Пес по кличке Лорд

Виктор Безпалов
Пес по кличке «Лорд» из породы далматинцев попал к нам на судно не по своей воле. Так уж получилось, что его хозяин, наш военный представитель в Сомали, должен был срочно покинуть эту страну, а взять собаку с собой, возможности не было. То, что хозяин уходил с судна, как человек убитый горем, было понятно, но и пёс расставание переживал тяжело. Трое суток он не прикасался к пище, и лишь тоскливо подвывал. Экипаж тоже загрустил и, как мог окружал Лорда вниманием. Моряки, как никто другой, понимают и ощущают разлуку с близкими. Но время лечит, и уже через месяц Лорд доброжелательно относился ко всем членам экипажа, а Стармех, даже забрал его в свою каюту.

Однажды что-то у них пошло не так. Дед (Стармех) за что-то ударил Лорда, но тот не остался в долгу. Через несколько дней, когда Дед по халатности, оставил на диване довольно важный документ, а именно Судовой машинный журнал, тот порвал его в клочья. Судовые журналы тогда были в строгой учёности и заверялись в конторе Капитана порта. Стармех опять его ударил и выставил из своей каюты, но Лорд был умной и, к сожалению, мстительной собакой. Ежедневно Лорд ходил в туалет на коврик, возле двери стармеха. Так он у нас и жил несколько месяцев.

Однажды на пути из Таиланда, мы зашли в Малайзию в порт Джорджтаун, на острове Пенанг. Согласно рейс-заданиям, необходимо было взять максимальное количество каучука. Действительно, груз был взят под максимальную тропическую осадку из расчета, выйти на летнюю осадку уже в Средиземном море. Вроде бы ничего необычного, но комиссар настоял, что бы с судна ушла радиограмма, о том, что перевыполнение рейс-задания посвящается очередной годовщине Ильича. «Так все делают», -  уверял настойчиво комиссар. Вскоре я об этом очень пожалел. Тут еще выяснилось, что пропал Лорд. Поиски собаки привели к тотальному опросу всей вахтенной службы, и выяснилось, что Лорда увел на берег Стармех. Припертый неопровержимыми доказательствами, Дед сознался. Утром следующего дня мы покинули Молоканский пролив и вышли в Индийский океан.

Радиограмма об успешной погрузке была отправлена, а вскоре пришлось давать в Пароходство срочную аварийную радиограмму, и вот почему. В каюту вбежал перепуганный Стармех, крича, что мы тонем. Мы тут же бросились в машинное отделение. Забортная вода уже гуляла на плитах, поступая из туннеля гребного вала. Откачка уже началась, но пока эффекта не было. Напрашивался вывод, что, если течь не устранить, то рано или поздно, насосы будут обесточены и финал вырисовывался трагический. Пока остановили судно и выяснили, что в туннеле выбило дейдвудную набивку, а запасного аварийного сальника не было. Забегая вперед, скажу, что потом был приказ по Пароходству, запрещающий выходить судам в море без аварийного сальника. К сожалению, на море приходится учиться на чужих трагедиях. Заставить людей находится в полузатопленном туннеле гребного вала, было не просто. Отдать должное комиссару, он вел себя как заслуженный вояка-фронтовик, и тоже находится в туннеле. Хотя наше присутствие тут мало что решало, нужны были опытные руки, умения и вера, что работу сделаем.

Несмотря на подлость Деда в поступке с Лордом, от его умения организовать работу зависела судьба судна, а может быть и жизнь членов экипажа. Каждый понимал, что в случае неудачи, выбраться из туннеля гребного вала может не получится, а спасти просто не успеют. Вскоре в туннель, как в отсек подводной лодки, заплыл начальник радиостанции, держа в зубах радиограмму из Пароходства от службы безопасности мореплавания. Там все правильно оценили и на всякий случай сообщили, что с маршрута сняты два наших судна, и следуют к нам с целью, при необходимости, подобрать экипаж. Отпустив радиста, я был вынужден соврать работавшим морякам, что в радиограмме руководство Пароходства верит в способности экипажа справится с аварийной ситуацией.

Несмотря на то, что забортная вода была 24 градуса, люди через 4 часа начали замерзать, у многих посинели губы. К счастью, через 6 часов течь бала устранена. Мокрые, замерзшие, все перемазанные в машинном масле, но счастливые, мы выбрались на верхнюю палубу. Все смотрели друг на друга и смеялись. Надо было разрядить обстановку, и я потребовал, что бы все отправились под горячий душ, а артельщику и повару заготовить горячие бутерброды и пару бутылок водки. Они это заслужили. Радист отправил третью радиограмму за этот день, но теперь уже действительно, победную, хотя текст был короткий: Неисправность устранена. Следуем по назначению. В помощи не нуждаемся.

Концовка того дня была необычной. Бригада собралась у меня в каюте. Все были крайне уставшими, но кто предложил «А не устроится ли нам по такому случаю прямо на ковре капитанской каюты. Такое бывает раз в жизни». Все согласились. Удивительно другое, что о самой работе не говорили, во внимание не принималось, что отказы техники возможны, и бывают. Кто-то уверенно заявил, что это месть Лорда за предательство и измену. Как известно моряки люди суеверные и это предложение было молча одобрено. Все повернулись и уставились на Стармеха. Стармеху ничего не оставалось, как покинуть присутствовавших моряков. А Лорда, действительно было жаль. До конца рейса все об этом говорили, а я вспоминаю и долгие годы спустя.