Жара пятнадцатого года

Тамара Савельева
Этот год стал для меня жарким ещё в разгар зимы. Накануне Старого Нового года в Краснодаре моя вторая дочь родила девочку, но узнала я о рождении внучки от старшей дочки, мамы моего первого внука. И в тот же день случилась очередная поломка автомобиля – залитый в дальней дороге осадками блок управления начал барахлить примерно год назад, и время от времени вся электроника выходила из строя от сырости. Пришлось на пару дней поставить машину в сухой бокс для ремонта. Одновременно с этим случилось ДТП, ставшее судьбоносным для нас с сыном и одного из его участников. Но нам это стало известно только спустя две недели. В связи с этим снова вспомнился анекдот из социальных сетей:

- Мама, а сколько мне придётся ждать свою вторую половинку?
- Ох, доченька, иногда приходится ждать очень долго! А чтобы скоротать время, можно пару-тройку раз замуж сходить.

Хотя, давайте всё по порядку. Итак, в последних числах января мне позвонила моя коллега, учительница английского языка, с которой мы делили седьмые классы. Она сказала, что у семейной пары других наших школьных учителей есть какой-то знакомый иностранец, и ему сейчас нужна помощь переводчика, а она сама не может поучаствовать в переговорах из-за болезни ребёнка. Я согласилась – мне ли привыкать к этой работе и внезапным вызовам «по тревоге»! На следующий день около школы я встретилась с коллегами и их нерусским приятелем. Оказалось, что он из Голландии, а живёт здесь, так как был женат на русской, учительнице английского языка. В тот день, с которого я начала повествование, в него на перекрёстке въехал автомобиль сына ещё одной нашей коллеги, а ещё через три дня жена умерла от онкологии, и он оказался в очень затруднительном положении, так как по-русски почти не говорит.

Я сразу же отметила для себя огромное количество совпадений. Ну, во-первых, в девяностые у меня было совместное предприятие с голландцами, я часто бывала в этой европейской стране и не могла игнорировать такой странный зигзаг судьбы. Во-вторых, факт ДТП аккурат в день рождения моей внучки и поломки моего авто, да ещё и с участием знакомых мне людей. И в-третьих, матримониальный статус вдовца после брака с учительницей английского языка. У вас мурашки по телу не побежали?

Профессиональные услуги переводчика были оказаны клиенту в полном объёме. Я перевела бумаги на машину, водительское удостоверение и полис, заверила у нотариуса, подготовила все документы для страховой компании, несколько раз ездила с ним в Клин, чтобы можно было получить страховое возмещение. Затем выполнила все необходимые действия по подготовке наследственных документов, сопровождала его в нотариальную контору и прочие офисы до тех пор, пока все формальности не были улажены. Потом он стал за мной ухаживать, уже не как за переводчиком, а как за женщиной, которая умеет нравиться мужчинам. В принципе, неважно, что он при этом думал. Люди женятся по любви только в зелёной молодости, в зрелые же годы они руководствуются иными принципами в первую очередь. Например, я согласилась с ним встречаться полгода после смерти жены, чтобы не нарушать традиции, и выйти замуж по окончании траура, потому что мне очень хотелось сменить фамилию, оставшуюся от предыдущего мужа и возбуждавшую неприятные воспоминания. В остальном наши отношения развивались весьма романтично.

Я продолжала помогать своему жениху во всём-всём-всём, от решения миграционных и визовых проблем до продления временного ввоза на авто. Ремонтом его искалеченной легковушки тоже пришлось заниматься мне. Выяснив стоимость деталей кузова под замену, мы пришли к выводу, что ему не хватит страховых выплат. Тогда меня посетила гениальная идея позвонить в Краснодар моему другу и по совместительству Мастеру №1 в мире, и послать ему снимки побитого Форда. Меня обнадёжили, что можно что-нибудь сделать, правда, как новенький автомобиль выглядеть не будет. Да и ладно! Мы дождались весенних каникул и поехали втроём в Краснодар на машине моего будущего мужа. Там за неделю нам слепили из того, что было, задний бампер и дверь. А я тем временем познакомила его с некоторыми родственниками и с мамой. Не то чтобы я ждала родительского благословения, просто решила соблюсти приличия.

