Об о. Д. Сысоеве и взорванных нацистами храмах

Тимур Сергий Давлетшин
Один из моих братьев во Христе как-то рассказал мне,  какое тягостное впечатление произвела  него что одна из продававшихся в церковной лавке книг многократно критикуемого мною убиенного о. Даниила Сысоева. Книга сия называется "Вопросы священнику", и в ней о. Даниил заявил, что немцы в Великую Отечественную войну не взорвали ни одного православного храма.  В этом мой брат во Христе узрел некую нацистскую апологию (что было с его стороны сильным преувеличением) и, конечно же, был сильно разочарован. По счастию, беседы с другими православными священниками убедили его, что мнение о. Даниила все же нетипично для православных священников. Я нашел эту книгу и тот вопрос, который привел моего брата во Христе в сомнение. В целом, кстати, книга о. Даниила показалась мне неплохой, но, как известно, ложка дегтя портит бочку меда.

Итак, о. Даниил Сысоев: "По сравнению с Советской властью Геббельс был жалким подражателем, слабаком и бездарностью по сравнению с пропагандой Советской власти. Например, назовите храм, который взорвали немецкие войска сознательно? Нет. А нам говорили и называли много храмов, например Успенский собор Лавры, колокольню монастыря Иосифа Волоцкого и многие другие, так вот эти храмы были взорваны красными. Когда красные шли, то они взрывали храмы по дороге, но при этом валили все на немцев.
А сейчас все выплыло наружу..." (Вопросы священнику Священник Даниил Сысоев //102. Кто творил беззакония в гражданскую войну белые или красные? )

Пропаганда была всегда - и при Советской власти, и до нее, и после. Однако утверждение о. Даниила Сысоева о том, что немецкие войска не взорвали ни одного храма сознательно - весьма смело. Утверждение о. Даниила сильно расходится с тем, что, к примеру, писал в свое время признанный святой - св. Лука (Войно-Ясенецкий) в своей статье "Кровавый мрак фашизма", опубликованной в "Журнале Московской патриархии" 1943. № 4 (декабрь):"Кто поднимет голову мою? Она низко опустилась и не может подняться от тяжкого гнета воспоминаний о двухстах пленных красноармейцах, заживо сожженных в Верейском соборе, в алтаре и на амвоне, о разрушении святой Киево-Печерской лавры, Новгородского собора Св. Софии и сотен храмов наших".

Обратимся к истории. Вот, к примеру: "В фондах Государственного архива Псковской области хранится более 90 тысяч документов, свидетельствующих о злодеяниях фашистов. Осенью 1943 года немецко-фашистское командование отдало приказ о массовом сожжении русских сел и деревень и угоне населения для принудительных работ в Германию... Фашисты расстреливали и заживо сжигали людей целыми семьями при малейшем подозрении на связь с партизанами. 5 декабря 1943 года в деревне Добровитки немецкий карательный отряд арестовал жителей и запер их в здании сельской церкви. Всех, кто пытался сбежать, расстреливали на месте. Затем храм Ильи Пророка был взорван, и все закрытые в нем люди погибли под его развалинами". http://province-pskov.ru/province/2012/124/1587 Немного подробнее об этом злодеянии здесь - http://pskovrajon.reg60.ru/news/06.12.18/23556 «Забыть нельзя!» Траурный митинг памяти невинных жертв фашизма в д.Добровитки Краснопрудской волости



Или вот о Тихвинском монастыре документ:

"7 апреля 1942 г.— Акт о разрушении и ограблении немецко-фашистскими оккупантами Успенского Тихвинского монастыря

Мы, нижеподписавшиеся, старожилы города Тихвина: Венедиктов Михаил Дмитриевич, проживающий по ул. Римского-Корсакова, 23; Шумкина Мария Кузьминична, проживающая по ул. Римского-Корсакова, 26; Проскуряков Константин Николаевич, проживающий по ул. Римского-Корсакова, 15, и Христофоров Александр Христофорович, проживающий по Советской улице, 87,— составили настоящий акт в том, что фашисты, находясь в городе Тихвине и некоторых других населенных пунктах района в течение одного месяца — с первых чисел ноября до первых чисел декабря 1941 г.,— творили гнусную расправу над мирным населением, учиняли грабеж православной Церкви, уничтожали церковное имущество, разоряли и сжигали церкви и монастыри.

