Водяной Пасечные байки

Анатолий Горохов
   Сейчас уже невозможно вспомнить, когда и кем было присвоено это звание Александру. Однако было за что. В любом озерке или ключике этот человек мог поймать рыбёшку для ухи. И, главное, приготовить её так, что даже самые привередливые гурманы ели блюдо с превеликим удовольствием. Александр не мог долго оставаться дома. Через несколько дней ему нужно было обязательно ехать в лес, на речку, озеро или пасеку. Работал он водителем, но собственной машины у него долгое время не было. Для своих поездок пользовался транспортом предприятия, но не в ущерб производству.  К началу рабочего дня  грузовик или Уазик всегда стояли на линейке готовности. Очень часто в такие походы ночью, или выходные дни собиралась целая компания. В браконьерских вылазках начальство участия не принимало, предпочитало получать свою долю дома. Александр бывал «душой компании» на всех субботниках и пикниках на природе. Однажды набирали бригаду на заготовку сена, и Александр записался первым. Он надеялся, что в Гомелевке, куда их направляли, удастся хорошо порыбачить. Действительно, поставленный на Бурее перемёт ежедневно приносил добычу. Но однажды утром проволока перемёта оказалась на берегу, скрученная кольцами, словно «спираль Бруно». Александр снова поставил перемёт, но на следующий день история повторилась, с той разницей, что часть спирали находилась в воде.
- Что-то наш Водяной плохо стал воду баламутить! Второй день без рыбы возвращается! – шутили товарищи.
- Происки духа воды или завистника! – отмахнулся Александр – Поймаю того, кто меня без рыбы оставляет!
   Следующее утро выдалось холодным и туманным. Поверхность воды едва просматривалась в молочной пелене. Лёгкая резиновая лодка отсырела, и когда Александр поднял её над головой, успела бросить порцию бодрящей жидкости за шиворот. Александр поёжился и шагнул к берегу. Он, как настоящий рыбак никогда не качал лодку непосредственно у воды. Это отпугивало рыбу, да и создавало опасность прокола оболочки острым камнем, сучком или обрывком троса. Опуская лодку на воду, заметил небольшой косой парус.  «Наверное, чья-то модель яхты уплыла!» - предположил Александр. Но парус развернулся и двинулся вверх по течению. «Калуга!» - вздрогнул рыбак от догадки. «Так вот, кто рвал крючки на перемёте! Тебя такой снастью не взять! Придётся готовить другую! Сегодня схожу в кузницу и закажу крючки, заодно поищу тонкий тросик!» - решил Александр,  и даже не стал проверять перемёт. Туман поднялся, превратившись в кучевые облака.  Пошёл нудный моросящий дождь. Все заготовители сена сидели в вагончике, играя в карты.
   Александр посвятил непогожий день изготовлению огромной снасти. Он носился в плащ накидке от берега до кузницы и мастерских, словно Чапаев в бурке.  В качестве контрольного поплавка привязал небольшой деревянный бочонок, в котором привозили питьевую воду косарям. На приманку не пожалел десяток чебаков, размером с ладонь. Готов был караулить добычу день и ночь.  Но утром погода улучшилась, и бригаде пришлось заняться сенокосом. С высокого берега хорошо было видно, как на перекате, в бурунах весело подпрыгивает бочонок.
- Надо было одно дно выбить, чтобы рыба запрыгивала! – смеялись косари.
- А он рыбу сверху глушит! – шутили острословы, глядя на ныряющий в волнах бочонок.
- Снасть надёжная, обязательно что-то поймается! – улыбался Александр.
- Да у тебя поплавок уже затонул! Наверное, пробка вылетела и в бочку воды набралось!
Александр внимательно посмотрел на буруны переката.
- Что-то подозрительно ныряет мой поплавок!
- Точно! Воды нахлебался!
- Не похоже! Пробка на месте!
- Значит рыба клюёт!
- Конечно, рыба! - воскликнул Александр, а потом побежал в сторону трактора, работающего с роторной косилкой.
   Бригада видела, как трактор остановился,  и поднял навесное оборудование. Александр нырнул в кабину к трактористу, и «Беларусь» помчался в сторону протоки. Мужики остановили работу, и тоже побежали в сторону реки. Но, когда они добрались, на берег уже была вытащена огромная рыбина, похожая на заострённое бревно с сучками глаз.
