Лепёшки Фархада

Людмила Григ
У Фархада были самые вкусные лепешки. Не знаю кому он там продал душу, но попробовав раз тебе хотелось возвращаться сюда снова и снова.

Эту трассу я знаю, как свои пять пальцев. Пятнадцать лет отдал дороге.
Придорожное кафе "У Фархада" появилось лет семь назад. Ничего особенного, забегаловка, которых вдоль дороги сотни.

Но что-то здесь было такое, что запоминалось навсегда. И вроде хозяин обычный узбек или таджик, кто их разберёт, но он  родной какой-то. Никогда такого не было, чтобы еда не свежая, что не маловажно в дальней дороге. И он всегда помнил твоё имя. Представляете - запоминал имена тех, кто проезжал месяц назад.

- О, Саша, дорогой, как я рад тебя видеть! Как здоровье супруги? Как детишки, не болеют?
И так он встречал каждого. Приятно? Да не то слово!

Но однажды Фархад встретил меня, мягко говоря - холодно.
- Здравствуй, Фархад! Что не весел?
- Здравствуйте! Что заказывать будем?
И это при том, что он знал пристрастия каждого.

Я сел у окна, на своем обычном месте. Люблю там сидеть, чтобы видеть свою фуру, и наблюдать за происходящим снаружи.
А сегодня там творилось странное.
Лейла, дочь Фархада, садилась в джип к какому-то хмырю в чёрных очках.

Лейла, которая боялась поднять на мужчин глаза, и джип. Это не то, чтобы странно, это нонсенс.
А Фархад стоял за стойкой и недобро смотрел на всё происходящее.
- Фархад, что происходит? Может, помощь нужна?
Фархад сверкнул на меня глазами и молча ушёл в кухню.

Ну, что ж, нет, так нет. Я уехал.
А через три дня, когда возвращался домой, на месте кафе "У Фархада" было пепелище.

Спустя неделю удалось что-то прояснить. Фархад жил честно, по понятиям той страны, которая приютила его. Исправно платил налоги государству. Исправно отдавал дань тем, кто назывался "крышей".
Фархад никому не был должен.
Но у Фархада была красавица дочь, которая приглянулась тому, кому он платил. Тот взял её по понятиям той страны, в которой был хозяином.
Он - хозяин. Фархад - слуга. Дочь слуги - собственность хозяина.

Фархад очень любил и уважал своих друзей. А друзьями он считал всех, кто с миром приходил в его дом.
Но Фархад не любил, когда брали то, что принадлежало Фархаду.

У моей бабки в деревне была кошка. Я её тогда не любил и боялся потому, что считал зверем. Она была немного диковатой, никому не давала себя гладить, кроме бабушки, которая наливала ей молока. И вот, однажды она на сеновале окотилась. Бабушка строго наказала мне, чтобы я не смел лезть и смотреть котят. Но куда там, я ж любопытный. Полез, всех котят перещупал. Хорошенькие такие - смешные слепыши. А ночью кошка их всех сожрала.
Помню я тогда в шоке был. Бабушка ругает меня, а я смотрю на кошку, которая сидит на крыше, и даже плакать не могу от ужаса происходящего.

И вот только теперь я понял, что кошка поступила по тем понятиям, которые были для неё законом. То, что побывало в чужих руках - осквернено.

После того, как Лейлу привезли на джипе домой, Фархад закрыл кафе.
Закрыл, облил бензином, и поджог вместе с собой и дочерью.

Фархад жил по понятиям и законам страны, в которой зарабатывал деньги. Но он не мог позволить, чтобы оскверняли то, что было для него свято.

Кошка решила свою проблему так, как считала правильным.
Фархад мог поступить иначе и он был бы прав по законам своего племени. Но он жил в той стране, где его законы - ничто. Поэтому Фархад поступил по законам кошки.

Прежде, чем нарушить чей-то закон, подумайте, а не разрушит ли это чью-то жизнь!