Битва за проливы

Александр Щербаков 5
Дарданеллы – это длинный (около 70 км) пролив между Галлиполийским полуостровом и побережьем Малой Азии. В трёх местах он значительно сужается, порой до 1200 метров. Местность на берегах пролива сильно пересечена, имеются холмы. Таким образом, Дарданеллы самой природой идеально подготовлены для защиты от противника с моря.

 С другой стороны, в непосредственной близости от входа имеются три острова (Имброс, Тенедос и Лемнос), которые можно использовать в качестве базы для десантных частей.

Одним из идеологов операции по высадке в Дарданеллы был Первый лорд Адмиралтейства У.Черчилль.  Английские стратеги считали, что подойдя своими крупными кораблями к побережью,  и обстреляв турок, они могут сразу принимать капитуляцию.  Турки не котировались как хорошие вояки, ведь Османская империя все последние годы неизменно терпела поражения в войнах. Но они ошиблись, как и наши генералы во время Русско-Японской войны 1905 года, считая узкоглазых япошек людьми второго сорта.

Первая фаза операции союзников в Дарданеллах

Операция в Дарданеллах началась 19 февраля 1915 г. (немного позже намеченного срока).

Флот союзников состоял из 80 кораблей, в числе которых были линкор «Queen Elisabeth», 16 броненосцев, линейный крейсер «Inflexible», 5 легких крейсеров, 22 эсминца, 24 тральщика, 9 подводных лодок, авиатранспорт и госпитальное судно. Если же учитывать и вспомогательные корабли, общее число судов, принимавших участие в операции, возрастет до 119.

В составе французской эскадры оказался и русский крейсер «Аскольд», который ранее действовал против немецких рейдеров в Индийском океане.

Результат обстрела турецких фортов оказался неудовлетворительным. Адмирал Сэквил Карден вынужден был признать:
«Результат действий 19 февраля показал воочию, что эффект бомбардировки с дальних позиций по современным земляным фортам незначителен. Наблюдалось много попаданий в форты обыкновенными 12-дюймовыми снарядами, но когда корабли приблизились, то со всех четырех фортов орудия снова открыли огонь».

Но 25 февраля, казалось, ситуация изменилась в лучшую сторону. Дальнобойная крупнокалиберная корабельная артиллерия всё же подавила стационарные турецкие форты, и тральщики приступили к работе с минными полями. Адмирал Карден отправил в Лондон сообщение, что уже через две недели он сможет занять Константинополь. В результате в Чикаго даже снизились цены на зерно (ожидалось поступление большого его количества из южных районов России). Однако при попытке входа союзных кораблей пролив, в дело вступили укрытые за холмами мортиры и полевые гаубицы турок. Неприятным сюрпризом оказались и выдвинутые берегу передвижные батареи, которые быстро меняли свои позиции. Потеряв несколько кораблей от артиллерийского огня и на минных полях, англо-французские суда вынуждены были отойти.

Следующая попытка прорыва была предпринята в 18 марта 1915 г. Корабли российского Черноморского флота в это время, чтобы отвлечь внимание противника, обстреливали другие турецкие порты. Результаты оказались неутешительными для союзников: три корабля затонули (французский броненосец "Bouvet", английские "Ocean" и "Irresistible"), несколько получили серьезные повреждения.

В этот день совершил свой подвиг турецкий капрал Коджа Сейит, ставший в Турции национальным героем. Ему одному удалось принести три снаряда 240-мм орудия, которыми был уничтожен британский броненосец «Ocean».

После войны Сейиту не удалось даже приподнять такой снаряд: «Когда они (британцы) опять будут прорываться, я подниму», – сказал он журналистам. Правда, есть снимок, где герой поднимает снаряд, но это не настоящий, а деревянная болванка снаряда.

Британский адмирал Джон Фишер прокомментировал итоги боя фразой:
«Наш флот в Дарданеллах напоминает расстригу-монаха, вознамерившегося изнасиловать девственницу... Один давно забыл, как это делается, а у другой еще и кинжал за корсажем!»

