Расскажи, как я была маленькой!

Антонина Шипилова
РАССКАЖИ, КАК Я БЫЛА МАЛЕНЬКОЙ! – с этой фразы часто начина-ются наши разговоры с Анечкой. Сейчас-то она уже взрослая, – во всяком случае, сама Анечка в этом совершенно убеждена, так как недавно ей исполнилось десять лет. Но столь «солидный» возраст совсем не повлиял на её характер. Анечка – это сгусток энергии, веселья, непосредственности и абсолютной раскрепощённости. В любой ситуации она чувствует себя, как рыба в воде, никогда не сробеет и не закомплексует. Может быть, именно поэтому она умудряется чуть ли не ежедневно попадать во всевозможные курьёз-ные истории, многие из которых идеально подошли бы для рубрик «Нарочно не придумаешь» или «Юмор в коротких штанишках». Из этих историй сложилась семейная юмористическая летопись. Именно её имеет в виду Анечка, когда просит: «Расскажи, как я была маленькой!» И я начинаю рассказывать...

***
Анечке три года. Наступает лето, и она вместе с родителями и старшим братом уезжает на турбазу. Из рассказов взрослых она знает, что там есть замечательное озеро, папа научит её плавать, и они всей семьей будут каждый день купаться и кататься на вёсельной лодке… Но по приезде погода неожиданно испортилась, пошёл дождик, и поход на озеро всё откладывался. Наконец в одно прекрасное утро небо прояснилось, выглянуло солнышко, и папа решил, что наступающий день как нельзя лучше подходит для долгожданной прогулки. Анечка в восторге, она бежит по тропинке впереди всех, прыгая то на одной, то на другой ноге, и весело напевая. Подойдя к лодочной станции, родители неожиданно встречают старых знакомых, с которыми уже давно не виделись, начинаются ахи, охи и бесконечные разговоры взрослых, не представляющие для Ани никакого интереса. Вначале она терпеливо ждёт окончания беседы. Но через некоторое время её терпение иссякает, и она начинает теребить старших, приговаривая:
– Мам, пап, хватит разговаривать! Бери-те грёбсла, пойдем грести!
Взрослые на секунду замолкают, потом дружно разражаются хохотом. Анечка расте-рянно смотрит, не понимая, что их так развеселило.
– Аня, нужно говорить не «грёбсла», а «вёсла»! – сквозь смех объясняет ей мама.
– Ну, хорошо, – соглашается Аня, – тогда берите вёсла, пойдем веслить!

***
Аня завтракает, но есть ей совсем не хо-чется. «Мой аппетит ещё не разбудился», – говорит она в таких случаях. Мама уговаривает её хотя бы попить чаю с печеньем. Но стоило маме выйти из кухни, как завтрак из скучной обязаловки превращается в весёлую игру. Чашка с чаем становится морем, а кусочки печенья в ней – корабликами. Мама появляется в самый драматический момент, когда Аня пытается при помощи ложки устроить в чайном море девятибалльный шторм, отчего брызги и крошки разлетаются во все стороны.
– Аня, что ты делаешь! – всплеснув руками, восклицает мама. – Ну что за ребёнок! Скоро пять лет, а ума, как у трёх…
– Почему как у трёх? – удивленно выта-ращив глаза, говорит Аня. – Как у одной!

***
Аня скучает…
– Ну, давай поиграем в больницу, а? Чур, ты будешь болеть, а я – лечить. Я буду тебе уколы делать, – просит она.
– Я уколов боюсь! – отнекиваюсь я.
– Не бойся, – уговаривает она, – я буду колоть не больно, и у меня шприцы обноразо-вые (так она и говорит).
– Оставь меня в покое! – в сердцах гово-рю я. – У меня и так голова кругом идёт…
– А ты одной рукой играй, а другой голову держи, – советует Аня.

***
Мы с Аней учим алфавит. Я называю букву, а она – слово, начинающееся с этой буквы.
– Буква «Э», – говорю я.
– Эдежда! – с готовностью выпаливает Аня.

***
Аня рассказывает сказку:
– И прыгнула девочка в колодец…
– А ты хоть знаешь, что такое колодец? – интересуюсь я.
– Конечно, знаю! – уверенно говорит Аня. – Это такой маленький, но очень глубокий бассейн...

***
– У меня в кармане тайные конфеты есть. Хочешь? – предлагает Аня.
– Какие это тайные? – удивляюсь я.
– А те, которые во рту тают…

***
Играем с Аней в загадки-отгадки.
– Сто одёжек, и все без застёжек? – зага-дываю я.
Следует немедленный ответ:
– Оторвались!

