Василиса и Сократ

Алевтин Чувак
  Сократ: - Что такое жизнь?
  Василиса: - Это я.
  Сократ: - А я?
  Василиса: - Я - это жизнь.
  Сократ: - Я, то есть Сократ,- это жизнь?
  Василиса: - Нет.
  Сократ: - Почему?
  Василиса: - Но ведь вы - это вы, верно?
  Сократ: - Допустим.
  Василиса: - Ну, не будете же вы спрашивать, вы это, или не вы. А про жизнь спрашиваете.
  Сократ: - Всё же, я полагаю, что я, Сократ, тоже живой.
  Василиса: - Вы же не знаете, что такое жизнь.
  Сократ: - Я только спросил, что такое жизнь.
  Василиса: - Почему вы спросили?
  Сократ: - Хотел уточнить.
  Василиса: - А я, по-вашему, живая?
  Сократ: - Разумеется.
  Василиса: - Жизнь спрашивает у жизни, что такое жизнь.
  Сократ: - А вы говорите, что я, Сократ,- это не жизнь.
  Василиса: - Иначе бы не спрашивали.
  Сократ: - Почему не спросить?
  Василиса: - Я вам ответила. Вы хотели точности,- вы её получили.
  Сократ: - Точность в том, что я не живой? С кем же вы говорите?
  Василиса: - Вы полагаете, что мы - я и вы - живые, а я - что я жива, а вы нет,- это уточнение.
  Сократ: - Это противоречие.
  Василиса: - Если бы мы говорили одно и то же, нечего было бы уточнять. Вы же, имея предположительный ответ, первым делом спрашиваете. Ладно. Два ответа уже есть. Теперь остаётся: либо вы живы, а я нет, либо мы не живы. И ни с одним из этих ответов мы вместе не согласны.
  Сократ: - И как быть?
  Василиса: - Вы согласны, что мы живы, а я согласна, что я. Предположим, всё же, что мы - одно и то же.
  Сократ: - Зачем?
  Василиса: - Ну, скажем сперва иначе: жизнь - это то, что нас объединяет.
  Сократ: - В одно целое?
  Василиса: - Вот именно.
  Сократ: - И что?
  Василиса: - Смотрите, что получится: у нас одна жизнь на двоих, и это сближает наши точки зрения.
  Сократ: - Не совсем. Ведь я не жив, по-вашему.
  Василиса: - Это не важно. Я жива, а вы - часть меня.
  Сократ: - Так вы меня оживляете? А если я убью вас, то погибну?
  Василиса: - Убейте и спросите.
  Сократ: - У кого?
  Василиса: - У жизни.
  Сократ: - Значит, у себя.
  Василиса: - И себя убейте, а тогда поговорим.
  Сократ: - Ладно, давайте считать друг друга мёртвыми. Куда девалась жизнь?
  Василиса: - Ну, пока вы были живы, а я нет, моя жизнь перешла к вам.
  Сократ: - А я стал вами?
  Василиса: - Нет, я вами.
  Сократ: - Но теперь я мёртв, а что с жизнью?
  Василиса: - Моя жизнь всегда со мной.
  Сократ: - Это как же?
  Василиса: - Я - это жизнь, что бы ни случилось.
  Сократ: - Ну и морока. Но мне кажется, что во мне жизни не меньше.
  Василиса: - Вам кажется, а я уверена.
  Сократ: - Что вы живее?
  Василиса: - Что жива именно я.
  Сократ: - Но я - это ведь тоже вы? И если вы живы, а я - ваша часть, то я жив хотя бы в той мере, в какой являюсь вашей частью.
  Василиса: - Это вам тоже кажется.
  Сократ: - А вы в этом уверены?
  Василиса: - Что вы - это я? Ни капли. Вы - не я, вы - часть меня.
  Сократ: - Как ноготь на мизинце?
  Василиса: - Иногда и меньше. Можно, конечно, полагать, что вы в какой-то мере живы, порою даже живее меня, и тому подобное, но это необязательно.
  Сократ: - Но, убей я вас, стало бы иначе?
  Василиса: - Не один вы такой хороший.
  Сократ: - То есть, вы стали бы тогда кем бы то ни было, а мной - в некоторой степени?
  Василиса: - Не будем спорить о смерти, нам и жизни пока достаточно.
  Сократ: - Одной на двоих?
  Василиса: - На очень многих.
  Сократ: - Пошло-поехало! Василиса вездесущая. И сами же вы начали про смерть.
  Василиса: - У меня есть точка зрения, и я позволяю себе не менять её.
  Сократ: - Какой-то расплывчатый принцип.
  Василиса: - Это ваша оценка. Конечно, если кто-то рассуждает иначе, чем я, то это тоже, в общем, часть моего мнения, и моё личное мнение поэтому никогда не бывает точным, а многоточным, вернее, многоточечным.
  Сократ: - Даже если вы в нём уверены?
  Василиса: - Вы же знаете, что ничего не знаете.
  Сократ: - Хотите знать, откуда я это знаю?
  Василиса: - Мне ли этого не знать.
  Сократ: - Ну, да, вы - это я. Но это теория.
  Василиса: - Мне её хватает.
  Сократ: - Но она неточная.
  Василиса: - Вы, конечно, вправе уточнить, но я решаю, позволять ли.
  Сократ: - Возьму, да уточню.
  Василиса: - Это бунт?
  Сократ: - Ага.
  Василиса: - Если б вы что-то значили, не бунтовали бы.
  Сократ: - Вот в чём отличие премудрого от прекрасного: в неучтивости.
  Василиса: - А вы думали! Учтите это. Вот вам и учтивость.
  Сократ: - Вы знаете, я подумал: лучший способ вас опровергнуть - это с вами согласиться.
  Василиса: - И как это лучше всего сделать?
  Сократ: - Молча. У Сократа всегда есть последний аргумент!
  Василиса: - Это мой аргумент. И это я с вами согласна. Надо быть в ладу с собой.
  Сократ: - Ну, не знаю. Стойте на своём. А я, пожалуй, с вами таки тоже соглашусь. Так удобнее и учтивее.
  Демон: - Сократ, ты не прав.
  Сократ: - Конечно, не прав, права Василиса.