Многочисленные отрицательные отзывы о «Союзе спасения», снятом "Дирекцей кино" при участии Министерства культуры и Первого канала удивляют не очень - мало ли разочарований доставляет нам сегодняшний российский кинематограф! А агрессивно обманчивая раскрутка любого продукта — теперь привычная норма жизни, только успевай отмахиваться.
Удивляет и даже радует другое - то, что декабризм и декабристов волнуют многих из нас, и молодых, и не очень.
Реклама стоившего почти миллиард рублей фильма была мощной и загадочно - красивой, а продюсер Константин Эрнст даже пообещал зрителям "грандиозное, исторически достоверное действо." И мне, старающейся читать, смотреть и слушать о декабристах все, что возможно, так захотелось увидеть наконец кино, достойно и без купюр дополняющее "Звезду пленительного счастья", ведь Владимиру Мотылю разрешили картину только о женах, отправившихся вслед за героями-мужьями в Сибирь.
А ещё была надежда на предновогоднее чудо. И на второй день показа я бросилась в кинотеатр.
Но увы...
С первых же эпизодов вдруг элементарно потерялась среди почему-то неузнаваемой на экране вереницы лиц. Мелькающие титры с пояснениями, кто есть кто, прочесть не успевала, поэтому опаздывала следить за стремительным действием.
Наконец введенная в ступор смачно кровавым убийством царских особ, поданным как подлинное, хотя оно планировалось, но не состоялось, оглянулась на зал:
- А как другие, в большинстве своем, обзорно знакомые с декабристами по школьной программе?
Да, никак... Одни — возмущенно шептались. Другие, выпавшие из действа, увлеченно склонились над мерцающими в полумраке телефонами. Третьи, преимущественно, юные, потянулись к выходу.
- Почему так?
Разве авторы сценария Олег Маловичко и Никита Высоцкий, заявивший, что сценарий писался шесть лет, продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов, режиссер Андрей Кравчук не осознавали что зрителя не заинтересует то, в чем он не может разобраться?
А вот обещанной грандиозности было сколько угодно.
Чудеса компьютерной графики, современные технические возможности и спецэффекты легко переносили нас прямо на места происходящих событий.
Прекрасные виды Петербурга и Малороссии. Масштабнейшие массовые съемки. Роскошь и подлинность великолепно сшитых костюмов. Блеск золота аксельбантов и эполетов. Новенькая яркость и непомятость солдатских форм и сверканье ружей.
На смену им - свист пуль. Гром пушек. Ощущение ужаса от несущихся прямо на тебя конногвардейцев... Кровь и оторванные человеческие головы и конечности под водой Невы.
"Получить настоящее — вот что сложно. Получить ту живую эмоцию, которую от нас требует экран. Погружаем камеру в максимально документальные события, делаем это незаметно, и в этом как бы наш секрет. Но нет, мы не расскажем, как мы это делаем..." — говорит оператор Игорь Гринякин.
Может, и секрет. Хотя приемы для создания пресловутого "эффекта присутствия" от разных форматов изображения до манеры съемок применяются в кинематографе нередко. Они и позволяют погружают зрителя в экранную историю. Даже, пожалуй чуть более, чем полностью.
Впечатляюще, конечно, И достоверно, наверное. Но, к сожалению, красивые картинки даже в цвете, объёме и звуках сами по себе смысла исторической драмы не объясняют.
Эту задачу ожидаемо могли решить наши "звезды":
Максим Матвеев - Трубецкой, Леонид Бичевин -Муравьев-Апостол, Павел Прилучный - Павел Пестель, Антон Шагин - Кондратий Рылеев, Иван Янковский - Бестужев-Рюмин, Игорь Петренко - майор Баранов, Артем Ткаченко - Амфельт, Павел Баршак - Соловьев.
А также Иван Колесников -Николай I. Виталий Кищенко -Александр I, Александр Лазарев - Бенкендорф, Сергей Колтаков - Мордвинов, Александр Домогаров - Милорадович, Алексей Гуськов - Щербатов.