***
Аню ужасно привлекают все вещи взрос-лых, особенно фотоальбомы, портфели и сум-ки. Как-то раз я увидела, что она вытащила из шкафа мой старый портфель, достала оттуда какие-то бумаги и с увлечением их рассматривает.
– Вообще-то залезать без спросу в чужие портфели нельзя… – замечаю я.
– А у тебя разве чужой портфель? – удивляется Аня.

***
Аня уже умеет читать, но сама читает неохотно. Гораздо больше ей нравится слушать моё чтение и рассматривать рисунки в книжках…. Читаем книгу стихов Корнея Чуковского с большими красочными иллюстрациями. Доходим до строк:
А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И пустились со всех ног
Наутёк…
– А где чемоданы? – спрашивает Аня, рассматривая книгу.
– Вот они, видишь, – показываю я на картинку.
– А где утёк?

***
Я опять читаю Ане вслух – на этот раз басню Крылова «Стрекоза и муравей». Она внимательно слушает, и после слов:
И под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом…
– мечтательно добавляет:
– …и гараж…
 
***
– Давай играть в кошки-мышки! – пред-лагает Аня. – Я буду мышка, а ты – кошка.
– Ну да! – не соглашаюсь я. – Не могу я за тобой бегать – ты же знаешь, мне тебя не догнать…
– А если наоборот – я кошка, а ты – мышка?.. Мы не будем бегать – я буду к тебе подкрадываться и кричать: «Мяу!»
– А мышке-то что кричать? – интересу-юсь я.
– Караул!

***
Мы с Аней снова играем – на этот раз по моей инициативе. Предлагаю развивающую игру – в города.
– Какие ты знаешь города на букву «К»? – спрашиваю я.
– Киев, Казань, Командировка… – пере-числяет Аня.
Я невольно улыбаюсь:
– Нет такого города – Командировка…
– А вот и есть, спорим? – не соглашается со мной Аня. – Мой папа недавно туда ездил…

***
– Знаешь, как у человека в голове темно… – таинственным полушёпотом сообщает мне Аня.
– Почему ты так думаешь? – улыбаюсь я.
– В уши видно, как там темно!
***
Аня – первоклассница! Учёба даётся ей легко, особенно математика и английский, а вот с русским языком, точнее, с чистописани-ем, большие сложности. При её абсолютной неспособности усидеть на одном месте дольше трёх минут, вывести в тетради ровную и красивую строчку для Ани – трудноразрешимая проблема. Мама в отчаянии:
– Ну что мне с тобой делать? С таким ужасным почерком тебя нигде не примут на работу…
– Примут! – уверенно говорит Аня. – Я найду себе такую работу, чтобы не нужно бы-ло писать.
– Ну, и кем же ты хочешь быть? Наверно, дворником? – спрашивает папа.
– Нет! – отвечает Аня. – Я буду певицей, как Алла Пугачева!
– Почему именно певицей? – озадачены родители.
– Певицы ничего не пишут, кроме авто-графов, – убеждённо заявляет дочь.

***
Аня поссорилась со старшим братом и, стоя в кругу подруг, оживлённо пересказывает им подробности ссоры.
– Зачем ты это делаешь? – с укором говорю я. – Запомни раз и навсегда: нельзя выносить сор из избы!
– Да я и не выношу, – оправдывается Аня. – Моё дело – в квартире убирать, а мусор у нас Сашка выносит…

***
Аня подходит к скамейке, прихрамывая и держась рукой за колено.
– Больно ушиблась? – сочувственно спрашиваю я.
– Да… – она морщится и закусывает губу.
– Плакала, наверно?
– Не-а. Там же никого не было…

***
С утра пораньше Аня прибегает ко мне.
– Привет! – весело кричит она. – Я в гос-ти, можно?
– Привет, добро пожаловать! – отвечаю я, не отрываясь от пишущей машинки (компьютеров в то время ещё не знали).
– Ты что печатаешь – доклад? – она с любопытством заглядывает мне через плечо.
– Рассказ, – отвечаю я.
– Рассказ? – удивляется Аня. – Про чего?
– Не про чего, а про кого, – поправляю я. – Про тебя.
– Про меня-а-а? – недоверчиво тянет она. – Дай почитать!
– Если напечатают – дам.
– А где напечатают?
– В газете.
– А скоро?
– Ну, не знаю. Может, и не напечатают вовсе.
– Напечатают, – уверенно заявляет Аня. – Моя мама говорит – сейчас в газетах чего только не печатают!