Поскольку моя мама, как и я, и переводчик, и учитель, и владеет английским языком, мне не пришлось работать толмачом хотя бы здесь. Но и в этот раз я ей не угодила с зятем. Уж и не знаю, как это понимать, но разговор вышел такой:

- Здравствуй, мама!
- Ой, Тома! Ой, Илюша! А это кто?
- Познакомься, мама, это мой жених. Он из Голландии.
- Опять не из той страны!

Дело в том, что был один «скелет в шкафу» у моей мамы. Во время хрущёвской «оттепели» некоторая часть советской молодёжи пыталась совершить «сексуальную революцию». В то время как некоторые юноши и девушки только за ручку держались неделями, а то и месяцами, после свадьбы, другие вступали в очень смелые отношения в день знакомства. Старики осуждали это, но не обсуждали в моём присутствии. Лет в десять я запомнила одну фразу, случайно оброненную моей бабушкой, но ничего тогда не поняла: «Он её не девушкой взял». И один раз через год или два после этого наблюдала странного дядьку на турбазе в Геленджике, при виде которого мой отец взял меня за руку и отвёл к парапету набережной, а мать осталась разговаривать с ним за столиком кафе. Историю этого иностранца, сносно говорящего на русском языке, папа рассказал мне с очень большими купюрами. Этот «дядя» был бельгийцем, сыном белоэмигрантов, уехавших в Бельгию во время революции 1917 года, имел отношение к туристическому бизнесу, так и познакомился с моей мамой и состоял с ней в длительной переписке.

На самом деле, этот человек был первым мужчиной студентки пединститута. Она мечтала выйти за него замуж, чтобы уехать в Бельгию, но раз за разом находились некие препятствия для осуществления этой дерзкой мечты. В конце концов, она вступила в брак с советским моряком дальнего плавания торгово-пассажирского флота и родила дочку. Всю оставшуюся жизнь она искала встречи со своим бельгийцем, хотя знала, что не сможет решиться на такой поворот судьбы. Но мне эти пикантные подробности стали известны только через два года после жаркого пятнадцатого, когда я забрала семейный архив из унаследованной квартиры, а пока я стояла в дверях в полном недоумении. 

Поэтому с моей стороны – немая сцена, как в «Ревизоре», мистер  Деккер счастливо улыбался и ласково смотрел на будущую тёщу, не понимая изнаночной сути её реплик, а она переключилась на английский и затянула свой дежурный рассказ о посещении стран Бенилюкс в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века. Надо сказать, что моя мама изрядно попутешествовала в бытность работы переводчиком, так что могла непринуждённо беседовать с представителями многих национальностей Европы и мира об их родных государствах. В её послужном списке, кроме Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, есть Сирия, Иордания, Ливан, Греция, Кипр, Англия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Япония, Малайзия и США. Может быть, я даже что-то пропустила. Той весной она ещё неплохо себя чувствовала и постаралась, как можно быстрее, избавиться от нас. Мы вежливо попрощались и поехали на такси на съёмную квартиру по соседству с автосервисом моего друга.

