Фильм Союз Спасения

Людмила Лунина
 

  Многочисленные отрицательные отзывы о   «Союзе  спасения», снятом "Дирекцей кино"  при участии Министерства культуры и Первого канала  удивляют не очень - мало ли разочарований доставляет нам сегодняшний российский кинематограф!  А агрессивно обманчивая  раскрутка любого продукта — теперь  привычная норма  жизни, только успевай отмахиваться.
Удивляет и даже радует  другое - то, что    декабризм и декабристов волнуют многих из нас, и молодых, и не очень.   

Реклама  стоившего почти миллиард рублей фильма  была  мощной и загадочно -  красивой,  а продюсер Константин Эрнст  даже  пообещал зрителям  "грандиозное,  исторически достоверное действо." И мне, старающейся читать, смотреть и слушать о декабристах все, что возможно,  так  захотелось увидеть  наконец кино,  достойно и без купюр дополняющее  "Звезду пленительного счастья", ведь   Владимиру Мотылю разрешили картину только о  женах, отправившихся  вслед за героями-мужьями в Сибирь.
А ещё была   надежда  на предновогоднее чудо. И на второй день показа я бросилась в кинотеатр.
 Но увы...
С первых же эпизодов  вдруг   элементарно потерялась среди   почему-то неузнаваемой на экране вереницы лиц. Мелькающие титры с пояснениями, кто есть кто,  прочесть не успевала, поэтому    опаздывала следить за стремительным действием.
Наконец введенная в ступор    смачно кровавым     убийством царских особ,    поданным как подлинное, хотя оно  планировалось, но   не состоялось, оглянулась на зал:
- А как другие, в большинстве своем, обзорно знакомые с декабристами   по  школьной программе?

Да, никак... Одни — возмущенно шептались. Другие, выпавшие из действа, увлеченно склонились над мерцающими в полумраке телефонами.  Третьи, преимущественно,  юные,  потянулись к выходу.

- Почему так?
Разве  авторы  сценария  Олег Маловичко и Никита Высоцкий,  заявивший, что сценарий писался шесть  лет,   продюсеры Константин Эрнст и    Анатолий Максимов,  режиссер Андрей Кравчук    не осознавали что  зрителя не заинтересует то, в чем он не может разобраться?

А вот обещанной грандиозности было сколько угодно.
Чудеса компьютерной графики,  современные технические возможности и спецэффекты  легко  переносили нас прямо на места    происходящих  событий.
Прекрасные виды Петербурга и Малороссии. Масштабнейшие  массовые съемки.  Роскошь   и подлинность великолепно сшитых костюмов.   Блеск золота аксельбантов и  эполетов.  Новенькая яркость и непомятость солдатских форм и сверканье ружей.
На смену им -  свист пуль. Гром пушек. Ощущение ужаса от несущихся прямо  на тебя конногвардейцев...    Кровь и оторванные человеческие головы и конечности  под водой Невы. 
"Получить настоящее — вот что сложно. Получить ту живую эмоцию, которую от нас требует экран. Погружаем камеру в максимально документальные события, делаем это незаметно, и в этом как бы наш секрет. Но нет, мы не расскажем, как мы это делаем..." — говорит оператор  Игорь Гринякин.
Может, и секрет. Хотя  приемы для создания   пресловутого "эффекта присутствия" от разных форматов изображения до манеры съемок  применяются в кинематографе нередко. Они и позволяют  погружают зрителя в экранную историю. Даже, пожалуй  чуть более, чем полностью.
Впечатляюще, конечно, И достоверно, наверное. Но, к сожалению, красивые картинки даже   в цвете, объёме и  звуках сами по себе  смысла исторической драмы не объясняют.

Эту задачу ожидаемо могли  решить  наши "звезды":
Максим Матвеев - Трубецкой, Леонид Бичевин -Муравьев-Апостол, Павел Прилучный - Павел Пестель, Антон Шагин - Кондратий Рылеев, Иван Янковский - Бестужев-Рюмин, Игорь Петренко - майор Баранов, Артем Ткаченко - Амфельт,  Павел Баршак -  Соловьев. 
А также Иван Колесников -Николай I.  Виталий Кищенко -Александр I, Александр Лазарев - Бенкендорф, Сергей Колтаков - Мордвинов, Александр Домогаров - Милорадович, Алексей Гуськов - Щербатов. 
И лишь  две женщины -  актрисы: Софья Эрнст - Анна и  Ингеборга Дапкунайте — её мать.

