Встреча с...

Факей Рамалиин
Было уже немножко за полдень. Я шёл неторопливой походкой к намеченной цели, непрестанно думая  о непростом положении, в котором оказался, мысленно намечая планы и методы, которые позволили бы мне, что называется выкрутиться из создавшегося положения. Погружённый в свои мысли и думы  я  не обращал особого внимания на идущих мимо меня прохожих:  кто меня обгоняет, кто идёт рядом, кто навстречу,  а, кто, что называется, плывёт против течения. Неожиданно я уткнулся  в  человека, который стоял и специально поджидал меня.
-Здорово!
Голос был приятный, весёлый и доброжелательный.
-Здравствуйте.
Неуверенно ответил  я.
-Ты, что не узнаешь, что-ли?
-Простите, но....
 Незнакомец  не дал мне закончить фразу, а всё тем же весёлым и жизнерадостным тоном сказал:
-Ну, вспоминай детство, юность, зрелость ведь мы же с тобой были всегда  вместе. 
  Я более внимательнее посмотрел на незнакомца  и..
-Боже Мой! Неужели это ты?
-Ну, наконец-то.  Конечно Я.  Кто - бы ещё мог тебя узнать среди такой толпы народа. Ты ведь всегда был скромняга. Старался, не выделятся и всем уступал дорогу. Я вижу, ты таким и остался.
Окончательно узнав его  и освоившись с неожиданной ситуацией, я тоже, подражая ему, весёлым тоном ответил:
-Мне уже поздно меняться.
-Ну, это, ты брось! Помнишь, как  нас заставляли в школе заучивать слова великих людей: "учится ни когда не поздно" или еще вот это  «Учиться, учиться и ещё раз учиться»,  а ну-ка вспомни, кто это сказал?
Я не успел и рта раскрыть, а он уже сам и ответил на свой вопрос:
-Правильно В. И. Ленин! Помнишь это имя?
- Ну, ты и вопросы задаешь. Кто же не помнит?
-Многие забыли, а молодёш и не знает.
 Я с грустью в голосе должен был согласиться:
-Да. Время было сложное.
-Время было легендарное!
Мой собеседник это произнёс  твёрдым и уверенным тоном.
  - Послушай, ты очень торопишься? 
-Да нет.
-Давай зайдём, куда нибудь посидим, поговорим, вспомним, молодость.
-Я не против. Только куда?
-Да вот в это кафе. Оно так и стоит, на старом месте, как во времена нашей юности.
- Только во времена нашей юности оно было поскромнее, чем сейчас.
Заметил я.
-Да было такое.
Согласился мой старый знакомый. Немного помолчав, и, оценивающе посмотрев на здание кафе, добавил:
- Но зато  сейчас, оно выглядит более современным и привлекательным.  Да  и  название осталось прежним "РОССИЯ".

 Мы зашли в помещение кафе. Я уже лет 30, а может быть и больше не бывал в подобных  заведениях.  Смутные воспоминания  о тех далёких посещениях были о том, что приходилось ждать:  когда на тебя обратит  внимание официант, за какой столик тебя посадят, а затем   долгое ожидание, когда принесут  твой заказ. Нечто подобное я ожидал увидеть и сейчас.
 Но вопреки моим опасениям, как только мы вошли,  к нам подошла очаровательная девушка и, представившись менеджером по залу,  предложила нам выбрать самим столик. Я был приятно удивлен. Народу в это время в кафе было достаточно много, но всё - таки несколько столиков было свободно. Менеджер Зоя, так значилось её имя и звание на пейджике, закреплённом на лацкане её фирменного пиджака проводила нас к выбранному нами столику и, сказав, что официант будет через минуту удалилась грациозной походкой голливудской звезды. Официант не заставил себя долго ждать. Молодой человек, был одет в  фирменный костюм,  похожий на китель морского офицера, на плечах его красовались погоны с затейливыми вензелями, а грудь украшали золотые аксельбанты. Возраста он был такого, про который говорят:
-Всё ещё впереди.
Подойдя, он с почтением к нам и с чувством собственного достоинства и уважения представился:
-Господа, меня зовут Владимир. На время вашего присутствия  мне поручено обслуживать ваш столик. Надеюсь, что я сумею оправдать ваше ожидание, о хорошем  времени препровождения  и Вам никогда не придется  пожалеть о том, что Вы отдали предпочтение именно нашему заведению. 