На обратном пути из Краснодара мы заехали в Тамбов навестить близких друзей покойной Людмилы. Так я с ними познакомилась, но заменить умершую подругу не смогла, да и не стремилась. Они показались мне хорошими людьми, но не могли справиться с эмоциями, и в их общении со мной до сих пор сквозит холодок. Я их понимаю, но Кору было важно и одному не остаться, и сохранить связи с теми, кто действительно близко знал его безвременно ушедшую жену. Ведь именно они составляли для него круг общения в России в течение предыдущих пяти лет, научили ходить друг к другу в гости и переодеваться в трико и тапочки, когда приходишь домой. В Голландии не принято ни то, ни другое. Чтобы увидеться с сестрой или братом, или вообще с кем-либо у них дома, ему нужно созвониться заранее и подстроиться под диктуемое хозяевами время, взять с собой всё, что он намеревается кушать или пить, и не задерживаться дольше, чем продлится запланированный разговор. У нас же можно с дороги позвонить и «обрадовать» хозяев, что гости уже в пути, и зависнуть с ними на пару деньков. А когда я, к примеру, останавливалась в доме моего друга и партнёра по бизнесу в городке Ауд-Байерланд, я единственная разувалась в прихожей и ходила по дому в привезённых босоножках, все остальные топали в уличной обуви.

Всё равно те два дня, проведённые в Тамбове, были приятным времяпрепровождением, это ведь не Голландия. У них милая квартирка со стильной отделкой, сделанной собственноручно, и тщательно подобранной обстановкой, с большим количеством книг и декоративных элементов. Рядом с домом находится привычный «Магнит» с обычным набором продуктов питания и напитков. А ещё там есть сказочная по ландшафтному дизайну дача. Но на дачу хозяева возили нас в следующий раз, когда мы наведались к ним снова по пути в Москву жарким летом пятнадцатого года.

Вообще-то лето было разным по погодным характеристикам в различных частях нашей необъятной страны. Но для нас с мужем оно было жарким и в прямом, и в переносном смысле. В конце мая позвонили дочки и сказали, что бабушка в больнице с пневмонией. Но я ещё работала в школе и не могла бросить всё и сразу же выехать, а потом была занята там же из-за периода выпускных экзаменов вплоть до летнего солнцестояния. Договорились, что мои дочки наймут сиделку для моей мамы, как только её выпишут из больницы, и продолжили заниматься, каждая своими делами. Накануне запланированного отъезда в Краснодар снова раздался телефонный звонок от дочери с известием, что бабушку опять на машине скорой помощи отправили в больницу откачивать жидкость из лёгких. В этот раз я заверила, что через пару дней примчусь ухаживать за матерью, и стала собираться в дорогу.
 
Ранним утром 22 июня температура в Подмосковье составила всего 4 градуса условного тепла. Пришлось выезжать в куртках, а все летние вещи мы упаковали и погрузили в машину. Я уже упоминала несколько раз, что люблю путешествовать за рулём автомобиля. Теперь же эти поездки стали вдвое приятнее, потому что мы с мужем меняемся через каждые четыре часа, что делает продвижение к намеченной цели более комфортным. Выезжая в четыре часа утра, мы решаем очень серьёзную проблему преодоления пробок на МКАД. До наступления рассвета их там попросту нет, да и платные участки дешевле. Так что, до Каширского шоссе мы добираемся с ветерком, а там М4 с оплачиваемыми скоростными пролётами от тридцати до ста километров в длину, и к девяти утра мы уже подъезжаем к Воронежу. Утренняя прохлада отступает более стремительно, чем ожидалось. Я полагала, что переодевание понадобится где-нибудь в Ростовской области, но оказалась неправа (как странно!). Миновав Воронеж по объездной дороге, мы остановились на заправке и первым делом облегчили свой гардероб.

Расчёт общего времени в пути с моей стороны оказался более точным, и мы приблизились к Краснодару около десяти вечера. Единственный незавершённый строительством тридцатикилометровый участок дороги от станицы Динской до города по Ростовскому шоссе отнял у нас целый час времени, зато мы избежали краснодарских пробок, которые к этому времени рассасываются по естественным причинам. По пути заехали к старшей из моих двух дочерей за ключами и отправились ночевать в пустую мамину квартиру.