   Такой добычи хватило не только бригаде заготовителей сена, но и местным жителям ближайших домов. Многие из них вообще никогда не видели рыбу Калугу и не могли поверить, что она поднялась так высоко по Бурее. Праздник с рыбными деликатесами продолжался два дня. Отпилы рыбы напоминали куски свиного сала. Даже котам и собакам досталось немного рыбных хрящиков. А особо жадные до «халявины» мужики и бабы, потом несколько дней натаптывали тропки до ближайших зарослей.
   Жирная, жареная рыба, запитая колодезной  водой, вызывала стойкое расстройство желудка. Местная травница улыбалась, и всем страждущим, давала бесплатно отвара корней кровохлебки с цветками зверобоя.
   В другой раз сено готовили в пойме Тюкана. Александра не было в бригаде, ездил в дальнюю командировку. Когда вернулся, решил проведать друзей на сенокосе. Приехал к ним в полдень. Бригада собиралась обедать, пригласили и его к столу.
- А почему у вас суп с рыбными консервами, а не со свежей рыбой? – удивился гость.
- Так её здесь нет, даже гольянов и хариусов не видно! На мошкару не кидаются!
- А на кузнечика пробовали?
- Пробовали на кузнечиков и стрекоз, ничего не плещется! По обоим берегам прошли!
- А на большого кузнечика Кобылку не пробовали рыбачить?
- Не пробовали, потому, что поймать его трудно!
- Нужно подходить к нему, когда стрекочет, а когда перестаёт, надо замирать! Сейчас я попробую!
Через несколько минут в руках у Александра оказался крупный кузнечик.
   Спрятав его в спичечный коробок, пошёл к поросшему пыреем берегу. Пригнулся около кочки, насадил кузнечика и бросил его в воду прямо за леску, не взмахивая удочкой. Насекомое поплыло, резко отталкиваясь задними ногами. Раздался всплеск, Александр  схватился за удилище, и вскоре он держал в руках пятикилограммового ленка.
- Как тебе удалось его поймать? – удивился один из товарищей.
- Надо знать  повадки рыбы! В это время ленок активно питается кузнечиками. Но, когда заметит на берегу человека или медведя, никогда не возьмёт добычу. Меня не увидел, а кузнечик был крупный и очень соблазнительный. Вот он и попался!
- А где же он прятался?
- Где-нибудь в ямке, среди водорослей! У ленка и тайменя способность долго стоять на месте в ожидании добычи, даже при быстром течении воды.
Ленка приготовили кусками на ивовых прутиках над углями костра. Специи нашлись в объёмистых карманах Александра. Косари единодушно признали, что такой вкусной рыбы им есть, не приходилось.
   Через неделю мы встретились с Александром на нашей пасеке. Он объяснил, что своих пчёл поставил в соседнем распадке, осмотрел территорию,  и сейчас возвращается домой. Рядом с пасекой протекал не широкий, но глубокий ключик, впадающий в Тюкан. Местами ключик становился шире и мельче, но потом снова сжимался кочковатыми берегами, поросшими пыреем и осокой.
- Рыбачить не пробовали? – поинтересовался Александр, кивнув в сторону ключика.
- Да здесь, наверное, рыбы нет! Даже гольянов не видно! Вода просто ледяная!
- Не возражаете, если я небольшую снасть на ночь поставлю?
- Да, сетку сразу листьями и тиной забьёт, закидушку вдоль берега течением вытянет и за траву замотает! Ставь, если сумеешь!
Александр достал из кармана метровый кусок капронового шнура, привязал к нему двойной крючок, а затем, с помощью резинки, закрепил небольшую лягушку. Выше лягушки, к шнуру привязал обыкновенную швейную нитку. Конец шнура привязал к колышку на одном берегу, а нитку к кочке другого берега. Лягушка оказалась посредине водного потока. Она не могла вылезти на сушу, и только дрыгала лапами.
Рано утром послышались негромкие шаги Александра, а потом его голос.
- Как там моя снасть? Не проверяли?
- Нет! Да что там может с ней быть?
- Пошли, посмотрим!
Каково же было наше удивление, когда мы увидели в прозрачной воде ключика метрового налима.
- Вот это рыба! – воскликнул Николай.
- Ну, вот! А вы говорили, что здесь рыбы нет! Оказывается, здесь не только на уху можно наловить, но и на жарёху,  и на паштет.
- Таким способом мы никогда береговушки не ставили! Теперь будем знать!
