С. -Петербург. Лучший оперный театр Европы XIX в

Руслан Богатырев
Лучший оперный театр Европы XIX века. Большой Каменный театр

/ Комитет национального наследия, 2020.

/ Избранные фрагменты. Н.М. Боголюбова «Итальянский оперный театр в С.-Петербурге» // Вестник СПбГУКИ, № 3, 2014.


Первое знакомство с итальянской оперой состоялось в Российской Империи в 1735 г. Императрица Анна Иоанновна испытывала большой интерес к эффектным зрелищам и театрализованным представлениям, и по её распоряжению в Петербург прибыла итальянская труппа во главе с композитором и антрепренером Франческо Арайа (1709-1771). Итальянцами были предложены светской публике эффектные музыкальные спектакли, созданные в соответствии с традициями барочной оперы. Выступления труппы Арайа продолжались в Петербурге вплоть до 1738 г. и, безусловно, сыграли важную роль в приобщении нашей страны к оперному искусству.

Особое значение выступления итальянских исполнителей имели и для становления русского балетного театра. В итальянских операх большое внимание уделялось танцевальным номерам. Во время гастролей труппы Арайа в России их исполняли выпускники сухопутного Шляхетского корпуса, которые проявили большой талант и незаурядные способности. В привилегированном учебном заведении подготовкой кадетов занимался французский педагог Жан Батист Ланде (?-1746), который после успешных выступлений кадетов в оперных спектаклях подал в конце 1737 г. императрице проект организации танцевальной школы. Проект французского педагога получил одобрение. Так была основана Академия русского балета им. А.Я.Вагановой — старейшее учебное заведение, о котором знают сегодня во всех странах мира.

Новый яркий и исключительно плодотворный этап музыкальных связей России и Италии приходится на период царствования Екатерины II. Со второй половины XVIII в. Петербург становится одним из центров европейской музыкальной культуры. В это время в столице Российской Империи работали многие приглашенные знаменитости из европейских стран, однако Екатерина и светское общество отдавали предпочтение итальянскому театру.

Спектакли Итальянской оперы шли на сценах разных столичных театров. В 1783 г. в Петербурге был открыт Каменный театр (Большой театр), труппа которого по указу Екатерины II принимала участие не только в трагедиях и комедиях, но и в оперных спектаклях. Оперные спектакли итальянцев ставились в Эрмитажном, Каменнооcтровcком театрах, в дворцовых театрах в Петергофе, Ораниенбауме, Гатчине, Царском Селе. После смерти Екатерины II итальянская оперная труппа завершила свою успешную деятельность в Санкт-Петербурге.

Вновь театр был открыт только в 1803 г., но просуществовал всего 3 года. Однако интерес к музыкальному искусству Италии в России был весьма значителен, и Дирекция Императорских театров постоянно обсуждала вопрос о присутствии постоянного казённого Итальянского оперного театра в Санкт-Петербурге. Только во второй четверти ХIХ в. Итальянский театр появился вновь в столице Российской Империи. В столице в это время работали немецкий и французский театры. В 1827 г. состоялся первый сезон итальянцев в столице. Труппа оперы была достаточно пёстрой и состояла из исполнителей разных театров Италии, однако она была с особой теплотой принята слушателями, которые впервые смогли познакомиться с творчеством блистательного Джоакино Россини. В Санкт-Петербурге были исполнены 12 опер итальянского классика, что составило почти половину всех наиболее значительных произведений композитора. К сожалению, Итальянская опера работала только в течение 4 лет и затем вновь была закрыта из-за финансовых проблем.

Только спустя почти 20 лет в 1843 г. Итальянская опера вновь появилась в столице. Открытию театра предшествовали гастроли великого художника, тенора Джованни Батиста Рубини (1794-1854), которому Дирекцией Императорских театров было поручено собрать новый состав исполнителей итальянского театра.

