Самарская колея Владимира Высоцкого - моя Отчизна

Лада Зайцева
Как по Волге-матушке, по реке-кормилице
Все суда с товарами, струги да ладьи,
И не надорвалися, и не притомилися –
Ноша не тяжёлая, корабли свои.
В.Высоцкий
               
Я живу на самарской земле! Я живу на Волге! Я дышу воздухом, любуюсь природой, которой восхищались великие писатели и художники. И никто не отнимет у меня права любить свой край и гордиться им.

САМАРА – город-воин, город-труженик, город-учёный, запасная столица СССР и место пребывания Большого театра в годы войны.

Голова кружится от той высоты, на которую подняли Самару история и люди, преумножившие славу региона и оставившие здесь частицу своей души.

Лев Толстой писал: «…Здесь очень хорошо и значительно всё. Если бы не тоска по
семье, я был бы совершенно счастлив» (1781).

Борис Пастернак считал Самару «куском Москвы, выхваченным и пересаженным на берег Волги» (1916).

Поэт Виктор Багров писал об историческом подвиге самарского народа в борьбе с кочевниками «… И утвердились мечом самаряне в крепости тесной навеки веков…» (1930).

Писатель С.А. Аксаков посвятил «Аленький цветочек» своей внучке, дочери самарского губернатора Г.С. Аксакова. И сам часто бывал в наших краях (1870-е годы).

Сергей Есенин в 1924 году посвятил стихотворение самарскому поэту - Ширяевцу (Абрамову) Александру Васильевичу.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

И «Песня о Соколе» Максима Горького тоже родилась на самарской земле. Первая версия впервые в 1895 году была напечатана в "Самарской газете".

А в наши дни известный драматург, прозаик Александр Ануфриев, связавший свою жизнь с малой Родиной (Дубовый Умёт), пишет замечательные книги и создаёт спектакли именно для самарского зрителя.

Крупнейший в мире всероссийский Грушинский фестиваль авторской песни проходит также в Самаре (с 1968 года).

В 2020 году возвращается на самарскую землю международный рок-фестиваль «Рок над Волгой».

Можно очень долго с глубочайшим уважением перечислять события, имена великих писателей, причастных к судьбе края. Но мне пора обратиться к главной теме моей работы: Высоцкий в Самаре (Куйбышеве).

Приезжал Владимир Семёнович в Самару два раза, в мае и ноябре 1967 года. Дал пять концертов. И если я назову эти события для города знаковыми, ничуть не преувеличу.

Я вышел ростом и лицом
(Спасибо матери с отцом),
С людьми в ладу – не понукал, не помыкал.
Спины не гнул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал…

Так поэт писал о себе. Таким он и был. Сейчас трудно в это поверить, но в первый приезд о нем мало кто знал. Да и приглашали любого артиста из театра на Таганке. Приехал Владимир Высоцкий. К счастью.

Первый концерт проходил в филармонии. В полупустом зале. Артист в белой рубашке, с закатанными рукавами скромно стоял на сцене и… пел. Зрители не поняли, не заметили, каким образом этот хрипловатый голос, рассказывающий о главном, покорил их сердца, и они растворились в нем.

На втором концерте в клубе Дзержинского зал был полон. А зрители готовы слушать и общаться с ним бесконечно долго.

А когда бард уехал, его голос звучал из каждого раскрытого окна. Записи с концертов передавались из рук в руки, как драгоценность. Самара была покорена поэтом.

Ко второму прибытию популярность Владимира Семёновича зашкаливала. Количество заявок на билеты – астрономическое (только один завод дал заявку на 20 000 мест). Решили устроить выступление во Дворце спорта. И тут проблема – из-за песен, которые ходили по городу (я называю их «нестандарт»), высокое начальство сказало категоричное «нет». Выручил сын секретаря обкома, который дал отцу прослушать подборку лучших песен. Чиновник тоже живой человек, он не устоял, и сказал: «быть». И тут новая проблема – в зале 7000 человек на 5000 мест. Когда Высоцкий пел «я не люблю манежи и арены», это были не просто слова. Он не переносил большие аудитории. Но… Рискнули. И он вышел… Только высшая степень человеческой порядочности не позволили ему уйти со сцены. Потом в других городах бард принимал стадионы, как неизбежность. Первый же опыт получил в Самаре. В этот вечер он дал два концерта. А на другой день был концерт в зале политехнического института. Уточняю – не в Москве, где он тоже выступал в политехе, а в Самаре, где снесли двери с петель, сидели на полу, подоконниках и слушали барда, как завороженные.

***

Больше Владимир Семёнович в Самару не приезжал. Но с людьми говорили его стихи.

Волга песни слышала,
Хлеще, чем дубинушка,
В ней вода исхлёстана
Пулями врагов…
Что-то с вами сделалось,
Берега старинные,
Там, где стены древние,
На холмах кремли –
Словно пробудилися
Молодцы былинные,
И, числом несметные, встали из земли.

Память самарчан хранит сквер, улица, мемориальные доски, бюст в фойе Дома культуры, два Центра В. Высоцкого, яхта с его именем, ежегодная памятная регата. Ещё: памятная стелла (А.Темников, И.Мельников). На стелле – скульптурный портрет поэта, гитара, вырубленная из белого мрамора и строки:

Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И весёлый манер, на котором шучу.

И памятник, созданный другом поэта Михаилом Шемякиным. Здесь очень сложная композиция высотой в несколько метров. Высоцкий изображён в образе древнего философа. Композиция отражает его жизнь, его мысли. Памятник изготовили в США, затем доставили в Самару. Большую роль в том, что он появился в Самаре, сыграл губернатор Константин Титов.

Перевернув страницы, посвященные выступлениям Владимира Высоцкого в Самаре, своё сочинение я закончу стихами поэта Бориса Сергеевича Соколова (1980-е):

На Волге живу…
Из тумана
Река на рассвете сверкнёт –
Я вижу её
От Прорана
И до Жигулёвских ворот.
На Волге живу,
Не в столице,
Но, право, гордиться могу, что вот довелось поселиться
На этом святом берегу.