Они безусловно талантливы и играли прекрасно. А Ингеборга Дапкунайте даже молчала гениально. Но    большинству  знаменитостей  для игры отведен  минимум времени.
Вот они и    пытаются  заложить в краткие монологи  известный им, но скрытый для зрителя смысл.  Молодые   при этом не жалеют  эмоций и  почти всегда спешат.

Старания  актеров частично уменьшают сумятицу и неразбериху, но  мне, да,  судя по отзывам, и многим другим,  так и не удалось признать и запомнить всех героев. Хотя знакомые с юности имена подольше задерживающихся   в кадре  постепенно открылись.

Почему так?
Разве  авторы  сценария  Олег Маловичко и Никита Высоцкий,    продюсеры Константин Эрнст и    Анатолий Максимов,  режиссер Андрей Кравчук    не понимали, что без показа характеров и жизненных историй декабристов и их окружения  подобный фильм снимать просто нельзя? Или   неузнаваемость  была допущена специально? Тогда зачем?
 
Но самое  печальное происходило дальше.
По мере развития сюжета фильма  я  все больше сомневалась  в соответствии  происходящего на экране  важной исторической правде.

Дело не только и не столько  в авторских придумках — в конце концов, фильм художественный, и право на вымысел у создателей есть.
Недопустимы, на мой взгляд, -  намеренные или ради экономии времени  замалчивания   и  вымыслы,   заставляющие  воспринимать организаторов восстания только как безответственных, бездумных мятежников и злодеев,  жестоко   и бессмысленно отправляющих на гибель солдат и рискующих собственным личным и семейным благополучием.

Судите сами:

Герой Отечественной войны 1812 года, один из вождей декабристов, отчаянный смельчак, готовый погибнуть и погибший  за свои убеждения,  сторонник республиканского правления Сергей Муравьёв-Апостол.
Понятно, что им руководит и личная обида на необоснованное жесткое наказание от императора за бунт полка.  Но ведь не только.
 А  фильм в  вымышленных сценах  зачем-то снижает  силу и благородство его образа. Приведу в пример две:
 В первой - он как-то неубедительно объясняет выдуманной   невесте, что должен уничтожить тирана,  иначе за любым может "прийти людоед", и   Анна  с презрением отказывается от любимого человека, теперь "бандита и убийцы".  Но      её, придуманное кем-то   предательство никак не соответствует реальному   поступку  жен и невест декабристов, добровольно поехавших в Сибирь за мужьями  - тоже "бандитами и убийцами." 

Во второй сцене — якобы именно  брат Сергея — гусарский полковник Артамон Муравьев командует разгромом восставшего  Черниговского полка.  Теперь пишут, что сценаристы выдумали это   "для накала драматизма, чтобы показать нам: Вот глядите: И брат пошел на брата! То, чего боялись декабристы, все-таки случилось."

Но на самом деле  Артамон Муравьев — троюродный брат Муравьевых Апостолов в своего кузена  стрелять не приказывал. Да и фактически не мог, потому что  был арестован  за несколько дней до поражения  мятежников и пленения их тяжелораненого  руководителя.
В конце декабря 1825 года  он, действительно,  отказался от предложения приехавших к нему братьев Муравьевых-Апостолов и Бестужева-Рюмина принять участие в восстании во главе Ахтырского полка и ограничился лишь  попыткой передать записку о планируемом восстании членам славянского общества – артиллеристам.

Приказ бить из пушек по не стрелявшим в своих "черниговцев" отдал  капитан Матвей Пыхачев,  командир  конно-артиллерийской роты.

Судя по этим примерам, какой же  это герой?  И невеста бросила, и брат расстреливал...

В жизни же даже  Николай Первый удостоил Сергея  Муравьева-Апостола, единственного   из декабристов,  следующей  уважительной записью  в дневнике: "Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд."

Занимающий значительный   пост в Российско-американкой кампании, связанный  с высшими чиновниками двора, поэт и вдохновитель восстания Кондратий Рылеев в фильме выглядит  одержимым и бессмысленно мечущимся в своих порывах и поступках человеком.
Сравнивая его  образы,  созданные Антоном Шагиным   и великим Олегом Янковским,  хочется  от души пожалеть молодых зрителей. 
   
