Теплодонь

Сергей Козюлин
Родилась она хиленькая, слабенькая, синюшная вся. Вскрикнула и замолчала; потрогали - холодная. Даже многим, стоящим рядом, в тот момент показалось, что вроде как дух пошёл нехороший, будто бы разделение произошло души от тела, да успела ли она связаться, прирости к телу, душа? Думали всё, в мертвецкую снесут, но когда прикоснулись к ручке - оказалась тёплая, да и дыхание появилось. На мгновение почудилось, как что-то тёмное тягучее нехорошее отошло от девочки. Так и стали называть её между собой - Теплодонь, что значит - тёплая ладонь. А роженица не выдержала, видать все силы отдала на новую жизнь, и испустила дух. Погоревали, потужили, да на кладбище понесли . А когда прощаться стали, кто-то вспомнил о дочери роженицы - Теплодони.
"Поднесите дитятко, пусть мать в последний путь проводит." Поднесли. А она рученьку протянула, прикоснулась к лобику маменьки, дух и вошёл назад в маменьку, и она во гробе встала. Живая. Весть о чуде разнеслась по округе. При крещении же по святцам имя нарекли ей Феодосия, что значит Богом данная. А когда подросла,  стали кликать её Теплодонюшка, ласково значит, нежно. Или Доню, Донечка (Доченька).

Найдёт,  бывало, в поле  ящерку, зверем каким-то тяжёлым придавленную, возьмёт в ручки, погладит, взгянет на небо украдкой, губки вздрогнут, что-то видимо прошепчут, а ящерка тут же шмыг и нет её - убежала к своим. На вопрос о том, как это она делает, отвечала просто - пожалела. Потом пожмёт плечиками маленькими, хрупкими, девчоночьими, да помчится вслед за ящеркой, смеясь заливисто. Всякую тварь Божью любила, всех жалела, ко всему свету милосердной и жалостливой была.

 Почему пришла эта светлая душа в этот мир, родители и сами не знали, но догадывались. Думали так. По всей видимости, Иван Николаевич вымолил у Бога дитятко это. Сам при жизни вёл жизнь праведную и благочестивую. Всех уважал, к каждому с почтением, улыбкой, любовью. А какой покорный и смиренный был. Как-то перед праздником Преображения Господня, батюшка попросил Ивана Николаевича иконку поправить. Тот сделал. А Батюшка с новой просьбой. И опять у Ивана Николаевича дело сладилось. И стали иконки ветхие, совсем уже непригодные, возрождаться. Где  лик временем изгложен, да почернел весь - приобретает второе рождение. Возьмёт он бывало святыньку, обернет тряпицей и домой несёт. Дома не ест не пьёт, постится, молится в святом углу, да вразумления просит. Потом краски наведет на святой водичке. Вздохнет, произнесет только: "Благослови," - и по чуть-чуть восстанавливает. Одна лучше другой из под его руки выходили. Душой писаные. Говорят, даже, мироточивые, чудотворные некоторые стали. Где они сейчас? Разошлись по белому свету! Люди подняли их на знамя и понесли с крестными ходами по необъятной родине, славя и воспевая Единого в Троице Бога.

Умирал Иван Николаевич благостно. Знаменательно то, что иконка  в святом углу обновилась сама, воссияв, словно солнце! Спросил только кротко: кто иконку озолотил? А никто ничего не делал, да родственники и не видели этого. Вот так о нем вспоминают и по ныне, помолчав да сняв шапку: слова дурного не вымолил, пусть земля тебе будет пухом, Царствия Небесного тебе, дорогой Иван Николаевич.

А через время стали Феодосию, в простонародии Федюшку - Теплодонь звать люди к себе. Да не просто так, а после того как в дом к ним беда постучится, да чёрной ленточкой на портрет ляжет. А она войдёт в дом, посмотрит на покойника строго, нахмурит лобик, руки в боки деловито сделает. "Что лежишь? - спросит, - или дел тебе нет, или заботы не знаешь, или забыл что скотина некормлена?" "Как некормлена," - испугается покойник, вскочит, да побежит кормить Буренку. Живой. И каждый раз по разному это происходило. Бывало к окошку подойдёт, отодвинет занавесочку , посмотрит на небко и давай беседовать с кем-то невидимым. "Ну зачем тебе этот умерлый (мёртвый) нужен, ну что ты с ним делать то будешь? Отдай мне мертвого, которого ты не впишешь в книгу живых, а я тебе через время живого верну." Покойник воскресал и, если был страшный грешник, то исправлялся и становился лучше других хороших праведных людей . А Теплодонь за воскресшего ложечку требовала.

