Тимка и белка

Галина Саржина
О собаке я мечтала, как себя помню. На Донской все жили в коммуналках и собака на весь двор была единственная - овчарка у геолога Тамары. Умная, спокойная и красивая собака горделиво проходила рядом с хозяйкой по двору, не обращая на малышню никакого внимания. Так хотелось ее погладить и поводить на поводке! С тех пор я мечтала о своей собаке. Но в тогдашней тесноте - вчетвером жили в комнате 16 метров, об этом и речи быть не могло.
Когда переехали на Гражданку в отдельную квартиру, я все время просила собаку, но мама была против, соглашалась то на кошку, то на хомяков, то на рыбок. Ненадолго эта живность отвлекала меня от главной мечты о собаке.
Мы пошли осенью в шестой класс. Ольга заболела и сидела дома. Вот тогда у нее и появилась маленькая веселая Белка. Когда ее увидела, налюбоваться не могла, дома только о собаке были разговоры.
Мы с Ольгой серьезно относились к воспитанию пса. Чтобы не подходила к чужим, мне ее нельзя было гладить и играть с ней. Я понимала и не обижалась - собака должна знать  одного хозяина.
Мама сдалась в зимние каникулы и разрешила. В воскресный день встали с папой пораньше и  поехали на Кондратьевский рынок, пока мама не передумала.  Мороз - 25 и долгая поездка в холодном трамвае не испугали.  Животных в такой морозище продавать никто не принес - торговые ряды были открытые, там собирались стихийно любители живности с птичками, рыбками, курицами, кошками и собаками. Мы заглянули в каждый уголок. Я была в отчаянии.  Единственный продавец топтался у входа на рынок. Наверно, именно для меня он принес щенка, ведь в такую рань, да в мороз мы были единственные покупатели. Беленький щеночек был запрятан у него за пазухой. А когда он сказал, что порода - шпиц, я была так счастлива, словами не передать! (шпицы были модной породой, вот и приврал). Осторожно взяла на руки крошку, побыстрее, чтобы не замерз,  запихала теплый комочек под пальто. Сбылась заветная мечта! Тимке было не больше двух месяцев. Совсем еще глупый и  неуклюжий. Скулил, искал маму, утешала его, как умела. Насчет породы были сомнения - что-то хвост не такой пушистый, наверно, потом вырастет и распушится, как у Белки, думала я.
  Начались ежедневные заботы - кормить, убирать лужи и кучки, играть. Я налюбоваться не могла  на милого щеночка. Все каникулы  провозилась со щенком. Конечно, когда начались занятия в школе, убирать за собакой приходилось маме.
Тимка подрос, окреп, приучила его ходить на поводке, но хвост все не становился пушистым, как у шпица. Потом определила,  что мой Тимка - карликовая лайка. Хорошо, что не вырос в огромного пса.   
Стали мы с Ольгой заправскими собаководами и дрессировщиками.
Обучали их разным командам - сидеть, лежать, рядом, голос, ползи, прыгай, так, как было написано в "Пособии по служебному собаководству". В Политехническом парке ставили ящик и гоняли через собак него, заставляли лежать, отходили и приказывали ползти. Белка была смышленая, обучалась хорошо, а мой Тимка был изрядный лентяй и хитрец. Он предпочитал просто бегать и играть.
В то время еще не изобрели сухие корма. Собаки ели суп и кашу, мяса им доставалось не много. Тимку привлекали к миске кусочками колбасы. Сахар, печенье, фрукты, овощи он не ел. Летом с в деревне ел чернику, хлеб и картошку с молоком и кефиром. Был здоров, несмотря на скудное питание. У него всегда были чистые уши и белые зубы, тогда никому в голову не приходило, что собачьи зубы и уши нужно все время чистить.
Собак вели на поводке до парка, там отпускали. И остальные собаки тоже бегали свободно. Собаки прекрасно умеют общаться друг с другом  и драки между ними бывали редко. Никто не одевал на них одежду, а тем более обувь. Тимка не терпел насилия, начал бы кусаться и вырываться. Мы подолгу гуляли зимой, собаки с удовольствием прыгали по снегу и не мерзли. Лапы приходилось мыть, я это очень не любила делать. Вспоминая о грязных лапах, долго не хотела заводить собаку своим детям.
У сучек и кобелей свои проблемы. Кобели находятся в вечном поиске дам, становятся неуправляемые, если рядом течная сука.
А владельцам сук два раза в год приходится сдерживать их стремление к продолжению рода. Но в то время и в голову не приходило стерилизовать собак. Это же не коты, которые становятся просто невыносимы в критические дни.
Ну приходилось Ольге пару недель ходить с палкой, чтобы отгонять приставучих кобелей, которые караулили у парадной...
А мой Тимка, когда стал постарше, начал убегать на вечерней прогулке, и утром являлся с драным ухом, но вполне довольный.   
Теперь многие стерилизуют собак, так спокойнее в первую очередь хозяевам. Пугают ложной беременностью, опухолями молочных желез, но точно неизвестно, от чего животное заболевает. Мои собаки не были стерилизованы и были здоровы. У Белки были щенки, я это время пропустила, может, была летом в деревне.  Руфина Ивановна была от них в восторге, сходила с ними в фотоателье и  подарила мне фотографию.
Тимка спал в прихожей под вешалкой для одежды, это была его территория, даже погладить там себя не позволял, рычал. Не любил, когда его таскали на руках, мог укусить. Лайка - не диванная собака. Белка была ласковая собачка.
После школы шли гулять в Политехнический парк. Я приходила в пределы видимости окон Ольгиной квартиры, она меня уже поджидала. Помню, как отворялась дверь парадной и с восторженным лаем  из дверей выскакивала Белка, а за ней появлялась Ольга. Переходили Гражданский проспект и отпускали собак с поводков. Собаки носились на воле, а мы шли и обсуждали какие-то свои проблемы. У нас с Ольгой всегда есть о чем поговорить, темы  рождаются сами и в детстве, и сейчас.
Белка любила погонять кошек, Тимка был к ним равнодушен. Кошки в те времена не сидели по квартирам, их выпускали на улицу. Как только Белка видела кошку, то стремительно неслась к ней через весь двор, лаяла, как сатана и загоняла в подвал. У меня появилась кошка Рыжка. Когда Ольга с Белкой пришли к нам, то Рыжка пыталась ее изучить, вертелась рядом. Собака не рычала, но отворачивалась и игнорировала ее приставания. Однажды Рыжка сидела у дома, Белка понеслась, завидев врага - кошку. Когда подбежала поближе, узнала, развернулась и побежала дальше.  Значит, за одну встречу, она запомнила, что кошка - своя.
Собаки наши не были чистопородными, поэтому не могли участвовать в выставках, но это было неважно, заводили мы их не для получения медалей. 
Тимка прожил у нас 5 лет, каждый год все лето он бегал на свободе в деревне. Когда я заканчивала школу, то понимала, что больше в деревню ездить не придется и он будет все время сидеть в тесной городской прихожей. И для прогулок не будет много времени. А маме не до собаки - она ездила с папой на работу, ходила по магазинам, готовила, стирала, убирала. Мама  уговорила оставить Тимку в деревне у хороших людей и я согласилась. Я оставила его в детстве, уезжала со слезами, считаю себя предательницей... Года через четыре случайно встретились, он не узнал, пробежал мимо счастливый и здоровый. Не стала его звать. Отпустила прошлое и не переживала больше за него.

17-02-2020  рисунок автора