История стекла на Кипре

Светлана Зацепина
Лирическое отступление
Керамику считают исконно кипрским национальным ремеслом, вернее искусством, которому уже тысячи и тысячи лет. В музеях Кипра представлено огромное множество черепков древних гончарных изделий, много и целых экземпляров, найденных при археологических раскопках в разных частях острова. Но кроме керамики киприоты могут по праву гордиться и тем, что издревле умели делать изделия из стекла.

Холодное пламя играет радужно
В алмазной огранке бокала в руке, и
Свет негаснущий преломляет и множит
В рожденном из лавы хрустальном стекле.

Центры стекольного производства на Кипре
На карте хорошо видно расположение древних центров производства стекла. Видно, что стекольное производство на Кипре осуществлялось в таких древних царствах как Курион и Аматус. Совсем недалеко от признанных всем древним миром центров стекольного производства – Сидон, Александрия.

Там работали воистину искуснейшие мастера своего дела, возможно, что за всю мировую историю стекольного производства, которые изготавливали великолепные по красоте стеклянные изделия.

В одном из музеев Петербурга бережно хранится осколок стеклянного сосуда с хорошо-различимой надписью на древнегреческом языке «... запомни, покупатель». Позднее оказалось, что его сделал кипрский мастер Эннионос примерно в 3 веке н.э. На территории древних кипрских царств Китион, Идалион, Марион во время археологических раскопок было обнаружено 7 целых точно таких же стеклянных сосудов и осколки 1 разбитого (янтарного цвета) с надписью, которая содержала полный текст послания: «Эннионоса сделавшего его запомни, покупатель».

Стеклянный кубок (cup), Рим, 50-80 н..э

В одно время с ним жил и работал другой мастер стекольного дела некий Мегинос, о котором стало известно также благодаря автографу, оставленному им на изготовленных стеклянных изделиях. Видимо, в то время было модно и престижно подписывать изделия, говоря современным языком – «оставлять фирменный знак производителя». Так как подобные знаки и подписи присутствуют не только на стеклянных сосудах, но и на других изделиях древних мастеров, то выяснили, что на острове в те далекие времена работал - «один мастер по меди, один мастер по серебру, один мастер по созданию благовоний, один скульптор, один рыбак, один гончар, один повар, один охотник на слонов и два мастера по стеклу», о них мало что известно, вернее сказать, совсем ничего.

Немногочисленные стеклянные изделия, обнаруженные в некрополях и древних поселениях среди прочих каменных, костяных, медных, железных и глиняных, представляют собой бесценное свидетельство наличия на острове стекольного производства и искусных мастеров стекольного дела. Которые, наверняка, пользовались почетом и уважением у соплеменников за их «премудрость» в деле превращения простых на первых взгляд ингредиентов, в легкое и прозрачное, но твердое и красивое стекло.

Ученым удалось определить также, что кипрское стекло отличается от привозного (египетского, финикийского, эллинистического, римского и другого) большим содержанием в нем примесей меди, железа и серебра, которые окрашивали изделия соответственно в зеленовато-синий, кроваво-красный и янтарно-желтый цвет.

Чуть-чуть истории
Как утверждает Wikipedia "долгое время первенство в открытии стеклоделия признавалось за Египтом, чему несомненным свидетельством считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джоссера (XXVII век до н. э.). К ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.

Археология Древней Месопотамии, в особенности — Древних Шумера и Аккада, склоняет исследователей к тому, что немногим менее древним образцом стеклоделия следует считать памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируемую периодом династии Аккада, то есть возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет. Бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов стеклоделия. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет.

Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает — есть все основания считать, «что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия … отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет».

Кто же был первым?
Сейчас с высоты наших лет, если можно так выразиться, трудно определить, кто и когда первым завез намеренно или непреднамеренно стекольное производство на Кипр.

Можно лишь предположить, что египтяне, финикийцы, греки или римляне, у которых уже были в ходу стеклянные изделия, во время своих неустанных торговых и «не торговых» рейдов завезли его в соседние государства Средиземного моря, в том числе, и на Кипре. Именно они (каждый в свое время) познакомили местных жителей с предметами из стекла и, видимо, оставили секрет его производства.

