорошие скидки. Туристам это не светит.

Среди выдающихся уроженцев Венеции - Беллини и Вивальди, Гольдони и Казанова, Каналетто и Карпаччо, Тинторетто и Тициан.

Здесь родился, хотя это и оспаривается, но точно умер, знаменитый венецианский купец-путешественник Марко Поло (1254-1324). Большой фантазер, он прожил в Китае 17 лет, и оставил после себя удивительную книгу о своих странствиях, литературный бестселлер того времени. Марко Поло открыл для Европы бумажные деньги, порох, а заодно и мороженое.

В Венеции книгопечатник Альдо Мануцци в XV веке изобрел курсив, тот самый наклон шрифта Italic.

В XVI веке здесь  вошла в обиход газета - рукописный листок с местными новостями. Он как раз и стоил 1 мелкую монетку - «gazzetta».

Старая Венеция зарабатывает сегодня на туризме и ремеслах. Широко известны изделия из стекла с острова Мурано, кружева из Бурано, венецианская мозаика.
Венецианские стекольщики были самыми знаменитыми и умелыми для своего времени. Они не смели покидать пределов города. Раскрытие профессиональных секретов каралось смертью.

В 1500 году современник писал о муранском стекле: “Не существует драгоценного камня, которого не могло бы имитировать производство стекольщиков в прекрасном состязании человека с природой."

В Венеции можно купить небольшие украшения, сделанные из раковин жемчужниц, найденных на Лидо, известных как fiori di mare (цветы моря). Это единственных местных растений в Венеции.

В XVII веке здесь  изготовляли знаменитые венецианские, самые большие зеркала в мире практически в промышленном масштабе.

Знаменитый 10-дневный Венецианский карнавал ежегодно проходит перед Великим постом. У него давние традиции.

На Венецианском карнавале в Средние века дозволялось все. Мужья не узнавали жен, невесты женихов. Пары легко назначали интимные встречи сразу после знакомства. Время безудержного безумного веселья и разврата. Наемные убийцы, их называли  тогда "браво" , незамеченными вонзали кинжалы в тела. Жертвы, хрипя и стеная, падали на землю среди музыки и плясок, а вокруг хохотали думая, что это ужимки опытного фигляра.

6 месяцев в году венецианцам было дозволено носить маски. Самыми популярными ликами были баута и доктор чума, полностью скрывающими лицо и меняющимися голос человека.

Столица Венецианской республики в эпоху Средневековья славилась своей распущенностью. Единственный город в Европе, где была узаконена проституция. В XVI веке при 200-тысячном населении там практиковало 11 тысяч профессионалок. В добавок к жрицам любви можно было смело  отнести пару тысяч монашек свободного нрава. Среди аристократии царили флирт и измены. Содержать знаменитую куртизанку считалось особым шиком. Многие  из них оставили  свой след в истории. Как например, Вероника Франко, cortigiana onesta, то есть «достойная куртизанка», поэтесса и философ, принимавшая в своей постели Генриха III.

В городе существовал «Il Catalogo di tutte le principale et pi; honorate cortigiane di Venezia» («Перечень всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции»).

Туалеты куртизанок и благородных дам поражали открытостью декольте даже в храмах. Грудь была практически обнажена, соски прикрывали сеткой или прозрачной тканью. Не отставали и монахини, почти каждая имела любовника.

Гомосексуализм уже тогда  был бичом общества. Городские власти в XVI веке для  стимулирования гетеросексуальности пошли на необычный шаг, издав указ, обязывающий куртизанок сидеть у открытых окон с обнаженной грудью. Так что секс-витрины придумали именно здесь, а не в Амстердаме. В районе Риальто до сих сохранилось историческое название  «Fondamenta di Tette» – Набережная Сисек.
С XV века венецианки лёгкого поведения ввели моду на осветленные волосы. Говорят, что для этого они использовали чуть ли не лошадиную мочу.

У дам была популярна обувь (чапини) на высокой платформе (цоколли), доходившей в высоту до 50 см. Её богато декорировали кожей, шелком, драгоценными камнями. И красиво, и от грязи защита, да  и ноги  не промокали. Отношения с водой здесь всегда были сложные.

Сегодня главное тусовочное место молодёжи в Венеции - площадь Санта-Маргарита.

В Венеции Джузеппе Чиприани изобрел популярный в Италии коктейль «Беллини», смесь игристого вина с персиковым пюре. Этого популярного в 30-х годах прошлого века владельца богемного  "Бара Гарри"  считают  создателем и знаменитого карпаччо,  приправленных соусом слайсов сырой говяжьей вырезки.

В венецианской кухне немало оригинальных  блюд. К примеру, «sande in saor» - жареные сардины, вымоченные в уксусе вместе с изюмом, луком и кедровыми орешками или спагетти «alle sepia nere» с чернилами каракатицы. Можно вспомнить о «baccala mantecatto» - блюде из норвежской трески, или кольцах кальмара «polpette di carne», либо об собом виде венецианского ризотто, более жидком, известным как all’onda (с волнами). Хороши маленькие бутербродики чикетти. Стоит попробовать легендарную печенку по-венециански «fegato alla veneziano». И конечно поленту. Венецианцы обожают эту кукурузную кашу.

Здесь куча рыбных ресторанчиков, где свежую рыбу чистят чуть ли не на набережной.
Главный напиток региона Венето, в том числе и Венеции - белое сухое игристое вино Prosecco (Просекко). Популярны освежающие ярко окрашенные коктейли spritz (сприц), на основе белого вина, кампари и газированной воды. Кампари иногда заменяют аперолем. В бокал кладут оливки и подают с чипсами.

Поездка в Венецию сама по себе является праздником. Ну, а уж если попасть там на какое то реально значимое событие, то это праздник вдвойне. Для Венеции это конечно биеннале,  кинофестиваль и карнавал. Но не менее интересен, например,  Реденторе (Redentore), когда каналы заполняются украшенными лодками, на которых вовсю отрываются венецианцы.

Ежегодно в первое воскресенье сентября на Большом канале проходит костюмированная «историческая регата» старинных лодок (Regata storica).

Не стоит, наверное, ехать в Венецию в ноябре и  декабре.В это время часто поднимается уровень воды, и город  затапливает.

Можно долго описывать красоты и чудеса Венеции, рассказывать о достопримечательностям этого удивительного города, рассматривать картины, фото и открытки, но чтобы ощутить её колдовское очарование нужно побродить по узким улочкам, прокатиться на речном трамвайчике по  каналам, налюбоваться фасадами старых домов, посидеть в местных кафешках, послушать темпераментный венецианцев, поглядеть на ритм их жизни, попробовать местных блюд и напитков, почувствовать интонации города, и пусть ненадолго ощутить с ним свою сопричастность.

Торопитесь, пока еще есть время посидеть где-нибудь на Славянской набережной за бокалом сприца,  и понаблюдать, как погружается в воду возможно самый самый удивительный город в мире.
25 марта — день города Венеции.