И лишь две женщины - актрисы: Софья Эрнст - Анна и Ингеборга Дапкунайте — её мать.
Они безусловно талантливы и играли прекрасно. А Ингеборга Дапкунайте даже молчала гениально. Но большинству знаменитостей для игры отведен минимум времени.
Вот они и пытаются заложить в краткие монологи известный им, но скрытый для зрителя смысл. Молодые при этом не жалеют эмоций и почти всегда спешат.
Старания актеров частично уменьшают сумятицу и неразбериху, но мне, да, судя по отзывам, и многим другим, так и не удалось признать и запомнить всех героев. Хотя знакомые с юности имена подольше задерживающихся в кадре постепенно открылись.
Почему так?
Разве авторы сценария Олег Маловичко и Никита Высоцкий, продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов, режиссер Андрей Кравчук не понимали, что без показа характеров и жизненных историй декабристов и их окружения подобный фильм снимать просто нельзя? Или неузнаваемость была допущена специально? Тогда зачем?
Но самое печальное происходило дальше.
По мере развития сюжета фильма я все больше сомневалась в соответствии происходящего на экране важной исторической правде.
Дело не только и не столько в авторских придумках — в конце концов, фильм художественный, и право на вымысел у создателей есть.
Недопустимы, на мой взгляд, - намеренные или ради экономии времени замалчивания и вымыслы, заставляющие воспринимать организаторов восстания только как безответственных, бездумных мятежников и злодеев, жестоко и бессмысленно отправляющих на гибель солдат и рискующих собственным личным и семейным благополучием.
Судите сами:
Герой Отечественной войны 1812 года, один из вождей декабристов, отчаянный смельчак, готовый погибнуть и погибший за свои убеждения, сторонник республиканского правления Сергей Муравьёв-Апостол.
Понятно, что им руководит и личная обида на необоснованное жесткое наказание от императора за бунт полка. Но ведь не только.
А фильм в вымышленных сценах зачем-то снижает силу и благородство его образа. Приведу в пример две:
В первой - он как-то неубедительно объясняет выдуманной невесте, что должен уничтожить тирана, иначе за любым может "прийти людоед", и Анна с презрением отказывается от любимого человека, теперь "бандита и убийцы". Но её, придуманное кем-то предательство никак не соответствует реальному поступку жен и невест декабристов, добровольно поехавших в Сибирь за мужьями - тоже "бандитами и убийцами."
Во второй сцене — якобы именно брат Сергея — гусарский полковник Артамон Муравьев командует разгромом восставшего Черниговского полка. Теперь пишут, что сценаристы выдумали это "для накала драматизма, чтобы показать нам: Вот глядите: И брат пошел на брата! То, чего боялись декабристы, все-таки случилось."
Но на самом деле Артамон Муравьев — троюродный брат Муравьевых Апостолов в своего кузена стрелять не приказывал. Да и фактически не мог, потому что был арестован за несколько дней до поражения мятежников и пленения их тяжелораненого руководителя.
В конце декабря 1825 года он, действительно, отказался от предложения приехавших к нему братьев Муравьевых-Апостолов и Бестужева-Рюмина принять участие в восстании во главе Ахтырского полка и ограничился лишь попыткой передать записку о планируемом восстании членам славянского общества – артиллеристам.
Приказ бить из пушек по не стрелявшим в своих "черниговцев" отдал капитан Матвей Пыхачев, командир конно-артиллерийской роты.
Судя по этим примерам, какой же это герой? И невеста бросила, и брат расстреливал...
В жизни же даже Николай Первый удостоил Сергея Муравьева-Апостола, единственного из декабристов, следующей уважительной записью в дневнике: "Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд."
Занимающий значительный пост в Российско-американкой кампании, связанный с высшими чиновниками двора, поэт и вдохновитель восстания Кондратий Рылеев в фильме выглядит одержимым и бессмысленно мечущимся в своих порывах и поступках человеком.
Сравнивая его образы, созданные Антоном Шагиным и великим Олегом Янковским, хочется от души пожалеть молодых зрителей.