 Я был просто ошарашен таким приёмом и в ответ на эту тираду официанта  мог  только и сделать, что изобразить на своём лице улыбку, которая выражала нечто среднее между понятиями:  «Всё будет хорошо» и «Ну посмотрим,  посмотрим».
Мой спутник, как мне показалось, был более подготовлен к такому приёму. Всё также добродушно и приветливо улыбаясь,  он ответил:
-Мы тоже надеемся, что всё будет хорошо.
  И немного помолчав,  добавил:
-Мы даже уверены в этом.  Знаешь почему?
-Нет.
С некоторой долей лукавства и любопытства ответил официант.
-Да потому, что мы тёски.
 И мой старый знакомый с весёлой улыбкой, добродушным жестом похлопав официанта по плечу, ещё раз повторил:
-Всё будет хорошо.
-Господа это обстоятельство увеличивает мои шансы на Вашу благосклонность, но не снимает с меня ответственности за качество обслуживания. И в связи с этим я должен Вам задать один вопрос. Вы позволите?
-Конечно.
-Скажите. Как долго Вы собираетесь пробыть у нас? Зная, каким временим, Вы располагаете, мне будет проще помочь Вам составить заказ.
- Видети-ли в чём дело уважаемый тёска, мы встретились с моим старинным знакомым через много лет и нам хотелось-бы посидеть, вспомнить наше старое ушедшее время, поговорить о настоящем, ну и конечно о будущем. Я думаю, что нам потребуется на это час, ну может два. Не больше. Как. Ты думаешь? 
-Я думаю,  что двух часов для этого вполне достаточно.
   Ответил Я.
-Теперь ещё один вопрос. Как мне к Вам обращаться: господа, сеньоры, джентльмены? Не подумайте, что это праздный вопрос. У нас бывают,  посетители из разных мест и нам приходится учитывать то обстоятельство, что на обращение не свойственное их культуре и званию некоторые реагируют очень болезненно.
 Я сидел, слушал всё, что говорил официант Вова, как я его уже заочно про себя называл и думал
- Куда я попал? Мы просто зашли отметить нашу неожиданную встречу, хлопнуть по «Соточке», закусить,  что Бог пошлёт, а тут такая дипломатия…
 Пока такие мысли крутились в моей голове мой спутник нисколько не смущённый таким вопросом ответил
-Тёска! Ты же видишь, что мы люди из того времени, когда в ходу было наше гордое слово «Товарищ».  Вот и называй нас так, а если хочешь, то можешь добавлять – Ветераны. Как ты считаешь?
Мне понравился тон и ирония, с которой мой спутник разговаривал с официантом и я, подражая ему, ответил:
-Да, очень правильное решение. Но мне кажется, что будет более правильнее,  если наш тёска будет добавлять слово – Почётные. Тогда обращение, с которым будет обращаться,  к нам наш тёска полностью будет звучать так:
-Товарищи, почётные ветераны!
 
 Официант Владимир, приняв нашу игру и сбросив маску официальности, тоже полушутливым тоном ответил:
-Хорошо господа, товарищи я буду обращаться к вам, так как Вы пожелали. А от себя лично  заверяю,  что я буду обслуживать Вас, как самых дорогих гостей.
-Вот за это, тёска тебе наше Ветеранское спасибо!
-Ну, что приступим к составлению заказа?
-Володя, мы полностью доверяемся тебе. Ты знаешь цель и время нашего  посещения,  поэтому предлагай!
-Господа, товарищи, почётные ветераны! Ни одна встреча давних друзей не обходится без  спиртного. Я могу Вам предложить широкий выбор вин, коньяков, водки, что выбираете Вы?
-Мы выбираем водку. Ты не против?
 Я был не против,  и, добавил, что полностью выбор заказа доверяю ему. 
-Отлично! Какую? У нас её более 60 сортов. Есть Китайская, Японская, Вьетнамская, есть Американские Виски. Есть Немецкий шнапс. Какую предпочтёте, Вы?
-Володя, а есть у Вас Российская?
-Конечно. У нас её более…..
-Не перечисляй, пожалуйста.  Московская – столичная. Триста граммов. На два часа нам этого вполне хватит.
  От горячего мы отказались.  По совету официанта заказали рыбу, осетрина с каким-то мудреным гарниром и мясную закуску, название которой я не разобрал.
-Это всё? Или может быть, что-то добавит Ваш спутник?