 Недоумевали люди зачем ей, но давали, а она несёт ложечку, словно куколку , да по дороге беседует с ней: "Пойдём, пойдём домой. Тебе поправится нужно, а я о тебе заботиться стану". И заботилась. Разложит ложечки дома и каждого по именам кличет. Каждого, кто там побывал да волей случая вернулся.

Хочется заметить, что у Феодосии одно и тоже слово "умерлый" имело разные значения. Все зависело от того, с какой интонацией оно было произнесено и на какую гласную падало ударение. Если она говорила Умерлый (с ударением на первую главную) - обозначало умершего, но но вскоре вернувшегося из потустороннего мира назад, в наш мир. Если же ударение было на "ы" умерлЫй, обозначало весьма нехорошую сущность из того же потустороннего мира, а точнее - духа злобы поднебесной или князя мира сего. Когда ударение делала на второй слог "умЕрлый" обозначало, что человек скоро пойдёт в иной мир. То есть следовало бы и приготовится перед переходом.


 Боженька, прости Гришку, говорила она жалостливо, за то, что на прошлой седьмице гуся стащил у Клавдии. Прости Митю, что за домовым ходил и умерлых звал, которые суть не умерлые, а драконы, злыдни-духи поднебесной". Потом смотрит на следующую ложечку, берет с одного места и перекладывает в другое и снова говорит. (Так говорит, как знающая, от которой не скрыта даже самая тайная мысль). "А за тебя, безымянная, переживаю больше всех! Ты зачем от имени своего отказалась, да чужое, чуждое, приняла? Нет имени твоего в книге живых у Бога. Понимаешь - нет! У Умерлого есть,(дьявола), но он не отдаёт так, так как сам тебе другое дал через..." Феодосия остановилась, замолчала; по изможденному личику бежала слезка. "Боженька, ну, почему я не могу ничего с безымянной сделать, как же она не понимает что сама себе уже не принадлежит. Она для Умерлого как куколка на веревочках, за какую веревочку он дергнет, то и будет она делать". Входили родители и очень часто недоуменно смотрели на недетские игры дочери. "Доню, - говорили они, - но как ты можешь помочь тому же Григорию, который гуся стащил у Клавдии, он и следующий раз стащит". "А вот и не стащит, - возражала Феодосия, - он сейчас хотел стащить, да услышал, что говорю ему, обернулся, посмотрел по сторонам, а Ангел в тот момент страх Божий на него напустил, он и убоялся. Значит поумнел? Другое плохо, за безымянную переживаю. Не слышит она меня, так как имя сменила. Не Христианское оно". "Что же будет с ней?" - вопрошали родители. "Что будет? События жизни будут, о которых Бог ведает, да Ангелы его". Родители только удивлялись, да пожимали плечами. А потом оказывалось, что Гришка зарился на птицу Антонины, а через мгновение бежал, схватившись за голову к батюшке на исповедь. Исправился со временем полностью. В крайней избе случился пожар. Выпала доля ему пострадать до смерти, спасая мальчонку. Умер от ожогов, умирая славил Бога, говоря: "По делом мне, многогрешному". Когда глазки закрывали ему, да в гроб клали, улыбка так и осталась на лице покойного. Все это видели, понимая, что кончина его праведная. Ведь не важно, как жил человек, говорят в народе, посмотрим, как умирать будет. А женщина в зрелых летах, по святцам Феодосия , Теплодонь по народному, сидела у огня и прощалась с Григорием, "Ну вот, ты и у Бога в книге жизни теперь. Прах к праху, дух к духу - и кинула деревянную ложку в огонь. - Нет более грехов у тебя, все сгорели. Чист перед Богом".

Много событий происходило, да и произошло ещё. Но с тех пор изменились люди, стали не такими, как прежде,  имена свои многие забыли , а когда забыли позволили в виде палочек, да черточек на лбу или на правой руке невидимо писать. Так поглупели. Это умерлый (сатана) знак свой ставил, так людей клеймил словно телят в загоне. Грянула война. На кануне же , старушка с клюкой отправилась в лес,  по грибы. "Пойду, - говорила Феодосия, - пока разум не вернётся к людям". И ушла, словно сгинула. Всё перемешалось и о ней забыли, считая без вести пропавшей. Да и не до этого было. После жизнь налаживаться стала. И люди людьми становится. Идёт, бывало, старик в свою сторону, а на встречу старушка с клюкой. Что, умерлый (который не далеко от смерти), нос повесил, или не знаешь, что ангел смерти за тобой ходит уже?" Встрепенется человек, поспешит домой, дела свои в порядок приведёт, приготовится, да ложечку на подоконнике с вечера оставит, приоткрыв окошко . А утром ложечки как и не бывало.

Говорят Теплодонь грибов набрала и домой возвращается. Люди замечают её то там, то тут. Говорят, много ей лет уже, так много, что и жить устала.  Много о чем люди судачат, да правда ли?

Конец.