Первая командировка

Людмила Каштанова
               

       Окончив индустриально-педагогический техникум, Галина сразу не поехала получать место по распределению, а  решила отдохнуть месяц и поехала с мужем  к его родителям. Вернувшись,  пошла в краевое управление  по профтехобразованию и предъявила соответствующий документ на предоставление работы мастера в ПТУ. Там ей сказали, что мест уже нет и выдали справку на свободный поиск  работы.  Галина подумала, что так даже лучше, и ушла, довольная.  Но, куда бы она ни обращалась, никто не хотел брать на работу  неопытного  работника. 
        Вот так она помыкалась в безрезультатных    поисках  и решила пойти в родной  техникум  - может, ей там помогут. Но директор и старший мастер приняли ее довольно холодно, отказав в работе. Полная на них обиды, Галина  направилась в горком комсомола за помощью.  Придя на прием к первому секретарю, она поведала ему свою невеселую историю, завершив печально:
       - Что же получается: отучилась и теперь  я никому не нужна?  Где же я опыта наберусь, если никто не хочет брать молодого специалиста?
      Первый секретарь горкома комсомола был молодой, серьезный человек.  Прослушав ее историю, он проникся к ней.
       - Да, это действительно безобразие. Такого не должно быть у нас.  Я постараюсь вам помочь.  Вы какой-нибудь общественной деятельностью в техникуме занимались?
        Этот вопрос поставил её в тупик.  Да, она состояла в редколлегии техникума, но посчитала это не тем, что хотел слышать первый секретарь. А вот и зря, может он предложил бы ей работу в горкоме,  и у нее совсем по-другому сложилась бы  жизнь, но история, как говорят, не любит сослагательного наклонения – бы, да кабы.  Изобразив на лице сожаление, она  сказала «нет».
       - Ну, что же, тогда мы поступим так. Я напишу предписание руководству вашего техникума, чтобы вам предоставили работу ...

       Директор,  прочитав предписание,  был, конечно, не доволен, но делать нечего, и дал приказ принять  Галину мастером производственного обучения с зарплатой сто двадцать рублей.   Она была довольна этой маленькой победой, ведь  надо же трудовой стаж нарабатывать и помогать мужу семью содержать.
      Со следующего дня началась  ее трудовая деятельность.  До октября она выполняла небольшие поручения, а в октябре ее назначили  руководить  практикой, проводимой в Уссурийске,   у группы отделочников второкурсников.
       Группа оказалась сильной и дружной.  Девушки приняли её  приветливо, что  положительно оказалось на их  взаимоотношениях.  Они приехали на место практики, расселились в общежитие, а  на следующий день пошли на объект, именуемый  пристройкой к главному корпусу профтехучилища, и работа началась.  Девочки работали слаженно, многие из них имели 2-3 разряды после окончания училища.
      Через неделю из техникума приехала  группа плотников, состоящих из парней.  Мастером у них был мужчина-кореец, тоже недавно принятый  на работу.  Его звали  Виктор Хван,  намного старше ее, небольшого роста, некрасивый, но крепкого сложения.   Он был человек бывалый, и Галине было интересно  с ним общаться. О себе он всегда говорил как об  опытном и грамотном специалисте.  Возможно, это была правда, если его взяли на работу сверх положенного штатным расписанием, и вполне может быть, что  из-за него  Галину не хотели принимать мастером  в техникум. Он держался смело и уверенно, а с ней снисходительно.  Правда, через некоторое время он  попробовал  заигрывать с ней, но она дала понять, чтобы он даже и не пытался с ней заводить шуры-муры. 
      Однажды на объект прибыли  директор данного училища и какой-то  невысокий, худенький  мужчина лет пятидесяти, в шляпе и с портфелем.  Они покрутились по объекту,  посмотрели на  работу девчат, задали пару вопросов Галине и ушли. Оказалось что мужчина этот -  начальник управления профтехобразования Приморского края. Звали его  Николай  Трофимович   Ткачев. Он приехал на  этот важный объект, который должен был сдаться к началу учебного года, да не получилось.  Работа группы отделочников из техникума ему понравилась. 
          Потом этот начальник  еще не раз приезжал и все хвалил работу девчат под руководством  Галины.  Галина не видела своей особой роли в этом, просто, как она думала,  ей повезло с группой, в которой подобрались умелые и ответственные девочки.
        В конце практики  Ткачев подошел к ней и мягко заговорил.
       -  Мне, Галина Васильевна, понравилось, как вы работаете.  Ваши девчата работают быстро и хорошо. За месяц большой фронт штукатурных  работ сделали.
      Галине была приятна похвала большого начальника и смущенно ответила:
      - Спасибо, Николай Трофимович,  я тоже довольна своими девчатами.
     - Я непременно доложу вашему руководству о хорошей вашей работе.  И.. – он немного помялся, - у меня есть предложение к вам: как вы смотрите на то, чтобы перейти работать в  краевое управление.
     - Это к вам, во Владивосток? – смутилась она.
     - Да, именно так.
     Галина не была готова к такому переезду и не представляла себе, как  это можно было бы осуществить  с ее мужем и маленьким ребенком.  А еще мелькнуло в голове, а вдруг у него  возникли  какие-то виды на неё, вдруг будет приставать, и покачала головой:
    - Вы меня простите, пожалуйста. К сожалению, я не могу.  Есть разные на то причины.
    - Ну, понятно, - улыбнулся он, - но вашему начальству, как  я сказал, напишу о хорошей вашей работе.
   - Спасибо, Николай Трофимович! Всего вам доброго!  - поблагодарила его Галина и подумала: да, это было бы кстати, а то они  до сих пор  косо смотрят в мою сторону.
       По окончании практики за выполненные работы  практикантам начислили  зарплату общей суммой  около 1250 рублей.  В среднем каждая девушка заработала 50 рублей, что по тем временам было очень даже неплохо. Вот такой оказалась первая командировка молодого специалиста Галины.