«Эпохой звёзд» исполнителей можно назвать этот период в истории итальянской оперы в Санкт-Петербурге. В разные годы в столице Российской Империи выступали лучшие солисты европейской, итальянской сцены, которые внесли значительный вклад в становление русской оперы и развитие музыкальных связей. По признанию современников, Итальянская опера в России во второй четверти ХIХ в. была лучшей в Европе. Здесь на оперной сцене выступала Полина Виардо (1821-1910), известная певица, педагог, которая до приезда в Петербург была хорошо известна в различных театрах Европы и очень много концертировала. С 1849 до 1852 г. на сценах Санкт-Петербурга солировал известный итальянский оперный певец, баритон Антонио Тамбурини (1800-1876). Джулия Гризи (1811-1869), известная итальянская оперная певица (сопрано) также выступала в Петербурге и имела большой успех.

Репертуар нового итальянского оперного театра отличался значительным разнообразием. На сцене в Петербурге были поставлены оперы Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини, Джоакино Россини. Затем столичный слушатель познакомился с произведениями Джузеппе Верди.

Посещать Итальянскую оперу могла лишь избранная публика. Стоимость билетов была столь высока, что это зачастую становилось сюжетом водевилей и фельетонов. В 1840-е гг. Итальянская опера выступала на сцене Большого театра в Петербурге, и в дни премьер здесь можно было видеть весь высший свет столицы. После реконструкции в 1835-1836 гг. архитектором А.Кавосом зрительный зал театра стал смещать почти 3 тыс. зрителей. Как отмечали современники, гости столицы, во всей Европе Каменный Большой театр считался образцом театрального здания. К сожалению, сегодня этого театра нет в Санкт-Петербурге, он значительно перестроен и на его месте находится Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова.

Итальянская опера просуществовала в Санкт-Петербурге до конца ХIХ в. (1886 г.), однако во второй половине ХIХ в. постепенно утратила свои ведущие позиции. На смену иноязычным театрам пришли русские музыкальные и драматические… 

———
ДОП. ПРИМЕЧАНИЯ

[9 июня 1773 г. был издан указ о создании в Санкт-Петербурге «публичного русского комедиального зрелища... которое и производить на построенном для карусели месте, и для представления оных построить театр». Строительство театрального здания началось в 1775 г. Первое каменное здание Большого театра начали возводить по проекту Антонио Ринальди (1709-1794).  Возведение стен завершили в 1779 г. Тогда же с Ринальди приключилось несчастье. Он так упал со строительных лесов, что недомогал до самой смерти и не мог следить за исполнением своих проектов. В 1781 г. его сменил генерал-инженер Ф.В. фон Бауэр. Получившееся здание было заметно крупнее, выше, массивнее соседних построек. Его длина составила 85, ширина — 45, высота — 19 метров.

После того как Ринальди упал с лесов и не мог лично наблюдать за ходом работ, Екатерина II поручила немецкому театральному декоратору и архитектору Людвигу Филиппу Тишбейну (1744-1806) создать новый проект театра, который и был воплощён архитектором Фридрихом Вильгельмом фон Бауэром (1731-1783) и военным инженером, действительным тайным советником Михаилом Алексеевичем Деденёвым (1720-1786). Открытие театра состоялось 24 сентября 1783 г., была исполнена опера «Лунный мир» Джованни Паизиелло. Большой Каменный театр, подобного которому по размерам не было тогда и в Париже, стал столичной достопримечательностью наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. Большой театр — грандиозное здание с восьмиколонным портиком — можно видеть на многих рисунках и литографиях так называемой «пушкинской» эпохи.

В Большом Каменном театре представления давали три раза в неделю. Один день здесь выступала итальянская труппа, второй — французская, третий — русская. Каждое представление обязательно заканчивалось балетом.

К 1809 г. в штате Театральной дирекции (Петербург) насчитывалось 7 трупп (балет, 2 русские, 3 французские и 1 немецкая) и не менее 10 театров, включая сцены загородных резиденций.

«В 1811 г. театр сгорел. Свидетель происшествия Ф.Вигель писал: «Несчастным происшествием начался печальный 1811 г. В то самое время, когда все тешились и плясали, встречая его, Большой Каменный театр, близ Коломны, заново отделанный, славный и обширный, ровно в полночь загорелся; никакими средствами не могли унять пламя, и зарево его до утра освещало весь испуганный Петербург. Люди, которые ждут беды, во всём готовы видеть худое предзнаменование. Один только главный директор театра А.Л.Нарышкин не терял весёлости и присутствия духа: он сказал по-французски прибывшему на пожар встревоженному императору Александру I: «Ничего нет более — ни лож, ни райка, ни сцены, всё один партер».