- Налим всё лето в ключах и родниках проводит! Очень любит чистую и холодную воду. Питается миногами и лягушками. Не брезгует и мелкой рыбёшкой, которая ночью спит около берега. У налима хорошее чутьё, и несвежую рыбу он есть не будет! Зато, свежую наживку, хватает жадно, и сразу заглатывает, даже подсекать не нужно.
- Повезло насчёт ухи! – вздохнул Николай.
- А вы приходите к нам на обед! – заявил Александр на прощанье, взваливая на плечо мешок с налимом.
   Управившись с текущими делами, пошли на званый обед. Александр не только приготовил вкуснейшую уху, но и нажарил кусков рыбы на сковороде. Паштет из свежей печени был выложен на тарелку красивой горкой,  и его можно было мазать ножом на хлеб. Семён, после обеда, глянул на ряды ульев, стоящих на склоне сопки под берёзками.
- Что это, Александр, у тебя все ульи рубероидом покрыты? Денег жалеешь на железо?
- Я пчёл жалею, а не деньги!
- Это как? Ведь железо эстетичней и прочнее! Я свои все кровельным железом покрыл!
- А ты попробуй отдохнуть под железной крышей во время дождя, тогда поймёшь! От грохота пчёлы вылазят из улья и их смывает водой. Многие погибают, а те, что сидели в улье, долго не могут прийти в себя и не работают эффективно. Никакие подкладки картона и пенопласта не помогают. По мягкой кровле дождь шелестит успокаивающе, а после того, как выглядывает солнце, вся рабочая пчела летит за нектаром. Какой из тебя работник, после бессонной ночи?
- Теперь я  понял, почему у меня взяток стал меньше!
- Хорошо, что дошло, как до Марфутки, на седьмые сутки! – раздражённо произнёс Александр, не любивший критику дилетантов, строящих из себя знатоков.
   Хозяину пасеки были известны многие не традиционные способы ловли рыбы. Иногда он откровенно, но серьёзно врал, разыгрывая комедию с начинающими рыболовами. Даже бывалые рыбаки с трудом отличали правду от вымысла. Однажды, проверяя солонец, заглянул к нам. За вечерним чаем заговорили о способах ловли рыбы. Александр, как всегда, был в центре всеобщего внимания.
- Сейчас, в полнолуние, рыбу можно ловить голыми руками,  даже не залезая в воду! – заметил он, прихлёбывая ароматный чай из кружки.
- Это как?
- Да на сухой песок! Хотите, научу?
- А что для этого нужно?
- Каждому нужно заготовить по два ведра песка и увесистую палку.
Но желающих нашлось только двое. Остальные восприняли всё за очередной розыгрыш. В три часа ночи, когда луна светила особенно ярко, рыбаки пошли в сторону луга, согнувшись под тяжестью мешков с песком. Оставшиеся проводили их усмешкой. Солнце ещё не взошло, а рыбацкая троица вернулась на пасеку с мешками на плечах.
- Надо было весь песок высыпать! Зачем назад несли? – иронично произнёс один из пасечников.
- Это не песок, а рыба! – ответил Александр, вытряхивая содержимое мешка.
На траву выпали крупные сомы. Некоторые продолжали шевелиться и стремились уползти. Пришлось их снова пристукнуть палкой.
- Как же вы их ловили, и где? – удивился оторопевший пасечник.
- На лугу, на песок! Здесь, в пойме реки, есть небольшое кочковатое болото. Во время паводков оно заливается водой. Сомы съели в нём всю живность и теперь вылазят на луг за лягушками. Часто ползут по одному следу, словно змеи. По этому же следу возвращаются в водоём. Если на их дорожке насыпать песка, они забуксуют и их легко можно придавить деревянной рогатулькой, или сапогом, и схватить за жабры. Особо резвых рыбин, приходится глушить палкой.
- А как найти их дорожки?
- Это просто! Роса падает до 12 ночи, а сомы ползут позже, стряхивая её с травы. Тёмные полоски хорошо выделяются на лугу. Непосредственно след обнаруживается по слизи. На него и насыпается песок. Проще простого!
- Фантастика! А я не верил! Теперь без рыбы остался!
- Не огорчайся! Завтра опять будет лунная ночь. А, если луна скроется в тучах, посветишь фонариком! – ответил Александр разочарованному пасечнику – Мы не всех сомов успели поймать. Некоторые смогли уползти.
   Рыбалка на суше закончилась благополучно. Удачливые рыбаки поделились добычей со скептиками, и все остались довольны.