 Я всё время пока они формировали заказ,  просто сидел и не вмешивался. После вопроса официанта обращённого явно ко мне, я, чтобы не показаться уж совсем простаком добавил:      
 -Может ещё по бутылочке пива?
-Боже мой, как это я упустил? Конечно!
-Уважаемые Ветераны! Какое пиво Вам предложить? У нас его более….
-Володя не перечисляй.  Мне, пожалуйста, бутылочку немецкого….
И мой спутник назвал марку, которую я не разобрал.
-А мне, пожалуйста, бутылочку «Жигулёвского».
- Прекрасный выбор!
 Оценил мой заказ официант.
  Ободрённый его оценкой моего вкуса, я добавил:
-И ещё, не сочтите за труд.  Добавьте  ещё в заказ: пару соленых или малосольных огурчиков и соленых груздей в сметане, если они конечно у вас есть.
-Вы можете не сомневаться. У нас, как в Греции, всё есть!      
  Официант принял предложенный нами стиль общения. Чувствовалось, что  дружественный тон, с нашей  стороны,  по отношению к нему, его вполне устраивает.  Но в  тоже время в его ответах и вопроса, я не почувствовал ни одной нотки снисходительности или панибратства,  по отношению к нам с его стороны.
Во время составления заказа официант не делал, ни каких записей, а пользовался электронным планшетом, который, по всей видимости,  служил ему, и, как бланк заказов и как кассовый аппарат.
-Уважаемые ветераны! Ваш заказ будет доставлен вам в течение десяти минут. После того, как стол будет сервирован, я ознакомлю Вас со стоимостью вашего заказа. Пока у нас есть несколько минут свободного времени я готов ответить на интересующие Вас вопросы. Если таковые у Вас имеются.
-Есть, дорогой тёска.
-Слушаю Вас.
-Когда я был здесь в последний раз, а было это очень давно, лет 30 назад, то я помню, что помещение было гораздо больше. Или я не прав?
-Нет, Вы правы. Я сам, то время не захватил, но сотрудники, которые работают здесь, гораздо дольше меня рассказывали, что здесь действительно были ещё и отдельные залы, были также филиалы, которые располагались совершенно в других помещениях. Наше заведение было громоздким, плохо управляемым и как результат не рентабельным. Это понимали все, и, отдельные залы и филиалы, поэтому было принято решение о реорганизации нашего заведения. По рассказам старших товарищей проходила реорганизация очень не просто. Руководитель, который в то время возглавлял наше предприятие, и, который был инициатором реорганизации из-за разногласий в руководстве о методах и подходах в решении этого сложного мероприятия был вынужден уйти в отставку.
 Руководители, которые пришли на смену ему продолжили работу по реорганизации. Но с какими трудностями им пришлось  столкнуться, знают только те, кто застал, то время. Сам я, не могу судить о правильности или неправильности событий того времени. Кстати руководитель, на долю которого выпали самые трудные годы реорганизации, вынужден был по состоянию здоровья уйти с поста и вскоре он ушёл в мир иной. А, вот руководитель, который начал эту реорганизацию жив.  Некоторое время назад он посещал наше заведение. Я его видел. Интересно, конечно было бы спросить его, как он оценивает современное  состояние нашего предприятия, но он в достаточно почтенном возрасте и ему трудно вести разговоры на подобную тему. Я ответил , на Ваш вопрос?
-Да,  Владимир! ВЫ ответили на наш вопрос.
-А теперь если позволите, я задам Вам вопрос?
-Уважаемые, почётные ветераны! Скажите, а как Вы свидетели и участники того времени оцениваете нынешнее состояние нашего предприятия?
 Мы переглянулись, пытаясь как то сформировать свои мысли, но  Владимир прервал ход наших размышлений:
- Товарищи почётные Ветераны! Всё! Время вопросов и ответов закончилось. Вот едет Ваш заказ.
  К нашему столику двое молодых людей подкатили тележку и быстро стали сервировать стол.
Прошло не более двух минут,  как всё было готово.
 Переходя на более официальный тон, официант спросил:
 -Вас всё устраивает?
- Дорогой тёска  нас  устраивает  всё.
-В таком случае позвольте я Вам, выпишу счёт.
Официант поиграл на клавиатуре своего аппарата, тот застрекотал и выдал наружу чек.
-Будьте  любезны, ознакомьтесь
Мой спутник взял чек, посмотрел и, передавая его мне, сказал:
-Спасибо. Нас всё устраивает.