Театр восстановили в 1818 г. по проекту архитекторов Антона Антоновича Модюи (1775-1854) и Ивана Ивановича Гальберга (1782-1863) при участии каменных дел мастеров Доменико Адамини (1792-1860) и Антонио Адамини (1792-1846). Возводился он на том самом месте, где в середине XVIII века располагалась Брумберговая площадь (затем Карусельная, ныне Театральная площадь). До середины ХIХ века на Театральной площади находился Литовский рынок, потом его оттеснил Театр-цирк. Но до этого Театральная площадь простиралась от Литовского рынка до Большого Каменного театра, от него она и получила своё название.

До середины XIX века Большой Каменный театр служил основной сценой императорской придворной труппы. Здесь ставились многие оперы русского и зарубежного репертуара, выступали крупнейшие артисты оперы и балета. В Большом Каменном театре состоялись премьеры опер М.И.Глинки «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842).

В театре регулярно давались оперные и балетные, а также драматические спектакли (вплоть до открытия Императорского Александринского театра, 1832). Это тот самый театр, куда Евгений Онегин мчался из ресторана Талона. «Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла — всё кипит; в райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит».

Здесь «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», танцевала Истомина. В 1847 г. на этой сцене дебютировал Мариус Петипа, сменивший в должности главного императорского балетмейстера другого французского хореографа Артура Сен-Леона, и связавший свою жизнь с русским балетом.

Во второй половине XIX в. в ведении Дирекции Императорских театров находились в С.-Петербурге:

• Мариинский театр — императорский театр русской оперы и балета;
• Александринский театр — императорский театр русской драмы;
• Большой Каменный театр — императорский театр итальянской оперы;
• Михайловский театр — императорский театр французской музыкально-драматической труппы;
• Малый театр (ныне Большой драматический театр) — императорский театр французской, затем русской оперетты.

Структура императорских театров строго придерживалась системы актёрских амплуа. Актёры делились по исполнениям ролей: трагики, комики, первые любовники (jeunes premiers), отцы семейств, матери, простаки, травести и т. д. Русские Императорские театры держались амплуа до 1882 г., когда комиссия (А.Н.Островский, А.А.Потехин и Д.В.Аверкиев, Э.Ф.Направник), разрабатывавшая основания реформы художественной части Императорских театров, постановила упразднить деление артистов по амплуа.

В 1884 г. комиссия во главе с гл. архитектором Петергофа, действительным статским советником Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813-1898) признала состояние здания Каменного театра неудовлетворительным в противопожарном отношении. В 1886 г. в Каменном театре был дан последний спектакль («Кармен»), после чего театр был закрыт и в 1889 г. передан в ведение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). В 1891-1896 гг. здание театра было полностью перестроено. По инициативе Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894), директора Санкт-Петербургской консерватории, здание после реконструкции было решено передать именно Консерватории. Репертуар был переведен на новую сцену Александринского театра, построенного в 1832 г. и в Мариинский театр, отстроенный в 1860 г. на месте сгоревшего Театра-цирка, который располагался на противоположной стороне Театральной площади.

За зданием Консерватории, на набережной Екатерининского канала, стоят трёхэтажные домики конца XVIII века, и среди них тот, в котором когда-то размещалась Театральная школа, где молодые люди обучались великому искусству лицедейства. Напротив Большого Каменного театра во второй четверти ХIХ века стояло временное деревянное здание итальянской цирковой труппы. На его месте в 1847–1848 гг. академик архитектуры Императорской Академии художеств Альберта Катериновича Кавоса (1800-1863) построил Театр-цирк. Во время цирковых представлений центральная часть зрительного зала становилась ареной, а зрители сидели по бокам — в партере и на балконах. Когда театральное действие разыгрывалось на сцене, манеж покрывался съёмным полом, на него ставили стулья, превращавшие цирковую арену в партер. В 1859 г., после сильнейшего пожара, А.К.Кавос перестроил Театр-цирк, приспособив его для оперных постановок. Здесь и открылся в 1860 г. Мариинский театр. ]