На оккупированной ими территории немецко-фашистские разбойники устраивали в церквах конюшни для стоянки лошадей, а Тихвинский монастырь, постройки XVI века, был превращен ими в средневековый застенок. После изгнания немцев из Тихвина в одной из келий монастыря был найден труп изнасилованной и зверски замученной пятнадцатилетней девочки Лидии Колодецкой. У нее было прострелено бедро, вывернут большой палец ноги и переломлена другая нога. В следующей келье были обнаружены четверо полумертвых замученных мужчин — красноармейцы Громов и Такашов, стрелочник Михайлов и слесарь Степанов. Гитлеровцы раздели их, возили на салазках по улицам Тихвина, затем, окоченевших, бросили в нетопленой келье монастыря и держали там в течение шести суток без пищи.

Отступая, немецкие полчища разграбили церковное имущество монастыря, а само здание взорвали и подожгли. В результате варварских разрушений немецкими оккупантами Тихвинского монастыря ими повреждено: придел Успенской церкви постройки 1505–1515 годов с куполом в виде луковицы; звонница-колокольня с тремя просветами и двумя шпилями постройки 1743 года. Разрушено: Покровская церковь с пристройкой — большой монашеской трапезной, постройки 1783–1790 годов, с подвальными арочными перекрытиями; настоятельский (архимандричий) корпус постройки 1726–1810 годов; Вознесенская церковь постройки 1795–1796 годов; двухэтажный казначейский корпус постройки 1798–1810 годов; монастырский двухэтажный корпус постройки 1795–1805 годов; Воздвиженская церковь постройки 1830–1835 годов, с одноэтажной проходной аркой, на каменном фундаменте; Апостольская церковь постройки 1820–1824 годов, двухэтажная, на каменном фундаменте; архиерейский двухэтажный корпус постройки 1785–1793 годов.

Оставляя Тихвин под натиском частей Красной Армии, немецкие варвары ограбили православный Тихвинский монастырь. Со всех находящихся там икон они содрали позолоту, сняли серебро, уничтожили иконостасы, поломали хоругвии с древками, украли ризы, сняли с икон бархатные обложки и басму, похитили бархатную, отделанную серебром и золотом ризу с головными венцами.

В Успенской церкви на царских вратах похищены 6 овальных икон и в иконостасе 2 серебряные позолоченные иконы; также похищена икона Тихвинской Божией Матери. С целью сокрытия своих преступлений немцами при отступлении были взорваны и подожжены три церкви Тихвинского монастыря и пять корпусов.
О чем составили настоящий акт: краевед М. Д. Венедиктов, домохозяйка М. К. Шумкина, директор Краеведческого музея К. Н. Проскуряков, председатель уличного комитета при горсовете А. Х. Христофоров". http://www.sedmitza.ru/text/410795.html

Теперь про упомянутые о. Даниилом Успенский собор Лавры и  колокольню монастыря Иосифа Волоцкого. Последняя была действительно взоравана нашими, и чисто по военным причинам. Как сам о. Даниил сказал: "В случае войны это было иногда оправдано. Бывали случаи оправданные, когда использовались в военных целях". Правда, о том, что наши это пытались свалить на немцев, инфы в интернете я не встретил. А вот насчет Успенского собора Киевской лавры - да, есть инфа о том, что кое-кто уже в наше время пытался приписать это злодеяние Советским войскам. Однако все это оказалось бездоказательным, напротив, доказано было, что это было совершено именно нацистами. Об этом можно прочесть в статье "Кто взорвал Успенский собор", автор - Евгений Павлович КАБАНЕЦ, ведущий научный сотрудник отдела истории Лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Я же здесь процитирую слова члена Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию немецких злодеяний митрополита Николая (Ярушевича):

"Как член Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию немецких злодеяний, я осмотрел в ближайшие же дни весь город...

Бот я и у святых ворот Киево-Печерской лавры, той Лавры, которую знает весь мир как уникальный памятник нашей церкви, нашей истории, нашей культуры; Лавры, родной и дорогой каждому верующему сердцу. Только эти ворота, с их надвратной церковью, вторые входные ворота и колокольня уцелели на том пиру садистского разрушения наших святынь, какой устроили здесь временные захватчики.

