Черный шоколад, белый шоколад

Александра Болтовская
Брюссель, Noord station(Северный вокзал). 8 часов утра.
Я жду, когда за мной заедет такси. Впереди - семинар на шоколадной фабрике Belcolade, где мне предстоит переводить для группы русскоговорящих кондитеров.
Огромные 20-этажные здания WTC(World Trade Center - Всемирный Торговый Центр) из металла и стекла стоят, как стражи, напротив друг друга. Они на страже бизнеса и порядка. Их огромные окна, как глаза в зеркальных очках, смотрятся друг в друга, это как отражение зеркал в зеркалах. Я наблюдаю за стайками служащих, выбегающих из огромного вокзального "рта" и спешащих к зеркальным дверям.
Из вокзала выходит смуглый человек, он не спеша, как будто примериваясь, останавливается у памятника железной дороге Бельгии, который прямо напротив главного выхода, достаёт из сумки гитару, и вскоре воздух наполняется латиноамериканской музыкой, терпкой, волнующей и необузданной. Он играет хорошо. Но какой контраст! Как странно сочетаются звуки латино с деловым западным миром!

Вот и шофёр, здоровенный, лысый детина, похожий на боксера. Такси просторное, как микроавтобус. Мы заезжаем в гостиницу "La Plaza" за нашей группой, и все вместе едем в индустриальную зону, неподалёку от Алста, где и находится известная шоколадная фабрика "Belcolade". Здесь изготавливается шоколад - "чёрное золото" Бельгии. Чёрный шоколад, молочный и белый. Три вида, но множество вариаций.
"Районные" сорта шоколада - "Перу", "Коста-Рика", "Венесуэлла",  "Конго", "Нуатву".   
Владелец шоколадной фабрики, путешествуя по миру, привозил с собой разные какао-бобы - из разных районов Африки, Северной Америки, с островов Тихого океана. Из этих бобов он делал маленькими партиями шоколад. Он хотел в маленькой шоколадке передать влажность тропических дождей, неповторимый вкус, присущий определенному сорту какао-бобов, дурманящий аромат юга. Из этого хобби и возникла "Belcolade". И когда надкусываешь такую шоколадку и чувствуешь, как утончённый шоколад тает во рту, то как бы переносишься на другую сторону земного шара, на остров в Тихом океане, тебе кажется, что ты лежишь под пальмой, на берегу, покрытом белым песком, и вдыхаешь аромат тропических лесов, а ласковые волны океана ласкают ступни твоих ног. Шоколад переносит тебя за тысячи километров, через моря и океаны. Твои уши наполняет шум океана, и неповторимый аромат прелых стволов деревьев в тропическом лесу, наполняя ноздри, пронзает всё твоё естество. Этот шоколад - как путешествие!
Потому он и популярен, его покупает весь мир. Беден наш обычный язык для описания вкусовых оттенков богатой палитры шоколадных сортов. Создатели шоколада придумали особый язык эпитетов, который назвали "Язык Сирано"(столь же богатый и цветистый, как у известного литературного героя Сирано де Бержерака). Я снимаю шляпу перед владельцем фабрики, и перед инженерами, придумавшими умные машины, и перед учеными, создавшими восхитительные рецептуры. Более того, чтобы создать новые комбинации, владелец запустил специальный "шоколадный автобус" с кабинками для дегустации. Автобус ездил по разным странам, люди пробуя шоколад, описывали свои ощущения. И на основе этих отзывов создавались новые сорта:  лёгкий молочный шоколад с кислинкой, так понравившийся итальянцам, чёрный шоколад "Венесуэлла" с ароматом нагретой солнцем древесиной, с дымком, белый шоколад с привкусом базилика... Чем больше ощущений и описаний этих ощущений, тем больше слов в языке Сирано, тем больше рецептов и новых сортов.

Но сколько путешествий приходится проделать в погоне за вдохновением, в поисках драгоценных какао-бобов, и без них не было бы ни шоколада, ни языка, описывающего шоколад. Именно там, в Африке, Америке и на тихоокеанских островах черпают они своё вдохновение! И сейчас менеджеры фирмы продолжают колесить по всему миру в поисках потребителей; ведь одной маленькой Бельгии всего этого не съесть. И тут начинаешь понимать, насколько все мы связаны - Запад и Восток, Европа и Азия, Африка и Америка - друг с другом. Что мы значим друг без друга? Кто мы друг без друга? Как слепые, как зеркальные здания напротив друг друга, как глаза в солнцезащитных очках, отражающие друг друга.
Как шоколад без какао-бобов.