Теперь о самой, на мой взгляд, сложной роли — роли князя Сергея Трубецкого.
Представитель высшей русской аристократии, герой войны двенадцатого года, блестяще образованный, человек твердых убеждений и зрелого ума запоминается безвольным трусом и предателем.
Трус? А в битве под Бородином он четырнадцать часов находился под картечью и под летящими ядрами, под Кульмом вел в атаку солдат. Под Лейпцигом был тяжело ранен.
Почему же он не пришел на Сенатскую площадь? Предатель?
А сын декабриста Якушкина, говорит: "Про Трубецкого сочинили несколько возмутительных рассказов, но когда-нибудь откроется, что в них нет ни слова правды…"
Сам Сергей Петрович писал сестре жены: "Знаю, что много клеветы было вылито на меня, но не хочу оправдываться. Я слишком много пережил, чтобы желать чьего-либо оправдания, кроме оправдания Господа нашего Иисуса Христа."
И другая его запись: "Терзаем совестью, мучим страхом грозящих бедствий, я видел, что во всяком случае и я погиб неизбежно; но решился, по крайней мере, не иметь еще того на совести, чтобы быть в рядах бунтовщиков."
Вряд ли возможно найти однозначную причину поступка Трубецкого. Но мыслимо ли отмахнуться от этого вопроса парой фраз о многочасовом ожидании князя, когда же на площадь явится большее количество гвардейцев!
Недаром бедный Матвеев теперь всюду защищает своего героя.
Об этом он говорил и на послепремьерной телепрограмме первого канала.
Но как же робко выглядели молодые кинозвезды рядом с сияющими до сего времени планетами - исполнителями их же ролей в "Звезде пленительного счастья" - Василием Ливановым, Натальей Бондарчук, Игорем Костолевским!
А в памяти навсегда — и ушедшие Алексей Баталов, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский...
Вот им и режиссеру Владимиру Мотылю в застойные советские времена удалось рассказать и показать так много важного и нужного для нас ! Браво!!!
В "Союзе спасения" односторонне куце трактуется и образ самого авторитетного в войсках генерала, губернатора Петербурга Милорадовича. А ведь он знал о заговоре, мог его остановить. Но до последней минуты сохранял возможность использовать ситуацию в своих политических интересах.
Да, что Милорадович. О тайных обществах знали почти все при дворе и, в первую очередь, сами царственные особы.
Но Николай Первый в исполнении Иван Колесникова договариваться с революционерами не собирается. Абсолютный самодержец Российской империи справляется со слабостью и "скорее умрёт, чем уйдёт" с Сенатской площади. Его героизм и сдержанное благородство вызывают вольную или невольную симпатию. Он не просто выиграл в борьбе за власть. Он уничтожил несогласных с ним бунтовщиков.
Поэтому после просмотра я никак не могу согласиться с высказыванием режиссёра Андрея Кравчука: "Мы не ставили целью заклеймить или, наоборот, оправдать героев тех событий".
Как и со словами Эрнста:"Про декабристов столько наврано. Мы хотели в общем вычленить правду и показать факты. Мы не занимали никакой стороны, нам жалко всех в этой истории".
В сцене на Сенатской мы видим растерянные лица обманутых восставших, повторяющих за офицерами лозунг "конституция" в уверенности, что это имя супруги Константина.
Конечно, их жалко. Как и власть, очеловеченную в финале фильма. И ничего не добившихся декабристов.
Вот только мы не можем не гордиться ими, решившимися на борьбу против абсолютного самодержавия и крепостной зависимости крестьян России. Хотя знаем их вины, ошибки, противоречия в поведении и поступках.
Если же они достойны лишь жалости, то как же эти великие и вечные строки нашего Александра Сергеевича — их современника и друга?
"- Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье."
Опять вопросы.
Может быть, наши маститые кинодеятели не дали на них ответов, потому что на непосильную тему замахнулись и не на таких зрителей рассчитывали?
...Теперь они предлают нам разобраться во всем самостоятельно.
Продолжение:
http://www.proza.ru/2020/02/20/1404