Об истории, исторической правде и позициях людей

Александр Бутюгин
Все науки подразделяются на две группы:
1. Точные науки
2. «Неточные науки», которые, говоря современным языком, из политкоректности названы общественными, чтобы не оскорблять само понятие наука.
Ради объективности, следует признать, что сегодня некоторые общественные науки (например, социология) использует математический инструментарий, что приближает их к группе точных наук.

Главное различие между точными и общественными науками состоит в соотношении объективной и субъективной составляющих. В точных науках преобладает объективная составляющая, а в общественных – субъективная.

Субъективная составляющая связана с интерпретацией информации и фактов, а также при создании модельных ситуаций.

Субъективная составляющая связана с личностью конкретного ученого: его умственными способностями, психологией, физиологией, опытом, менталитетом (совокупностью умственных, эмоциональных, культурных особенностей,
ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности, к которой принадлежит ученый), широтой взглядов и интересов, политическими или иными идеологическими взглядами.

Получаемая информация обрабатывается мозгом, который формирует определенную картину или образ, а далее происходит описание полученной картины в общепонятных терминах и  терминах, принятых в конкретной науке.

В точных науках выводы делаются на основании достаточных и необходимых условий. Правильность выводов ухудшается как при недостаточности данных, так и при их избыточности.

История относится к общественным наукам. И, пожалуй, является наиболее субъективной, т.к. от создания исторического артефакта до его интерпретации все связано с личностью людей, которые создавали артефакты и которые интерпретируют эти артефакты. Особую субъективность имеют письменные артефакты, что связано с точностью понимания буквенных символов языка, терминологии (суть которой может меняться со временем), особенностью расшифровки  письма (в древности тексты часто были сплошными без разбивки на предложения), с правильностью многочисленных переводов из одного языка на другой.

Крайний субъективизм в истории реализуется на основе мифотворчества. Процесс мифотворчества непрерывен от древности и до современности. Семья, род, племя, народ, нация, государства имеют свои мифологии, которые в разной степени имеют реальные и надуманные компоненты.

Кроме того, история древности базируется на явной недостаточности фактов (например, на отрывочных переводах всего нескольких античных авторов), а современная история (нашей эры) – часто на избытке противоречивой информации.
Во всех исторических событиях задействованы, как минимум, две стороны, мнения которых об этих событиях прямо противоположны.

Некто сказал, что правда – это то, во что ты веришь. И это есть объективная реальность! У каждого (от человека до государства) есть своя правда. Но эта объективная реальность формирует чёрно-белую историю, какими бы красочными словами, терминами, эпитетами, сравнениями и пр. мы ни описывали историю в официальных учебниках, монографиях и художественных произведениях.

В реальности история – многокрасочна. Но мы не можем слепить в одну правдивую и красочную картину противоречивое мнение множества людей – участников истории.
Вот яркий пример. Великая отечественная война 1941-1945 гг. Есть официальные учебники и монографии, базирующиеся на официальных документах. Есть мемуары военных начальников различных рангов (от маршалов до лейтенантов). И есть воспоминания рядовых участников войны. Если у маршалов есть общность взглядов и мнений, то  чем ниже звания, тем больше разнообразие мнений. Часто мнения двух человек, даже сидевших в одном окопе, различны, что прямо связано с личностными характеристиками людей (психологическим типом, образованием, опытом, менталитетом). 

С тем, что правда – это то, во что веришь и у каждого своя правда, возникает исторический диалектический парадокс – большая неправда складывается из множества маленьких правд. Этот парадокс отражен в известном афоризме – благими намерениями вымощена дорога в ад.

История – это то, что уже произошло и что уже нельзя изменить. Есть у психологов такое выражение: если не можешь что-то изменить, то измени свое мнение об этом.
Сознательно или подсознательно именно так поступают политики и политиканы. Они пытаются изменить мнения людей в своих интересах на те или иные исторические события, что неизбежно приводит к противостояниям различного уровня между людьми, группами людей, государствами. И это мы можем наблюдать сегодня. История делается сегодня!

 P.S.:
Наверное, оценить историю человечества в целом можно только с позиций инопланетянина.
Относительно недавно историками была опубликована следующая информация:
За 10000 лет человеческой цивилизации мирными были всего около 600 лет. В военных действиях ориентировочно погибло от несколько сот миллионов до 2 млрд. человек.
На такой информации трудно гордиться историей человечества, даже смягченной культурной составляющей развития человечества.
Может был прав Карл Маркс, что подлинная история человечества – как Homo sapiens – еще и не начиналась. Начнется ли?