Немного скабрезно, но очень самокритично, не правда ли?

Адмирал Карден, объявленный виновником провала этой операции, был отстранен от должности. На смену ему пришел Джон де Робек.

Галлипольская операция Великобритании и Франции

Потерпев неудачу на море, союзное командование приступило к подготовке сухопутной операции. Базой десантных войск был выбран остров Лемнос (находится в 70 км от входа в Дарданеллы), на который спешно доставили около 80 000 солдат.

Вообще Великобритания, обладающая очень мощным военно-морским флотом, имела  совсем немногочисленную сухопутную армию.  Перед войной в составе войск в метрополии было в пределах 10-12 дивизий. Но по мобилизации они увеличили свою армию примерно в 5 раз, до 50 дивизий, но стали испытывать недостаток в офицерах и даже генералах, особенно не кабинетных, а понюхавших пороху. Самые боевые их них воевали во время Бурской войны в Южной Африке.

Французы (которые были представлены в основном частями из Сенегала) решили атаковать форты Кум-Кале и Оркание на азиатском берегу пролива. Их высадку (25 апреля 1915 г.) осуществляли российский крейсер «Аскольд» и французский «Jeanne d'Arc». «Аскольд», в отличие от французского судна, получившего снаряд в носовую артиллерийскую башню, от огня противника не пострадал. Однако русские моряки, правившие десантными шлюпками, понесли потери: четверо погибли, девять получили ранения. Сенегальцы (около 3000 человек) поначалу сумели захватить две деревни, взяв около 500 пленных, но после подхода турецких резервов вынуждены были перейти к обороне, а потом – эвакуироваться. При этом одна из рот попала в плен.

Британцы же в качестве места высадки сухопутных частей выбрали европейский берег пролива – Галлипольский полуостров (протяженность 90 км, ширина – 17 километров, расположен в европейской части Турции между проливами Дарданеллы и Саросским заливом в Эгейском море). Помимо собственно британских частей, штурмовать турецкие позиции должны были также австралийские, новозеландские, канадские и индийские военные соединения.

К ним присоединились волонтеры из Греции и даже «Сионский отряд погонщиков мулов» (евреи, многие из которых были эмигрантами из России). На выбранном для высадки войск участке было мало дорог (притом, плохих), зато множество холмов и оврагов, к тому же, господствующие над местностью высоты, были заняты турками. Но британцы самоуверенно полагали, что «дикие туземцы» не устоят перед натиском их хорошо вооруженных и дисциплинированных войск.

Главный удар англичан был направлен на мыс Геллес (оконечность Галлиполийского полуострова).

Австралийцы и новозеландцы (австралийский и новозеландский армейский корпус – АНЗАК) должны были наступать с запада, их целью был мыс Габа-Тепе. Многие англичане свысока смотрели на уровень боевой  подготовки австралийцев и новозеландцев, считая их неважными вояками. 

Наступлению англичан предшествовала получасовая бомбардировка побережья и атаки самолетов, расположенных на острове Тенедос. Затем началась десантная операция. Три батальона 29-й пехотной дивизии были посажены на переоборудованный угольщик «Ривер Клайд». Другие соединения в составе трёх пехотных рот и взвода морской пехоты должны были добираться до берега на больших шлюпках, которые вели за собой буксиры (восемь буксиров, каждый из них вёл четыре шлюпки). Эти буксиры и шлюпки турки очень удачно накрыли огнём из полевых орудий и пулеметов. Практически все они были уничтожены. Немногим лучше оказалось положение частей, следовавших на угольщике: кораблю удалось пристать к берегу и по мостам, наложенным на взятые с собой лодки, началась высадка.

Первые две роты наступавших были буквально «выкошены» огнём противника, но солдатам третьей, тоже понесшей потери, удалось окопаться. Десантники, которые уже вступили на мостки, но не успели высадиться на берег, были унесены на них к полуострову Геллес и перебиты огнем из турецких пулемётов. В итоге, ценой потери 17 тысяч человек, союзники смогли занять два плацдарма (глубиной до 5 километров), которые получили названия АНЗАК и Хеллес.


