Голливуд-7. Ханко - Мариенхамн

Саня Катин-Ларцев
На следующий день Даня встурил всех в пять утра.
Прогноз погоды ожидался ветренный, по морю  идти было не безопасно, поэтому Даня после выхода из Хельсинки в шесть утра,  свернул на шхерный фарватер. На сегодня наша задача дойти до Ханко, там взять топливо, и сделать переход до Мариенхамна, где дождаться благоприятного прогноза погоды. Даня  решил вести яхту сам, поэтому посадил Ника на штурманское место, а мы с Валюхой сидели в салоне и глазели на морские пейзажи.
Утреннее небо расцвечено алыми красками, намекая на скорую ветреную погоду.   
Финские шхеры — это тысячи островов вдоль финского берега, рассыпанные по северу Финского залива. Вселенная на радость яхтсменам создала эти островные россыпи в утешение северному суровому климату. Между островов проложены десятки морских путей для больших пароходов идущих по делу в морские порты,   и для яхт, типа «нашей», которые могут здесь укрыться от волн Финского залива, чтобы просто наслаждаться северными красотами шхер, проводя выходные или отпуска на морской природе.  На сегодняшний день после полудня прогнозировался ветер до 7-8 баллов с северо-запада, из-за которого мы и ушли в шхерный фарватер.
На островах в красивейших местах, расположено много летних фазенд, мимо которых мы и следовали, вооружённые электронными картами и бумажными атласами. Несколько раз фарватер проходит вплотную к берегам и  дачам,  так что приходилось снижать скорость, чтобы своей волной не разбить привязанные у причальчиков катера и лодки.
Половина утра до Ханко шли в пасмурной погоде, под низкими тучами, и несмотря на серость,  места мимо которых мы проходили удивляли своей красотой.  Насколько красивее смотрелось бы всё это под лучами утреннего солнца. Ну и на этом спасибо, когда бы  ещё я финские шхеры смог увидеть изнутри. Ранним утром погода еще оставалась безветренной,  и защищённые от  моря островами, мы довольно быстро добежали до городка Ханко. За пару часов до него, небо разъяснилось, вышло солнце, по небу поплыли белые облака, но ветер начал помалу набирать силу.  К обеду на горизонте показались крыши Ханко.
Вход в Ханко живописный, вдоль  большой огромной каменюки.
Яхтенная марина* небольшая, соответственно и причал с топливными колонками небольшой, наша 29 метровая яхта  притулится смогла только кормовой частью.
Рядом кафе, вдоль него длинный ряд велосипедов, которые можно арендовать для прогулок по городу. Пока яхта бункеровалась, мы с Даней сходили прогуляться по близлежащим местам. Прошли по берегу, обнаружили небольшой пляжик прямо у жилых домов, в хорошую теплую погоду можно почти из подъезда нырять в море. Красота да и только.
На обратном пути прошли вдоль яхтенных причалов. Они были заполнены парусными яхтами. Тоже, наверное ветер многие пережидали.
Ханко – небольшое поселение  на острове, до сороковых годов здесь была советская военно-морская база, где базировалась часть флота СССР.  Насколько всплывает в памяти, то здесь должно остаться, что-то вроде морской крепости с дотами для артиллерии.
Сейчас Ханко — симпатичный морской городок, вследствие своего удобного расположения, посередине Финского залива, посещаемый яхтсменами. Ухоженный, подстриженный, умытый балтийскими ветрами, причесанный северными низкими облаками, в сегодняшний солнечный день выглядел весьма красочно.
Как водится,  у марины* всегда расположено небольшое кафе, надо же яхтсменов кормить. Перекусив там, мы, ну то есть Даня конечно,  спросил парня на заправке, где найти яхтенный магазин, какую-то мелочь нужно было прикупить. Магазин оказался где-то в другой стороне, но парень сходу предложил свозить нас на своём транспорте. Естественно, грех нам было отказаться,  и мы  на микроавтобусе прокатились до магазина, попутно оглядев городок.  Насколько я заметил, в маленьких городах всегда можно получить душевную помощь от совершенно незнакомых тебе людей. В больших городах и портах люди не столь радушны, им всегда некогда.
По возвращению из магазина, бункеровка уже была закончена и мы вышли на Мариенхамн. Погода  давала прикурить, облака по небу неслись гораздо сильнее, сильный ветер  вовсю гулял по Финскому заливу.
Поэтому мы опять шли шхерами, радуясь, что  закрыты от штормового ветра.  Но на паре участков, сильно вытянутых с севера на юг, ветер успевал разогнать приличную волнишку и нас изрядно поколбасило в течении двух часов. Состояние кильки в болтыхающейся консервной банке не располагает к приятному времяпровождению.
 Занырнув  в более тесные воды между островами и островками,  к восьми вечера мы подошли к Мариенхамну.
Мариенхамн – порт в Або-аландских шхерах. Где-то здесь Пётр Первый на гребных галерах начинал бить шведов. Мариенхамн запрятался между тысячами островов в угол между Финским и Ботническим заливом. На противоположной стороне Ботника уже раскинулись  шведские шхеры. А самый близкий шведский порт Стокгольм, легко доступен для финнов именно благодаря Мариенхамну с его паромными терминалом, откуда ходят в Швецию пассажирские паромы. Недалеко от паромного терминала, расположена  большая яхтенная марина.
Но по всей видимости из-за неудачной для отдыха штормовой погоды, свободных мест у понтонов марины не было и мы встали чуть севернее, у полуразрушенного деревянного причала. Кстати ничем не лучшего некоторых наших российских речных портопунктов. Это причал, как потом выяснилось принадлежал не яхтенной марине, а территории морского порта. Этим и объяснялось скорее всего, его плачевное состояние.  Обычно при швартовках яхт, помогают завести швартовые концы яхтсмены с соседних яхт, так и здесь,  нам помогали завести швартовые концы финны с соседнего катера, правда настолько бестолково, что нам пришлось потом перезаводить более надёжно для безопасной стоянки.