        Теперь о самой, на мой взгляд, сложной роли  — роли князя Сергея Трубецкого. 
Представитель высшей русской аристократии, герой войны двенадцатого года, блестяще образованный, человек твердых убеждений и зрелого ума запоминается   безвольным трусом и предателем.
Трус? А в битве под Бородином он четырнадцать часов находился под картечью и под летящими ядрами, под Кульмом вел в атаку солдат. Под Лейпцигом был тяжело ранен.
Почему же он не пришел на Сенатскую площадь? Предатель?
А сын декабриста Якушкина, говорит: "Про Трубецкого сочинили несколько возмутительных рассказов, но когда-нибудь откроется, что в них нет ни слова правды…"
Сам Сергей Петрович  писал сестре  жены: "Знаю, что много клеветы было вылито на меня, но не хочу оправдываться. Я слишком много пережил, чтобы желать чьего-либо оправдания, кроме оправдания Господа нашего Иисуса Христа."
И  другая его  запись: "Терзаем совестью, мучим страхом грозящих бедствий, я видел, что во всяком случае и я погиб неизбежно; но решился, по крайней мере, не иметь еще того на совести, чтобы быть в рядах бунтовщиков."

Вряд ли возможно найти однозначную  причину поступка Трубецкого.  Но мыслимо ли отмахнуться от   этого вопроса парой фраз о многочасовом  ожидании князя, когда же на площадь явится большее количество гвардейцев!
Недаром бедный Матвеев теперь  всюду защищает своего героя.

Об этом он говорил и на послепремьерной телепрограмме первого канала.
Но как же робко выглядели молодые кинозвезды рядом с сияющими до сего времени планетами -  исполнителями их же ролей в "Звезде пленительного счастья" - Василием Ливановым, Натальей Бондарчук, Игорем    Костолевским!
А в памяти навсегда  — и ушедшие Алексей Баталов, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский...
 Вот им и режиссеру Владимиру Мотылю  в застойные советские времена     удалось рассказать и показать так много важного и нужного для нас ! Браво!!!

В "Союзе спасения" односторонне куце трактуется и образ самого авторитетного в войсках генерала, губернатора Петербурга Милорадовича. А ведь   он знал о заговоре,  мог его остановить. Но до последней минуты сохранял возможность использовать ситуацию в своих политических интересах.

Да, что Милорадович. О тайных обществах  знали почти все  при дворе  и, в первую очередь, сами царственные особы.   
 
Но Николай Первый в  исполнении  Иван Колесникова договариваться с революционерами не собирается. Абсолютный самодержец Российской империи    справляется со  слабостью и "скорее умрёт, чем уйдёт" с Сенатской площади. Его  героизм  и сдержанное благородство вызывают  вольную или невольную симпатию. Он не просто выиграл в борьбе за власть. Он уничтожил несогласных с ним бунтовщиков.

Поэтому после просмотра я никак не могу согласиться с  высказыванием  режиссёра Андрея Кравчука: "Мы не ставили целью заклеймить или, наоборот, оправдать героев тех событий".
Как и  со  словами Эрнста:"Про декабристов столько наврано. Мы хотели в общем вычленить правду и показать факты.  Мы не занимали никакой стороны, нам жалко всех в этой истории".

В сцене на Сенатской мы видим растерянные  лица  обманутых восставших, повторяющих за офицерами лозунг  "конституция" в уверенности, что  это имя  супруги Константина. 
Конечно, их жалко. Как  и власть, очеловеченную в финале фильма. И  ничего не добившихся декабристов.

Вот только  мы не можем не гордиться  ими,  решившимися на  борьбу против абсолютного самодержавия и крепостной зависимости крестьян  России. Хотя   знаем их вины, ошибки, противоречия в поведении и поступках.

Если же они достойны  лишь жалости, то как же эти   великие и вечные строки  нашего Александра Сергеевича — их современника и друга?
 
"- Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье."

Опять вопросы.
Может быть, наши маститые кинодеятели не дали  на них ответов, потому что на непосильную тему замахнулись и не на таких зрителей рассчитывали?

...Теперь  они   предлают нам  разобраться во всем  самостоятельно.


Продолжение:   http://www.proza.ru/2020/02/20/1404