На рыбалке

Вячеслав Серов
               


   Помнится юное время в начале шестидесятых, летний вечер на Еловом. Жил я тогда с матерью среди уральских озёр с минеральными источниками в трёх километрах от Чебаркуля. Ближнее озеро-Еловое, от дома в двух-трёх минутах ходьбы. Южнее Елового-железная дорога Южно-Уральская, на восток уходила к Челябинску, на запад к Уфе. С северного берега, где я жил просматривался разъезд Кисегач, по воде до него два с половиной-три километра. За железной дорогой простиралось на десять километров озеро Чебаркуль, на берегу которого в семидесятых годах восемнадцатого века во времена правления Екатерины Второй был построен острог. Вода из озера Еловое пополняла через протоку озеро Чебаркуль. Все озёра эти питали горные речки, но уровни воды у всех были разными в силу расположения котловин в горах. Севернее Елового в пятистах метров находился Теренкуль, озеро в виде чаши, считавшееся самым глубоким из четырёх озёр. Восточнее Теренкуля лежит озеро Табанкуль, которое протокой соединяется с Теренкулем, из Теренкуля вода уходит в озеро Кисегач, бывшее самым прозрачным и холодным, так как со дна били ключи, и даже в самый жаркий день у берега вода не поднималась выше двадцати градусов. Названые озёра прилегали к Южному Уралу с восточной стороны, и скалистые берега были покрыты сосновыми лесами, отчего в пятидесятых годах на берегах названых озёр, стали строится дома отдыха и санатории-здравницы Южного Урала. По берегам озёр росли ольха и берёза, даже ель и рыбачить с берега было затруднительно, так как при забросе удочка касалась ветвей, и леска в крючком путалась, цепляясь крючком за деревья. Берега были крутые, скалистые, но я умудрялся кататься на лыжах между деревьями снежными зимами с выездом на лёд.
   Все озёра Южного Урала считаются ледникового происхождения.
   К рыбалке я пристрастился с шести лет, когда моя семья жила на Алтае, потом в Башкирии, потом в Челябинской области. В Чебаркуле сдавал экзамены за седьмой класс, а потом в старших классах учился ещё четыре года до выпуска.
   Подлёдному лову научился в восьмом классе в Еловом. Мать работала в санатории "Еловое", в лечебном корпусе.
   Как только сходил лёд я с мальчишками первого мая открывал купальный сезон, хотя на воде ещё плавали льдины, но вода в солнечный день у берега  немного прогревалась, и мы прыгали в воду с мостков, и как ошпаренные выскакивали из воды и грелись на солнце. Справа, слева от мостков стеной стоял тростник, а глубина воды составляла примерно полтора метра на уровне камышей.
   На берегу кипела работа с конца апреля, рабочие готовили трёх и пятиместные лодки для отдыхающих. Устраняли течи, чистили, красили и спускали на воду. После майских праздников лодочная станция начинала летний сезон.
   У соседей были собственные лодки, и по знакомству, когда лодка была свободна я мог рыбачить самостоятельно. Хозяева, как правило выезжали на утреннюю и вечернюю ловлю на спиннинг или на удочки.
   Позднее я заимел личную лодку, она была самодельной и тяжёлой на ходу, зато я мог развиваться физически и постигать азы гребли...
   Лето, июль, вечер. Солнце ещё довольно высоко, но деревья уже бросали тень на прибрежные кусты, жара спадала и я выплыв из-за мыса, бросил якорь напротив просеки, отделявшей дом отдыха "Еловое" от пионерского лагеря, который отстоял в километре восточнее. Таким образом я был равноудалён от людей, и никто не мешал мне удить рыбу с лодки на донку.      
   Клёв был не очень, но я знал места, где ловить окуня или чебака, и время поклёвки, и никогда не возвращался домой с пустыми руками.
   Примерно в половине девятого, после ужина отдыхающие прогуливались по аллеям на территории дома отдыха или шли на танцы, или в кино, и мне никто не мог спугнуть рыбу у просеки. Вода была спокойна, рябило только на удалении, где гулял незаметный ветерок. Комары не надоедали, так как солнышко ещё светило. Я сидел лицом к берегу, так, чтобы солнечные блики не слепили глаза.
   Послышались женские голоса, и я невольно увидел двух женщин... Я видел их впервые, старшая была явно похожа на еврейку, явно опекала молодую девушку.
   -Здесь молодой человек,-предостерегла женщина молодую.
Кроме меня, сидевшего в лодке других мужского пола не было. Молодка белотелая стала раздеваться, благо дно было песчаным в прогале между камышами, а далее поглубже дно в водорослях, листьях и ветках, падающих с нависавших над водой деревьев. 
   -Окунётся, и уйдёт,-подумал я. Не хватало мне всю рыбу распугать. От берега я был на удалении пятидесяти метров и всё, что происходило на берегу хорошо было видно. Снимая верхнюю одежду девица даже не отошла за кусты, и демонстративно раздевалась на виду. Оставшись в сорочке стала заходить в воду. Спокойно без визга: вода за день прогрелась хорошо. Старшая, то ли мать, то ли тётка шла за ней и приподнимала сорочку, чтобы та не замочилась. Купальщица по команде помощницы присела в воду, обнажив грудь, а тётка вернулась на берег с сорочкой в руках. В воде девица осталась нагишом. Медленно поплыла в мою сторону. Я хотел предупредить, чтобы она не подплывала ко мне, и она повинуясь моей мысли, поплыла вправо вдоль камышей. Прозрачная вода не скрывала её тело. Рыбалка была испорчена. Как только она возвратилась к берегу, еврейка в обратном порядке её облачила. Мне было не до красот женского тела. Тогда ещё не целованным юношей, я познал женскую натуру, отвергавшую стыдливость, беззастенчивую перед присутствующими. Позднее я убеждался в этом не раз. Стеснение во мне живёт и поныне, даже на пустынном пляже переодеваюсь так, чтобы никто не наблюдал мои части тела.
   Как только женщины удалились, я смотал удочки и взялся за вёсла. Это купание вспомнилось при прочтении Чехова "Дуэль".

16 февраля 2020 Х.В.