США как оплот христианской морали

Андрей Незванов
В 60-е все советские подростки «косили» под ковбоев: носили «техасы», клетчатые рубашки и ковбойские шляпы. Ваш покорный слуга носил имя Билл Корнер, а его друг – Сэм Гюнтер.
Эти персонажи пришли к нам из «вестернов», просочившихся на наши экраны в эпоху хрущёвской «оттепели».
В XIX веке американские фермеры сельскохозяйственных штатов, таких как Миссури, например, страдали от набегов бандитов, грабивших фермы. Борьба отважных фермеров, пастухов коров (cowboys) с этими бандами как раз и стала темой голливудских фильмов о «Диком западе» (или «вестернов» от английского слова West - Запад).

Так чего же искали бандиты на фермах, какой добычи? Коров? Кукурузы? Хлопка? Плугов и борон?
Всё это малоценные вещи, которые трудно продать, – рынок и так был переполнен сельхозпродукцией. Золота и денег на фермах, разумеется, не было: все фермеры были обременены долгами, и держали деньги в банках. Тогда что же было предметом грабежа?!
Скоро узнаем.
В 1862 г. шайка бандитов в масках напала на ферму Карверов в штате Миссури. Рабы успели спрятаться… (sic!). Заметьте эту фразу. И хозяин фермы Мозес Карвер не выдал их убежища даже под пытками!
Если вы подумали, что Мозес был ревностным борцом за гражданские права чернокожих, то вы сильно ошибаетесь. Он был чрезвычайный «жмот» и «жлоб», и поэтому его невозможно было заставить расстаться с таким ЦЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, каким были в то время РАБЫ.

Предметом и целью грабежей, учиняемых бандитами, были негры-рабы, которых они угоняли с ферм и продавали другим не брезгливым в моральном отношении фермерам за хорошие деньги.
Заметьте вся эта история происходила в 1862 году! Россию часто упрекают в том, что Царь Освободитель отменил крепостное право в России только в 1861-м, тогда как в Америке давно уже на месте феодалов-плантаторов были свободные фермеры. Но забывают при этом упомянуть, что эти свободные предприниматели использовали труд чёрных рабов.
В США и после окончания Гражданской Войны, в конце 19-го века легко можно было стать свидетелем линчевания чернокожих. Заподозренного в каком-либо проступке негра вымазывали мазутом и бросали в костёр.
Свидетелем такой самосудной казни явился, в частности, юный негр Джордж (фамилий у негров не было); раб того самого Мозеса Карвера (сын его рабыни Мэри), спасшийся в 1862 от бандитов.
В стране, считавшей себя оплотом христианской морали, это было обыденным делом.
Вместе с тем, мораль Мозеса (Моисея!) Карвера явилась в том, что он разрешил мальчику Джорджу учиться.
Неподалёку от фермы Мозеса находилась однокомнатная избушка, которая в будни использовалась как школа, а по выходным – как церковь. Когда Джордж (формально получивший свободу после окончания войны) узнал о её существовании, он попросил у господина разрешения отправиться туда учиться. На это он получил ответ, что негры в школу не допускаются. Джордж не сразу оправился от потрясения. Милостивая хозяйка Сьюзен Карвер раздобыла старый букварь, по которому чернокожий мальчик с её помощью выучился грамоте.

После преодоления бесчисленных препятствий Джорджу всё-таки удалось получить образование. И когда он по приглашению борца за права чернокожих Букера Т. Вашингтона прибыл в Институт наук и ремёсел в Тускиги, его глазам предстало жалкое зрелище. Институт размещался в убогом бревенчатом доме без всяких удобств. «Ваш факультет существует только на бумаге – сказал ему Вашингтон, – и вашей лаборатории придётся размещаться в вашей голове».
Джордж отправил своих учеников собирать порожнюю посуду и металлолом, которые можно было найти на свалке ближайшего городка. Из этого мусора он смастерил оборудование для своих исследований и лабораторных работ. А для сельскохозяйственных экспериментов (которые должны были в итоге их кормить!) оказался выделен «самый никчёмный участок земли в Алабаме». Не было ни крошки удобрений….

Таково начало истории выдающегося учёного и великого человека Джорджа Карвера. Количество его изобретений неисчислимо. Он был одержим идеей переработки сельхозотходов в полезную продукцию. И эта его новаторская идея ныне широко признана и считается его важнейшим вкладом в мировую экономику. Он мог бы стать миллионером, но никогда не брал денег за свои открытия. И даже отказывался от повышения жалованья.
Как он похож в этом на своих современников, советских учёных!!

Джордж умер в 1943 году. Эпитафия на его могиле гласит:
«Он заслужил богатство и силу, но, не заботясь ни о том, ни о другом, нашёл своё счастье и достоинство в служении людям».