Прохвост, которого все любят 12

Олег Самсонов 3
                Ты прохвост, каких свет не видывал

           Поль один.  Слышится крик хозяйки: «Поль! где ты, бездельник, шляешься?»

   П о л ь. Легка на помине. Сейчас явится.
   Г е р ц о г и н я (входит). Поль, ты передал мадам Ленон* и ее дочери, чтобы они явились к обеду?
     П о л ь. Как вы изволили приказать.
     Г е р ц о г и н я. А во сколько ты передал им явиться?
     П о л ь. Ровно в два, как вы велели.
     Г е р ц о г и н я. У меня голова идет кругом. Я всё время всё путаю. А они такие несобранные. Боюсь, опоздают и столкнуться с маркизом. А мне непременно надо их подготовить до его прихода.
    П о л ь. Напрасно беспокоитесь. Они придут ровно в два, а маркиз в четыре, как вы написали в записке, которую я ему передал.
     Г е р ц о г и н я. А вдруг они опоздают?.. Волнуюсь я.
     П о л ь. Может быть, мадам нужна моя помощь?  Вы только скажите!
     Г е р ц о г и н я. А и вправду. Ты прохвост, каких свет не видывал. Но маркизу ты нравишься. Ему доставляет удовольствие видеть, как ты жульничаешь в картах. Почему бы мне не попробовать?
     П о л ь. О чем это вы, хозяйка?

     Г е р ц о г и н я.
                Всё скажу тебе, подожди…
                Но сначала меня успокоишь:
                Ни одной душе без нужды
                Никогда ты рта не раскроешь.
          П о л ь.
                В этом будьте, мадам, вы покойны.
                Буду нем я как будто покойник,
                Что ни скажите, тут же забуду. 
                Верой, правдой служить я вам буду.
          Г е р ц о г и н я.
                Хорошо. Тогда слушай меня:
                В разговоре с маркизом
                Стань сегодня подлизой.
                И, немного Жюстину браня,
                Отзовись о ней дурно.
                Но не слишком, не грубо – культурно. 
          П о л ь.
                Чтобы я – и Жюстину ругал?
                Мой ответ: ни за что! никогда!

         Г е р ц о г и н я.
                Не пороча нисколько Жюстину,
                Ты ругать ее будешь хваля.
                Заведешь ты свою пластину,
                Мол, невинна, невинна она!
                Как в деревне жила,
                Как молилась без сна.
                Как ходила в церковь, не глядя,
                Кто идет впереди, а кто сзади.
                Ну, не мне ж тебя надо учить! 
                Сам научишь соврать и словчить. 
                Не ругаем Жюстину, а хвалим,
                Коль невинной ее мы представим. 
                П о л ь.
                Хоть служу вам «ни шатко ни валко»,
                Но скажу я: маркиза мне жалко.
                Так прекрасно мы в карты играем.
                Всё на свете в игре забываем. 
                Г е р ц о г и н я.
                Надоели твои рассуждения.
                Вот мое тебе будет решение:
                Или делаешь, что я хочу,
                Или палкой тебя проучу!
          П о л ь (почесывая затылок).
                Так как битыми мы уже были,
                Выбираю я первое «или». 
                Ведь маркизу не будет вреда,
                Коль немного совру – не беда.          
          Г е р ц о г и н я.
                Подарю я тебе луидор,
                Если выполнишь наш уговор.
                И в придачу
                Возьму летом на дачу.         
                (Уходит.)   
    П о л ь. Теперь мне окончательно стало ясно, чего желает коварная герцогиня! Ее план у меня как на ладони. Как на этом вот карточном столе!.. Она хочет женить маркиза на нашей Жюстине. Но зачем это ей понадобилось? Какой ей от всего этого прок? Это я должен узнать во что бы то ни стало! А пока, ничего не поделаешь, буду помогать герцогине женить маркиза на Жюстине, потому что Жюстина, ей-Богу, достойна того, чтобы стать маркизой!

 
  *Мать Жюстины, в прошлом девушки легкого поведения, на которой герцогиня хочет женить маркиза, своего бывшего любовника, в отместку за то, что он бросил ее.

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а