   Но самой удивительной рыбалкой Александра, была рыбалка на болотные сапоги. Именно на сапоги, а не в сапогах. Рядом с пасекой находилось небольшое озерцо. Глубина его была небольшая, а дно песчаное. Водились в нём озёрные гольяны, горчаки и ротаны. Рыбная мелочь не вызывала интереса, а ротаны ловились очень редко. Пасечники даже не брали с собой рыболовные снасти. В болотце было много коряг, поэтому протянуть по нему бредень было невозможно. Александр с компанией друзей заехал к нам на пасеку, чтобы отремонтировать проколотое колесо. Ездить на постоянной подкачке на ГАЗ-66 не хотелось. Пока работал вулканизатор, пили чай, и разговор зашёл о рыбалке на ротанов.
- Эту рыбу можно добывать круглый год, даже выпиливая изо льда зимой бензопилой! – сказал Александр, улыбаясь.
- А в этом болотце, на что можно поймать?
- На болотные сапоги!
- Это как?
- Просто закидываешь их в воду, а потом вынимаешь!
- А какие нужны сапоги?
- Любые, ношенные, даже с небольшой дыркой!
- А почему ношенные?
- Новые сапоги сильно резиной пахнут! Рыба этого не любит.
- А мои болотники, подойдут для рыбалки? – спросил Николай, доставая из пасечной будки, пару.
- Эти не подойдут! – сказал Александр, сморщив нос.
- Почему? Ведь они ношенные!
- Вероятно, сильно ношенные! На этот запах только раков ловить, а их здесь нет!
- Может быть, мои сапоги, сгодятся? – предложил Василий.
- Эти подойдут, только их сполоснуть надо и распорные прутики в голенище вставить!
Александр взял сапоги и ушёл в сторону озера. Через половину часа вернулся без сапог.
- А где обутки? – вытаращил глаза Василий.
- Поставил на ловлю ротанов!
- Сколько они будут стоять?
- Минимум сутки! Я обязательно заеду и достану сапоги!
Весёлая компания уехала, а у Василия закрались сомнения насчёт сапог. Когда через сутки Александр не появился, он их высказал вслух.
 - Сказал бы сразу, что ему сапоги понадобились, я бы ему дал на время! А то замутил воду насчёт ротанов!
- Так он их к озеру уносил! – заметил Николай
- Припрятал, а потом мимо проезжал!
- Надо доверять землякам! И сапоги твои вернутся вместе с ротанами.
На третий день приехал Александр, и Василий сразу засыпал его вопросами:
- Где мои сапоги и ротаны?
- Всё в озере! Сейчас пойдём, достанем!
- Пошли, Водяной!
Вся компания пасечников двинулась в сторону озерца. Александр разделся, и вошёл в воду. Ступал очень осторожно, потом погрузился с головой. Через секунду над поверхностью воды появились руки с голенищем сапога, а затем голова. Так же осторожно Александр вышел из воды и вытащил раздутый сапог. Отлил из него воду и засунул руку. Потом, словно фокусник, вытащил крупного ротана.
   Пока оторопевшие пасечники выливали из сапога воду и рассматривали рыбину, Александр вытащил другой сапог с таким же ротаном.
- А мы думали, что ты нас разыгрываешь! – виновато произнёс Василий
- Хорошие у тебя сапоги! – ответил Александр, с улыбкой.
- А почему ротаны туда забираются? – спросил Николай – Там же нет никакой приманки?
- Ротан – хищник и любит караулить свою добычу в засаде. Сапог для этого очень подходит. Ротана не видно, зато он видит всё и никто к нему не подкрадётся сбоку или сзади. В водоёмах жилых зон они селятся в старых вёдрах, ботинках и другом мусоре, который выбрасывают жители. Просто из сапога ротану труднее выскочить.
Вернувшись на пасеку, повесили сапоги сушиться, а из рыбы сварили уху. Прихлёбывая горячую, ароматную юшку Николай спросил Водяного:
- Почему у тебя, Александр, уха тиной не воняет?
- Надо больше бросать в воду репчатого лука. Бросать его первым и резать крупно. Потом можно лишний лук выловить. Такой приём отшибает запах болота у любой рыбы. А если ещё насыпать семян укропа, да чёрного перца, то и результат вы уже ощутили.
После обеда Александр уехал по своим делам, а мы остались на пасеке. Хотелось немного подремать. Глаза слипались, как губы от наваристой ухи.