Эта дата – 25 апреля, сейчас является национальным праздником в Австралии и Новой Зеландии. Ранее он назывался «днём АНЗАК», теперь же, после Второй  мировой войны, это День поминовения.

Успех развить не удалось, турки подтянули резервы, и десантные части вынуждены были перейти к обороне. Положение их стало особенно тяжелым после того, как немецкая подводная лодка U-21 25 мая 1915 года потопила британский броненосец «Triumph», а 26 – броненосец «Majestic». В результате корабли были отведены в Мудросскую бухту, и войска на берегу остались без артиллерийской поддержки. И британцы, и турки наращивали численность своих армий, но решающего преимущества не могли добиться ни те, ни другие.

Именно в боях за полуостров Галлиполи взошла звезда армейского офицера Мустафы Кемаля-паши, который войдет в историю, под именем Кемаля Ататюрка. По всей Турции тогда передавались его слова, обращенные к солдатам перед очередной атакой на австралийцев: «Я не приказываю вам атаковать, я приказываю вам умереть!» В результате 57-й полк 19-й турецкой дивизии погиб практически полностью, но позиции удержал.

В августе 1915 г. севернее плацдарма АНЗАК был захвачен еще один – Сувла.

День 7 августа 1915 года, когда были брошены в безнадежную атаку на турецкие позиции и понесли огромные потери 8-ой и 10-ый австралийские кавалерийские полки (их военнослужащие были задействованы, как пехотинцы) стал знаковым для этой страны. С одной стороны, это – черная дата календаря, но, с другой, говорят, что именно в этот день родилась Австралийская нация. Потери сотен (а в общем итоге – тысяч) молодых мужчин для малонаселенной Австралии были шоковыми, а образ надменного английского офицера, отправляющего умирать австралийцев, вошел в национальное сознание в качестве штампа.

Посетивший Галлиполи в ноябре 1915 года фельдмаршал Герберт Китченер назвал станковые пулемёты «Максим» «инструментом дьявола» (турками использовались немецкие MG.08).

В общей сложности упорные, но бесплодные бои на этих плацдармах шли в течение 259 дней. Продвинуться вглубь полуострова британские войска так и не смогли.

Завершение Галлиполийской операции и эвакуация войск

В итоге было принято решение о прекращении Галлиполийской операции. 18-19 декабря 1915 г. британские войска были эвакуированы с плацдармов АНЗАК и Сувла. В отличие от боевых операций, эвакуация была хорошо организована, и обошлась почти без потерь. А 9 января 1916 года последние солдаты покинули самый южный плацдарм – Геллес.

Инициатор Дарданелльской (Галлиполийской) операции Уинстон Черчилль был вынужден уйти в отставку с поста Первого лорда Адмиралтейства. Это погрузило его в состояние глубочайшей депрессии: «Я – конченый человек», – говорил он тогда.

Неутешительные итоги

Общие потери союзников были огромны: около 252 тысяч человек убитыми и раненными (всего в сражениях принимали участие 489 тысяч солдат и офицеров). Собственно британские потери составили примерно половину из них, потери корпуса АНЗАК – около 30 тысяч человек. Также союзниками были потеряны 6 броненосцев. Турецкая армия потеряла около 186 тысяч убитыми, ранеными и умершими от болезней.

Поражение в Дарданелльской операции стало тяжелым ударом по военной репутации британских армии и флота. Во многом именно из-за неудачи союзников в этой авантюре Болгария вступила в Первую I мировую войну на стороне Центральных держав.

Прочитав это, я понял, почему Черчилль так упорно не хотел открывать Второй фронт в Нормандии с высадки десанта. Видимо, очень боялся повторения Дарданелльской операции, после провала которой был вынужден уйти в отставку.  Но к этой операции войска Союзников в Южной Англии прошли основательную подготовку, тем более с участием крупных материальных ресурсов своей бывшей колонии Великобритании – США, но все равно, потери во время операции «Оверлорд» были весьма существенны, хотя им противостояли не самые лучшие дивизии вермахта.