Серый Мрак или добрый бор

Эдуард Затеев
Смерть стучится вдруг в окошко,
Подожди дружок немножко.
Открывать ей не спеши,
Жизни много впереди.
Я (февраль 2020г)
   Гарь. Лёгкие слиплись. Каждый вздох разрывал губчатую плоть внутри меня. Боль и тут же облегчение. Облегчение потому, что в воздухе полном гари был ещё живительный кислород. Много лет назад в Кемерово стоял газ от предприятий в виде тумана. Он вонял по-разному: то сероводородом, то фенолом, то муравьинкой, то другими сернистыми соединениями. Тогда я был молодой, задорный и начинающий курильщик. Прошло 37 лет, из них тридцать боевых, полных горя и радости, курительных лет. Попыхивать сигареткой – это было непременным условием жизни. «Тебе не идёт курить», - говорили близкие. Как не идёт? Сигарета продолжение моей руки, часть рта, распространённая особенность. С разрушением Великой страны, разрушалась и большая химия в Кемерово. Воздух стал намного чище. Известные примеси, которые раньше вызывали кашель и отвращение, пропали. Тут и я бросил курить.
   Идут годы, страна постоянно «встаёт с колен». Какие-то предприятия остались или преобразовались в другие. Промышленность, хоть и не активно, но работает. Стала появляться гарь. Весёлые красноярцы назвали свою загазованность «режим чёрного неба». Там, в Красноярске, много металлургии и других производств. Им виднее. У нас тоже появившуюся гарь стали так называть. Я бы назвал по-другому - «режим серого мрака».
   Немецкое слово штиль используется не только на море. Над Кемеровом замер воздух. Штиль. Из ниоткуда город окутал серый мрак. Этот косматый и злой старик заворожил всё вокруг. Только люди со своими механизмами не поддавались заклятиям Серого Мрака. Может быть Серый Мрак добрый, мудрый старик. Кто его знает? Проблема в том, что он слепоглухонемой. Не внемлет мольбам и просьбам, не слышит обращений, не видит знаков, которые подают ему люди. Он пришёл и расположился в нашем городе, раскидал свою большую, косматую, серую бороду вокруг себя, думает.
Мне могут возразить, мол почему старик? Разве не может мужчина отрастить большую бороду и считаться Серым Мраком? Как бы может, но есть одно но! Старики боятся сквозняков. Хулиганы-сквозняки налетают со всех сторон. Начинают задувать под неряшливо-расправленную рубаху Серого Мрака, залетать в рваные штаны, гонять поветру бороду. Остатки вонючего тепла вылетают мигом. Худая, морщинистая плоть начинает зябнуть. Серый Мрак, часто плача дождём, покидает насиженное место у нескольких изгибов реки Томь. Не завидна судьба этого скитальца. Ему нравиться это место и он постоянно сюда возвращается, но хулиганы-сквозняки гонят его, проветривая воздух в городе. Людям становиться веселей. Можно подышать свежим воздухом, увидеть солнышко или звёздное небо.
   На другом берегу реки, фактически в центре города, есть сосновый бор. "Лёгкие города"  называют горожане это место. Дикий лес в городе и бесплатный свежий воздух. «Отставь гармонь, меха порвёшь», - говорят непрерывно играющему гармонисту. Вот и я спасаясь от Серого Мрака подался в бор. Величественный бор спит, укрытый одеялом из снега доброй тётушки зимы. Реликтовые сосны грозными часовыми встречают посетителей, но они дремлют. Мир тишины и свежего воздуха, скрип лыж и гулкое падение снега с ветвей, тихий говор гуляющих и далёкий сигнал автомобиля. Захотелось гулять. Гулять – это отталкиваться от земли ногами и рассекать лицом воздух. Свежий воздух! Лёгкие наполнились им и больше не слипались. Задышалось ровно, легко. Жизнь заиграла красками. Буйный ветер или хулиганы-сквозняки где-то бродят. Серый Мрак покрыв город, размышляет о бытие. Только бор со своими часовыми-соснами, охраняет чистоту от незваных гостей, при этом распахивая свои гостеприимные тропинки перед добрыми посетителями. Я буду возвращаться сюда снова и снова. Получать энергию добра от соснового бора и отдавать её миру обратно. Люди, берегите природу – мать вашу!
(в тексте используются народные пословицы и поговорки)