В результате археологических раскопок на острове было обнаружено около 170 фрагментов стекла, относящихся к позднеантичному периоду истории Кипра. Находки располагались преимущественно в трех районах острова: Эпископи, Марони-Петраре, Калавасос-Капетра.

На схеме видно, что на западе острова – преобладало стекло из Египта и Леванта, на юге – только стекло из Леванта, и на востоке – опять встречается стекло из Египта. По химическому составу определили, что самое древнее обнаруженное на острове стекло из Египта, а по количеству – из Леванта (стран восточной части Средиземного моря). Подтвердили вышеуказанный факт и очередные археологические раскопки древнего Куриона, разрушенного сильнейшим землетрясением в 4 веке.

В 2016 году Отдел Древностей Кипра с гордостью объявил об обнаружении на данном объекте чаши (тарелки диаметром 60 см.). Это, возможно, самое древнее изделие из стекла в истории человечества. А выполнена чаша в той же технике, которую использовали в древнем Египте, то есть обмазана ;;;;;;; ;;;;;;; по темно-зеленой основе, что является обычной находкой в погребениях Коптов.

Или было не так ...
Другой возможной версией появления стекла на Кипре может быть увлечение местных жителей первоначально гончарным искусством. Работая с рудами, глиной и прибрежным песком, кустари не могли не обратить внимания на образование шлаков, так называемой глазури, которая покрывала эти самые изделия после обжига и придавала им блеск. Именно этот побочный продукт производства стал пра-пра-прадедушкой известного нам сейчас стекла. И со временем частично вытеснил из обихода керамическую посуду. К счастью, не полностью.

Сами киприоты полагают, ссылаясь на найденные на Кипре разнообразные стеклянные сосуды от времени имеющие «иридийный» блеск на поверхности, что в 3 веке н.э. именно римляне завезли, среди прочего, свои любимые стеклянные предметы обихода и наладили стекольное производство на Кипре, обучив ремеслу местных жителей - киприотов.

Для этого на острове имелось все необходимое: песок, известь, глинозем, натрий. Стекольное производство тогда располагалось вблизи лесов, чтобы иметь под рукой топливо для розжига плавильных печей. Постепенно дрова сменил каменный уголь, и производство переместилось поближе к каменноугольным копям и песчаным россыпям. Это сейчас остров рассекает скудная растительность: от горизонта до горизонта простираются выжженные солнцем степи и невысокие лысые холмы. А в те далекие времена о-го-го там возвышались стройные корабельные сосны и острые как пики вечнозеленые кипарисы. Да и с минеральными ресурсами было тогда все в порядке.

Происхождение слова
Но вернемся к стеклу. Впервые слово "стекло" (;;;;;) упоминается на греческом языке в 398 году до н.э. в пьесе Аристофана (Acharn.74), где завистник хвастается, что выпивал с греческим царем «;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;». А вот в другой комедии Strepsiades (Nub. 737) более конкретно описывается стекло и можно догадаться, что речь идет именно о стеклянном изделии "burning-glass, as a transparent stone sold in the shops of apothgecareies". На Кипрском диалекте слово "стекло" звучит как ";;;;;" (от турецкого – cam [dzam]).

А что дальше ...
Из Рима стекольное дело распространилось и в другие европейские страны, где под влиянием искусных мастеров, приобрело опыт и завоевало повсеместную любовь. После падения Римской империи мастера стекольного дела переселились в Венецию, которая сделалась «матерью» западноевропейского стекольного производства и стала признанной монополией на многие века. Центром стеклоделия в течение многих веков был и остается остров Мурано – один из многочисленных островов венецианской лагуны. Изделия из муранового стекла до сих пор высоко ценятся на мировом рынке, хотя и являются подражанием древних финикийских сосудов.

В 12 веке в западной и центральной Европе стали весьма популярны витражи, а в эпоху Возрождения (15-16 века) появилось особого рода стеклянное производство, при котором стекло обрабатывалось мастером исключительно из мягкой массы с помощью выдувательной трубки и щипцов. Отличительной чертой того времени было украшать изделия росписью, эмалью, гравировкой либо филигранью. К 17 веку это искусство достигло своего совершенства.