Утром первым делом поехали в больницу. Мама уже была плоха. Она ещё узнавала меня, но мои спутники казались ей совершенно посторонними людьми. О деменции или старческом слабоумии говорить не принято. Мало кто вообще замечает первые проявления этого заболевания. Однако стоит пропустить тревожные сигналы, и болезнь «съедает» человека буквально за 3-5 лет, а мама стеснялась и тщательно скрывала звоночки. А ещё пиелонефрит в терминальной стадии. Опытная сиделка при встрече сказала, что такие пациенты могут протянуть два-три месяца. Не стану утомлять подробностями медицинского характера, расскажу кратко о жарких деньках. Мы провели три с лишним недели в маминой квартире, сначала дня три-четыре сами, потом с мамой, когда забрали её после выписки домой. Съездили разок на море, пару раз к друзьям на дачу, каждый раз приглашая ту же сиделку. Потом мужу нужно было явиться в назначенный день середины июля к нотариусу для принятия наследства, и нам пришлось мчаться в Подмосковье буквально на несколько дней.

Оставшиеся недели июля и начало августа мы так же провели в Краснодаре у мамы. Я немного откормила её вкусной и полезной пищей, и она снова почувствовала себя хозяйкой медной горы: размахивала палкой в сторону внука, разложившего игрушки прямо на паласе, и пыталась прогнать его вон, пока я была на кухне. Ну что взять с больного человека! Ещё разок съездили на море и к друзьям на дачу. Там, под шашлычок и коньячок, нас уговорили пожениться не где-нибудь, а в Краснодаре. Интересное предложение! А почему бы нет? Через знакомых выяснили, что нужно сделать. Он ведь иностранец, значит, нужна справка из муниципалитета об отсутствии зарегистрированного брака. Но поскольку последние пять лет он был женат на гражданке России, то из посольства Нидерландов в Москве. Что ж, оставили маму на попечение сиделки и поехали в Москву. Заказали справку, пришлось несколько дней подождать. За это время я сделала перевод его документов и заверила у нотариуса всё, что может понадобиться. И снова отправились в Краснодар. На этот раз дорога не была такой уж приятной, потому что вышел из строя авто кондиционер, и мы страдали от жары на протяжении почти полутора тысяч километров и девятнадцати часов.

Чтобы охладиться и подготовиться к предстоящему бракосочетанию, мы втроём прямо с дороги заехали в ТРЦ «Красная Площадь». Там мы купили чёрное платье и такие же туфли мне, белый костюм, рубашку и такие же туфли Кору (люблю ломать стереотипы!), и обручальные кольца. Сынок набрал тематических конструкторов в любимом магазине LEGO. И всё это в приятной и прохладной обстановке. Потом ещё немного рутины, и 22 августа брак между супругами Деккер был заключён. А мои друзья, так повлиявшие на наши планы, стали свидетелями. Вместо обильного застолья мы проехали по близким родственникам, чтобы продемонстрировать наши кольца и попрощаться. Нет, мы не уехали сразу, просто потом не хватило бы времени, ведь лето стремительно подходило к концу. За те выходные и два рабочих дня мы сделали марш-бросок по побережью, нигде не задерживаясь дольше суток: Геленджик, Новороссийск, Веселовка в Тамани и дача моего друга в Пересыпи на Азовском море.

Вернувшись в Краснодар, мы пробыли там три дня. Дольше, чем до вечера 28 августа мы с сыном оставаться не могли, надо было вовремя попасть в школу на работу и на учёбу. Мама снова стала сдавать. Я очень настойчиво предлагала ей поехать со мной, с нами, но она вслед за своими сёстрами твердила, что я её не довезу. Так и не поняв смысла их всеобщего упрямства, я с тяжёлым осадком оставила мать на попечении сиделки и её сестёр. Перед отъездом я сходила в магазин и в аптеку, принесла сумки с покупками к ней домой. Она сидела на кровати и отрешённо смотрела куда-то вдаль, мимо меня. Такой я и запомнила мою маму. Через полтора месяца её не стало. (2015) (Наследие 2023)