Как зародить интерес к классической литературе. 1

Елена Гвозденко
В системе образования назрела острая необходимость реформирования содержания школьной программы по литературе. Тексты, которые сейчас рекомендованы, тяжелы, архаичны для современных детей. Вместе с тем общий объем классики сокращать нельзя. Но вопросы содержания решаются профессиональным сообществом, а что делать родителям, как помочь своему ребенку понять и принять классическую литературу?

Предлагаю авторские наработки, которые не просто позволят зародить интерес к чтению книг, но и решить некоторые педагогические задачи. Для начала родителям стоит перечитать произведение, которое будет изучать их ребенок. Читая, отвечаем на вопросы:

- Основная мысль произведения, литературные особенности.
- Чему должно научить ребенка? Какие эмоции вызвать?
- Какой из выбранных приемов наиболее полно раскроет портреты основных героев, вызовет сопереживание?
- Какая информация в этом произведении будет новой для ребенка?
- Что может вызвать трудности?

Если есть экранизация, обязательно посмотрите с ребенком после прочтения. Это важно для передачи атмосферы произведения, закрепления знаний. Работаем над рассказом «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева. Для начала вспоминаем историю создания. Рассказ написан Тургеневым в 1852 году. События, изложенные в нем, происходили в реальной жизни, в доме его матери Варвары Петровны, прообразом барыни стала мать писателя.

Рассказ Иван Сергеевич пишет под арестом, в котором оказался после написания некролога на смерть Гоголя. Тургенев писал его в петербургской «съезжей», где содержались арестованные, под присмотром полицейских приставов. Рядом с комнатой, где находился писатель, была экзекуционная, и Тургенев целыми днями слышал крики крестьян, которых секли розгами, что вызвало воспоминания о детстве, о немом дворнике Андрее, с которым произошла подобная история.

Отвечаем на вопросы:
Произведение должно показать ребенку ужасы положения крестьян при крепостном праве.
Рассказ композиционно состоит из 3 частей, главная задача которых — создать подробный портрет Герасима. Именно Герасим, центральная фигура и собирательный образ народа, — главная идея рассказа. Не случайно Герцен напишет автору: «…не побоялся заглянуть в душную каморку крепостного слуги, где тот имел лишь одно утешение — водку». Образ Герасима противоречив. С одной стороны, это почти былинный герой, открытый, честный, ранимый, а с другой — способен бунтовать, убивая близкое существо.

Наиболее точно высказался Аксаков: «В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений».

Что важно обсудить с ребенком?
1. Крепостное право. Население России делилось на сословия: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне владели крепостными крестьянами как собственностью, они не просто пользовались плодами их труда, но и могли купить, продать, перевезти на другое место жительства, даже разделяя семьи, разлучая мать и детей. Иногда они решали и судьбу крестьян, насильно устраивая браки.

2. Как жили крестьяне в деревне: годичный цикл работ, быт, инструменты и т. д.
3. Как устроен городской дом помещицы, чем занималась челядь.
4. Портреты литературных героев: Герасима, старухи-барыни, Татьяны, управляющего Гаврилы, башмачника Капитона.

Читать лучше по частям:
Жизнь Герасима в деревне и переезд в город. Любовь к Татьяне. История Муму и уход Герасима.

Главная сложность прочтения — незнакомый детям быт, отношения, работа, архаичный язык, противоречивый образ главного героя и оценка его поступка. Текст рассказа позволяет обсудить использованные автором приемы и литературные термины.

Обязательно поговорите с ребенком о прототипах. Прототип — человек, с которого списан литературный герой.
Сравнение — автор прибегает к приему, когда описывает жизнь главного героя в деревне и городе. Деревня, земля, тяжелая работа — среда, которая напитывала его богатырской силой, в городе же этот великан заточен в маленькую коробку и обязанности дворника кажутся ему несерьезными.
Гипербола — сильное преувеличение. Автор сравнивает Герасима с былинным богатырем.

Продолжение следует.