Нельзя без пронизывающей все внутреннее существо скорби смотреть на груду развалин, высящихся на месте взорванной немцами так называемой Великой лаврской церкви, или Успенского собора, созданного в XI веке гением бессмертных строителей. Среди гор кирпича и камня стоят лишь кое-какие остатки двух столбов храма и части древней южной стены с живописью кисти знаменитого художника В. Верещагина, расписавшего весь храм внутри в 90-х годах прошлого столетня. В соборе хранились огромные ценности: рака с мощами св. Михаила, Митрополита Киевского, старинная лаврская ризница, древняя церковная утварь, древнейшие иконы и т. д. Перед взрывом собора немцы вывозили ценности в крытых грузовиках и, окончив черное дело ограбления, собор взорвали. От взрыва образовалось несколько огромных провалов в земле на окружающей собор территории, и, глядя на них, кажется, что даже земля содрогнулась при виде злодеяний тех, кто не имеет права на человеческое имя.

Так называемая «Верхняя лавра» разрушена немцами полностью. Кроме Успенского собора, их рукой ограблены и разбиты церкви: Больничная Никольская, Трапезная и все тридцать три монастырских корпуса, среди которых ценнейшие памятники архитектуры украинского барокко XVIII века: Митрополичий дом, Наместничий дом, Экономский корпус, Клирошанский корпус, кельи соборных старцев, лаврская типография, переплетная и др. Повреждены все четыре башни лаврской стены и разрушена часть стены в юго-восточном углу. В колокольне сожжены деревянные лестницы и балки, на которых висели колокола, упавшие на пол; украсть колокола немцы не успели. Точно страшный ураган пронесся по Лавре, все опрокинул вверх дном, рассыпал и разбросал могучие лаврские здания.

В Лавре расхищены и уничтожены все находившиеся в ней музеи (Исторический, Этнографический и др.), Всеукраинская историческая библиотека, лаврские архивы древнейших документов и библиотека Лавры, ризницы и ценности ряда киевских древнейших монастырей, музей Киевской духовной академии; разграблены все экспонаты по истории Украины XV—XIX веков (грамоты, нумизматика, печати и т. д.) и прочее культурное богатство, значение которого даже трудно подвергнуть какой-либо оценке.

В числе похищенного немцами из Лавры имеются такие уникальные вещи, как запрестольный крест X столетия, паникадила того же века, редчайшие образцы парчи первых веков христианства на Руси...

   Благодаря нашей доблестной армии немецко-фашистские оккупанты убежали из Киева на много раньше, чем предполагали сами. Этим можно объяснить то, что сравнительно меньше пострадали прочие храмы Киева.

С благоговейным трепетом вступил я под седые, темные своды Св. Софии, этого величайшего памятника русского и мирового искусства XI века. В Софийском соборе хранятся гробницы, в которых были погребены Равноапостольный Владимир, Равноапостольная Ольга, Ярослав Мудрый; стены храма покрыты драгоценными фресками XI века: Здесь же сохранялись изумительные фрески XII века, поставленные из Златоверхого Михайловского монастыря в Киеве. Эти михайловские фрески оказались ограбленными. Немцы выкрали, кроме них, богатейший музей киевских архитектурных памятников, помещавшийся при этом соборе. Они пытались выкрасть и знаменитую древнюю мозаику на центральной алтарной абсиде — «Нерушимую стену»,— но время им не позволило вынуть ее из стены. Сторож рассказывал нам, как немцы проявляли свое «хозяйское» отношение к Св. Софии: входили в шапках, курили, ковыряли ножами древнейшую мозаику и т. д.

Немецкие «крестоносцы» сожгли в Киеве Феодосиевскую церковь XVII века (остался один голый остов), частично разрушили Пантелеймоновскую церковь, повредили снарядами Александро-Невскую церковь. При своем уходе они подожгли известный Владимирский собор, внутри покрытый живописью корифеев русского искусства — художников В. М. Васнецова и М. В. Нестерова, но пожар удалось локализовать нашим пожарникам в первый же день вступления в Киев Красной Армии; обгорели только два купола.

«Защитники» христианства в полной мере показали и в Киеве свое «христианское» лицо".
(ЖМП апрель 1943 г. "Киев"  http://www.jmp.ru/ya43.php?ys=43&my=04&rm=STAT&sr=430408)

Интересующимся этой проблемой могу рекомендовать статью кандидата Исторических наук О. Копыловой "Ущерб, причиненный Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны (по по материалам Государственного архива РФ)" по ссылке http://statearchive.ru/1177


на фото - взорвнный нацистами собор в Новом Иерусалиме