Когда я посмотрел чек и увидел сумму к оплате, то лёгкое беспокойство о состоянии своего кошелька заставило меня непроизвольно скривить губы. Сумма была пятизначной. Эта гримаса не ускользнула от моего спутника, и он ещё раз для моего успокоения и вероятно для успокоения официанта уверенным тоном произнёс
-Дорогой тёска, нас устраивает всё.
-В таком случае, я доведу до Вас последнею  информацию и ухожу. Оплатить Вы можете налично и безналично, как по чеку в кассе нашего предприятия, так и непосредственно  мне.   
-Ну, это совсем хорошо. Тёска выполните мою совсем небольшую просьбу!
-Слушаю Вас.
-Передай, пожалуйста, чек для оплаты вон за тот столик.
После этих слов гримаса удивления была не только на лице у официанта, но и на моём.
-Позвольте - несколько растерянно начал официант, но как это можно? Конечно, мне приходилось и не раз передавать презенты  от одного стола другому, но это были коробки конфет, цветы, бутылка шампанского или коньяка, но вот, что бы счет для оплаты передавался в качестве презента. Вы знаете, я сомневаюсь в правильности  Вашего решения и боюсь, что не сумею выполнить Вашу просьбу.
-Володя не сомневайся. Это ни какая-то шутка или розыгрыш. Эти ребята студенты-практиканты они приехали к нам  на фирму для прохождения практики. Когда сегодня утром мы с другом собирались на прогулку, то они увязались за нами. Хотим, говорят посмотреть, как Вы живёте, как отдыхаете и обещали нам во всём помогать.
-Вы извините, но они как- то мало похожи на студентов. Тем более практикантов. Они скорее похожи на ребят из ВДВ. Особенно вон тот, что с усиками и с проницательным взглядом холодных глаз.
-А это как раз руководитель их практики.  Должен Вам сказать милейший и добрейший человек. Вот вы ему как раз и отдайте счёт на оплату.
 Официант неуверенно, но все-таки пошел к указанному столику. Я был удивлён и заинтригован не менее  чем он и с интересом наблюдал чем – же закончится этот эпизод. Столик, за которым сидело  четверо  «студентов-практикантов» был от нас недалеко.  Нас разделяли ещё столика два или три за которыми, как я обратил внимание расположились тоже ребята очень похожие на тех  «студентов- практикантов»  к которым сейчас подходил наш тёска. Он подошёл к руководителю практики и протянул ему счёт для оплаты. Тот ни секунды не раздумывая, достал из пиджака солидный портмоне, достал из портмоне банковскую карту и приложил её к кассовому аппарату нашего официанта. Они обменялись несколькими фразами, и Володя вернулся к нашему столику.
-Уважаемый ветеран, я выполнил Вашу просьбу?
-Тёска,  спасибо тебе.
-Вы знаете, руководитель  ваших  «студентов-практикантов» на самом деле оказался очень щедрым человеком. Он даже предлагал мне чаевые.
-Ну и?
-Я конечно отказался! У нас это запрещено.
-Не знаю правильно это или нет? Я вот недавно по делам фирмы был за рубежом. Вёл переговоры с фирмой, которая занимается  аналогичной  работой, что и наша  фирма.   Руководит  у них там всем производством  женщина.  После деловых  переговоров, мы с ней пошли прогуляться  по городу. Она пригласила меня зайти в кафе, мы пробыли там  совсем немного времени,  выпили по кружки пива, она как хозяйка рассчиталась и при этом дала официанту на чай. У них это считается нормой и даже хорошим показателем работы. Чем лучше и качественней, ты  обслуживаешь клиента тем выше твои чаевые. Правда 50 процентов  чаевых сразу  уходит в общий котёл. А если нет  чаевых, то значит ты плохой работник.
-Вы знаете, это не плохой пример для подражания. Я расскажу эту историю своему руководству.
 И официант, подражая герою известного рекламного ролика с хитроватой улыбкой, но, не теряя надежды, произнес:
-А, что! А, вдруг!
-Тёска, дерзай и у тебя всё получится. 
 -Хороший парень.
   Сказал я вслед уходящему официанту.
-Да. Неплохой.
Поддержал меня мой спутник. И немного помолчав,  добавил: У него всё еще впереди.
Окинув наш столик, оценивающим взглядом и посмотрев на меня, он сказал:
-Ну, что, давай за встречу. 


Продлжение следует.