Купленная машина оказалась залоговым имуществом

Оксана Задумина
Об этом мы узнали только через три года. Комментарии юристов. Что следует знать, покупая машину с пробегом.

В предыдущей статье я рассказала о том, как у зятя по суду забрали машину, вменив ему в вину то, что покупая автомобиль, он не проверил его ВИН в залоговом реестре http://www.proza.ru/2020/02/17/1412 .

При этом для меня осталось непонятным, как первый владелец машины избежал наказания за:
продажу залогового имущества банка,
мошенничество, связанное с продажей обременённого имущества,
получение вознаграждения за проданный автомобиль, который ему не принадлежал,
а зять потерял машину только за то, что не подстраховался документом, заверенным у нотариуса, о том, что машина не является залоговым имуществом.

Я обратилась к троим юристам с просьбой прокомментировать это дело.

Ответ №1.

Суд не разбирается в ситуации, а только принимает решение по конкретному иску. То есть иску банка, который заявил своё право на залоговую собственность. При этом считается нормой, если суд в первой инстанции принимает решение в пользу ответчика, то банки подают иски в суды более высокой инстанции и почти 100% выигрывают.

Как и получилось в случае с автомобилем одного из читателей предыдущей статьи.

Я был в похожей ситуации. Купил в 2015 году трехлетний VW, как оказалось впоследствии у перекупщика. ПТС - оригинал, один хозяин, договорились что деньги передам после того как машина встанет на меня на учет в ГИБДД. Приехали в МРЭО, составили договор, машина встала без вопросов на учет на меня и я передал деньги. Через год приходит мне письмо с вызовом в суд, оказывается машина была в залоге у Сбера.
Первый хозяин перестал платить кредит, Сбер подал на него в суд, он подал встречный иск, типа он не мог платить и сбер ему слишком много насчитал штрафов. Я предоставил в суд договор купли-продажи и в нем был пункт "со слов продавца автомобиль не находится в залоге и тд". Суд признал меня добросовестным покупателем.

Затем Сбер подал апелляцию и в одно из заседаний суд следующей инстанции принял противоположное решение, как раз сослались на то, что я обязан был проверить авто на предмет его нахождения в реестре залогового имущества по VIN (хотя тогда я даже о таком и не знал). Решение: машину у меня забрать и продать с торгов. В итоге адвокат убедил первого владельца выплатить все деньги Сберу (он взял денег у родителей), а то его действия подпадают под статью "мошенничество", грозящее ему реальным тюремным сроком.

ИТОГ: машина осталась мне, но я еще месяца 2 снимал ограничения на регистрационные действия в ГИБДД, даже при наличии исполнительного листа не хотели снимать, футболили то туда, то сюда. На адвоката потрачено около 25-30 тыс.руб. со всякими доверками и тд. + 6 тыс.руб. заплатил гос пошлину по суду.
В этом деле, как и во всех подобных делах, есть множество нюансов. Например, здесь второй и третий покупатели совершали сделки купли-продажи авто ещё до 2015 года, то есть до того времени, когда реестр залогового имущества появился в открытом доступе , а значит не знали и не могли знать, что машина в залоге.

Соответственно, это были добросовестные приобретатели, а с момента покупки машины залог уже прекратился. Поэтому, я считаю, решение суда надо обжаловать и вернуть автомобиль хозяину.

Ответ №2.

Судиться, но это займёт много времени и придётся потратить снова деньги. Банк будет подавать на пересуд, пока не найдёт крайнего. Надо решить, готовы ли вы этим заниматься несколько лет.

Можно ничего не делать и ждать три года, когда истечёт срок исковой давности. А дальше будет видно, раз судебные приставы превратили зятя в ответственного держателя автомобиля. Они обычно так делают, ведь у них нет ни стоянок, ни гаражей. Просто так он обратно документы на авто не получит, но может быть что-то изменится.

Ответ №3.

Надо идти в службу безопасности банка с заявлением о реструктуризации долгов, поплакаться и предложить им реальный график выплаты денежных средств.

Или пойти к начальнику службы судебных приставов и написать заявление на самореализацию, нанять оценщика и выставить на торги. И найти друга, который сможет выкупить имущество.

Потом подать в суд на последнего продавца автомобиля, на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, чтобы, в конечном счёте, по цепочке, дойти до первого продавца, который продал автомобиль, не сообщив о том, что он в залоге.