Ждать погоды предстояло до следующего вечера, поэтому нормально привязавшись,  мы отправились  прогуляться по городку.
Рядом с мариной стоит парусник, «Померн»  Pommern. 90 метровый корабль, один из последних парусников в мире, завершивший свою карьеру последним рейсом  в Австралию в 39-м году.  Теперь он стоит в виде музея, вход платный 9 евро, с этим же билетом также предлагается посетить морской музей ста метрами выше на берегу.
Антураж на судне просто спартанский. Простенького вида офицерские каюты, состоящие из кровати и крохотного стола, и  только у капитана относительно просторный салон и своя каюта. А в каюте было даже помещение с ванной, нелепо смотрящееся  посередине отсека без всякой кафельной атрибутики.
В носовой части безостановочно крутится  видеофильм о  рейсе «Померна» в Австралию. Сняты рядовые будни  экипажа. Особенно классные кадры, где «Поммерн» в шторме. Огромные волны в океане, закатывающиеся на палубу парусника
Посетили мы и музей, там не менее интересная и богатая информация о морских работягах.  Много моделей парусников под стеклом. Много опять же информации о моряках и рыбаках, много всякой судовой утвари тех лет.
Сделаны несколько помещений-копий судовых кают: капитана, старпома, старшего стюарда (он, оказывается, тоже числился офицером), модель судового камбуза с чугунной плитой.
А один из этажей музея сделан в виде навигационного мостика парусника тех времен в натуральную величину.
Городок летом весьма оживлен, много яхтенных путешественников и простых туристов,  ежегодно проводятся несколько фестивалей. При нас был очередной ежегодный  рок фестиваль скандинавских групп. В парке  за забором  размещалась летняя сцена, и столики для посетителей этого загона. На вход продавались билеты, хотя звучание музыки было слышно прекрасно и за забором. Послушать можно было и так без всякого билета. То есть билеты нужны были только для того, чтобы смотреть и слушать выступающих, сидя с пивом за столиком.
Недалеко от парка со сценой у местной школы, мы обнаружили памятник российской императрице Марии. Оказывается   название города переводится как гавань Марии и происходит от имени супруги императора России Александра II —Марии Александровны. Город был основан русскими в 1861 году  после войны со шведами. Несмотря на все последующие события Аландские острова остались автономной республикой в составе Финляндии, больше половины населения здесь разговаривают на шведском и на мачтах прибывших яхт красуется не белый с синим крестом флаг Финляндии, а разноцветный  флаг Аландских островов.
На следующий день в парке прямо рядом с музейным парусником проводилась выставка ретроавтомобилей  Среди сосен сверкали хромированные красавцы, года рождения, начиная с  шестидесятых.  Выставку обнесли обычной лентой, под которую можно было свободно подлезть. Вход стоил 5 евро, и мы как добропорядочные иностранцы тоже заплатили кровные, хотя у меня и проскакивала  упорная мысль бывшего жителя соцреализма, чего бы на халяву-то не пролезть под лентой.
Авто стояли разных марок, и возраста.  В основном все любовно ухожены, у некоторых даже открыты капоты, типа посмотрите на то, как все красиво восстановлено. Накануне, предыдущим днём,  мы видели нескольких из них на улицах города, и не могли понять, чего в таком заштатном городишке столько старинных машин передвигается.
Привлек внимание полугрузовичек с родимыми буквами ЗИЛ . В кузове у него лежали зелёные  ящики с надписями на русском, издалека похожие на снарядные. Да и в кабине у руля лежала пулеметная лента.  И, по всей видимости, финнам очень нравится слово Сибирь, которым украшалась кабина грузовика.
Общее впечатление: красивый, спокойный, немноголюдный, тихий городок. Ещё интереснее прогуляться по пешеходным маршрутам вокруг городка. Они проходят вдоль самых живописных мест Мариенхамна, по берегам и заливчикам полуострова. И одна из фишек отдыха на Аландских островах – это изумительная рыбалка, эти места славятся охотой на окуня.
Днём мы  посетили магазин, затарили две тележки еды. Пока Даня с Валюхой закупались, я пошёл в центр городка поймать такси. Вчера, вроде, видел стоянку такси у парка,  где проходил рок-концерт. Но это было вчера, а сегодня не нашел никаких машин. Простое решение – напрашивающееся с самого начала, попросил, (как меня уже научили за время путешествия) заказать такси работников магазина. Такси прибыло через пять минут, еще минут десять и десять евро в денежном исчислении такси ждало, пока Даня с Валюхой закончат и выйдут к нам. Ехали пять минут, стоимость доставки получилась 25 евро, водитель извиняюще сказал:
— Мы же долго стояли.
Вот такое «извините», что так дороговато получается.






 
*Стоянка для яхт, марина  — специально оборудованная стоянка для яхт, катеров и других маломерных судов, на которой экипажам предоставляются различные услуги.
Как правило, марины обустраиваются в регионах, где развит яхтенный туризм.
Помимо причала, марина может предоставлять различные услуги: сервисные службы (душ, туалет), эллинги, подъёмники, ремонтные мастерские, заправка яхты топливом, водой, подключение к электросети, доступ в Интернет. В марине могут располагаться магазины и рестораны.




Продолжение следует
http://www.proza.ru/2020/02/17/157