В 15 веке началось производство стеклянных изделий из очень чистых материалов, которые завоевали себе всемирное признание под фирменным названием Богемское стекло. Этот вид стекла, названный хрусталь, содержит в значительных количествах окись свинца (или бария) и отличается яркой многоцветной игрой цвета, широко распространено также его гравирование.

В 17 веке в Англии стали выплавлять хрусталь, который по своей красоте и игре цветов получил название «алмазного стекла».

В 18 веке Франция возглавила – «зеркальное» производство.

Шли годы, ученые создавали все новые и более разнообразные виды стекла, изделия из которого становились все красивее и совершеннее. В результате чего, в 1864 году был основан Венский музей стекла, в котором представлены уникальные образцы стекла когда-либо выпускавшегося в мире. Там представлены образцы египетского стекла (меняющего цвет), английского алмазное, агатовое, золотое, рубиновое и мозаичное, разноцветное, украшения из страз, имитация драгоценных камней, белое или оптическое стекло, зеркальное, прессованное, твердое и мягкое, рейнское или листовое стекло, прекрасные изделия из хрусталя, и многое другое приводит в восторг и радует глаз посетителей музея.

Однако, древние люди вполне могли собирать природное вулканическое стекло – обсидиан, и использовать его для изготовления примитивных орудий труда или незамысловатых украшений уже в период Неолита. Хотя на Кипре никогда не находили обсидиан, кипрское стекло прошло все стадии своего развития. От примитивных разноцветных стеклянных сосудов, в основном, маленьких чашек и вазочек, сделанных вручную из беловато-молочного и кроваво-красного стекла, покрытых затем желтой, зеленой, черной и коричневой глазурью (датируются 12 веком до н.э.). До таких же маленьких вазочек и чашечек, но уже имеющих некоторое качество, хотя и низкое (эллинистический период - 325-50 год до н.э.).

Примерно в это же время обнаруживаются и маленькие чаши золотисто-желтого и ядовито-зеленого цвета, отлитые в специальных горшках (формах) и потому имеющие разнообразные бороздки (рисунок) на своей поверхности. Одновременно с ними были в ходу чаши и кувшины из мозаичного стекла, изготовленные из скрепленных между собой разноцветных кусочков смальты.

Такие мозаичные изделия продолжали делать и в римский период (50 годы до н.э. – 330 годы н.э.), которые характеризуются появлением совсем новых стеклянных сосудов - выдутых. Этот способ возник в начале 2 века до н.э., однако, на Кипре он приобрел массовый характер только во времена правления Рима. В результате мелкие глиняные сосуды домашнего обихода были вытеснены новыми выдутыми сосудами широкой цветовой гаммы от беловато-молочного, кроваво-красного, темно-зеленого, золотисто-желтого, розового до коричневого. Преобладали среди них небольшие изящные флакончики для благовоний и кувшины чаще с гладкой поверхностью, но встречались и украшенные прямыми линиями абстрактными рисунками и абстрактными фигурами.

Византийский период (395-1191 годы ) отмечен удивительной по красоте раннехристианской мозаикой в церкви Панагия Ангелоктистис, что в деревне Кити. Она относится в 6 веку и изображает Богородицу в полный рост на скамеечке из слоновой кости в окружении архангелов Гавриила и Михаила. Немногочисленные готические постройки: собор святой Софии (в настоящее время - мечеть Вселимий и мечеть Хайдар Паша несут фрагменты готического стиля – витражи из цветного стекла.

В настоящее время на Кипре стекольное дело не прекратилось, а продолжается уже как хобби: создаются прекрасные витражи из цветного стекла и мозаичные картины на библейские темы из разноцветных кусочков смальты. Выполненные в домашних мастерских увлеченными этим искусством людьми они до сих пор находят своих почитателей. При желании можно посетить эти мастерские, приобрести что-нибудь на память или понаблюдать за процессом и даже поучаствовать в создании чуда.

Стекло – великое достижение человечества. Но лично я предпочитаю керамику - всякие разные керамические штучки из обожженной глины натурального цвета или облитые цветной глазурью. Они напоминают мне только что испеченные домашние пирожки, и потому кажутся теплыми. Хоть керамические изделия немного тяжеловаты, в прямом и переносном смысле, но они невероятно приятны на ощупь и могут украсить любой интерьер, и придают дому уют.