Твердый орешек

Галина Каледина
Я  - воспитатель детского сада. Это разноцветное здание, наполненное детскими голосами, мое царство, а средняя группа – моя вторая семья. Ах, как много у меня детей!  И какие они разные! У каждого маленького человека в свои 4 -5 лет разные  интересы, свой характер,  свое видение мира и свой темперамент.
Моя задача найти к каждому из них подход, а это значит понять, в каком настроении пришел ко мне маленький человек и незаметно для него заставить  выполнять правила коллективного проживания в детском саду, где он находится большую часть своей начинающейся жизни.
Захар выделяется в группе своим строптивым характером. Его трудно переубедить, а уж заставить что- то делать в приказном тоне вообще невозможно.
Сегодня он пришел не в настроении. Я в полном смысле оторвала его от опаздывающей на работу мамы.  Полдня он  хмуро бродил по группе, ни с кем не общался, не играл в игрушки и не отвечал на мои вопросы. Его голубые глаза выражали бунт и желание выместить свое плохое настроение и протест на ком-нибудь.
Пришло время дневного сна. После обеда дети весело укладывались спать, делясь впечатлениями от уличной прогулки и рассказывая друг – другу  интересные только для них случаи.
Захар даже не пошел в спальню. Он не реагировал на мои уговоры, отворачивался, когда я в который раз пыталась объяснить ему, что есть такое правило «дневной сон» Лицо его раскраснелось и, с упрямым взглядом, он перечеркнул все мои доводы: «Спать не буду!»
Надо сказать, я даже растерялась. В спальне уже слышалось посапывание ребятишек.  Я чувствовала, что я должна что-то придумать, иначе я проиграю самой себе как воспитателю в этой педагогической ситуации.
«Послушай, Захар -  сказала я – спальня - это большой самолет, парящий в воздухе. Все пассажиры уже спят и не знают, что в кабине нет летчика.  Самолет в опасности и коль уж ты не хочешь спать, будь летчиком.  Путешествие у вас долгое, целые два часа.  Ты сядешь на свою кровать и представишь, что ты ведешь самолет с пассажирами.  Ночь темная грозовая, а ты умелый летчик, который отвечает за жизнь всего экипажа». Не поднимая головы, он неохотно сказал: «Ладно». Я усадила его на кровать, подперев с боков и спины одеялом и подушками, а сама через открытую дверь спальни наблюдала за упрямым летчиком. Тишина в спальне и ровное дыхание детей медленно, но делали свое дело. Глаза упрямца начали слипаться, а голова время от времени падала на грудь. После каждого кратковременного засыпания он вздрагивал и «стрелял» взглядом в мою сторону.  «Вот это характер!» - подумала я с некоторой долей уважения. Наконец мой летчик заснул. Я тихонько продвинула подушку, чтобы он мог выпрямить спину.
Сончас заканчивался, «пассажиры »стали просыпаться, спал только «летчик». Я подошла к нему, погладила светлые вихры на голове, такие же упрямые, как и их обладатель. «Захар, просыпайся, пора сажать самолет». Он открыл глаза, одарил меня полуулыбкой и, изображая рев мотора, спрыгнул с кровати. Вторая половина дня прошла в хорошем настроении.