Генерал ГРУ Поляков - крот ФБР и ЦРУ

Кросс Роуд
 

Этот крот за свою двадцатипятилетнюю предательскую деятельность на иностранные разведки выдал ФБР и ЦРУ свыше полутора тысяч агентов ГРУ.
А на сотрудничество с западными спецслужбами генерала Полякова подтолкнула смерть его  сына. 

Главное разведывательное управление "пожалело" деньги на операцию ребенку, и это стало для Дмитрия Федоровича фатальным ударом.

Поляков был в разведке еще с войны.
Начало карьеры будущего предателя было вполне успешным. После окончания  школы он учился в артиллерийском училище  и, затем, воевал с первого дня Великой Отечественной войны.  Судя по орденам Отечественной войны и Красной Звезды, воевал  достойно.
Последнее место службы во время войны — разведотделение штаба армии. Звание - майор.
В 1942 году вступил в партию.

После войны  учился в Академии имени Фрунзе, на курсах Генштаба, после чего его направили в ГРУ.

До 60-х годов, уже офицером Главного разведывательного управления, работал в Америке в представительстве Советского Союза в Военно-штабном комитете Организации Объединенных Наций.

И вот - семейное несчастье - у него заболел трехмесячный сын, и мальчику было  необходимо  делать срочную операцию. А по тем временам она стоила  400 долларов.
Не имея такой суммы, Дмитрий Федорович хотел было занять ее у резидента ГРУ И. А. Склярова. Но тот, связавшись с Центром, получил  отказ.

Мальчик в результате умер.
Историки спецслужб считают, что ярый сталинист Поляков давно хотел насолить режиму Хрущева, развенчавшего культ  Сталина, а смерть сына только катализировала процесс предательства.


Посмотрим кого и кому Поляков  сдавал:

свой первый шаг к предательству он  сделал в ноябре 1961 года, выйдя на офицера ФБР с предложением о сотрудничестве. (Такие предатели называются "инициативники").
К тому времени он уже  был заместителем резидента ГРУ по нелегальной работе в Америке. Это - просто находка для ФБР. Подарок!

Сначала Поляков сдал внутренней разведке США несколько шифровальщиков, работавших под прикрытием в советских представительствах в Америке и получил  оперативный псевдоним "Tophat" ("Цилиндр").
Через две недели после первого контакта с ФБР состоялся второй, более "продуктивный" — Поляков сдал почти 50 своих коллег и агентов КГБ, действовавших в США.

А затем крот  "сливал"  информацию о нелегалах советской разведки, подсказывал, кого из них можно завербовать. Передавал секретные документы, которые впоследствии использовались в качестве учебных пособий в ФБР.

Прошёл почти год и с июня 1962 года он  стал сотрудничать с ЦРУ, получив новый псевдоним -  "Двойной Бурбон" - (Американский солодовый виски).

Тем временем его карьера в ГРУ стремительно росла. Он  курировал разведывательные аппараты спецслужбы в Нью-Йорке и Вашингтоне.
А бывая в Москве, передавал секретные документы и ценные сведения через тайники. В частности, способствовал переправке в  США телефонных справочников  Генштаба и своей собственной организации.

Но однажды случилось непредвиденное. Одна из американских газет  рассказала о суде над теми, кого выдал Поляков и  упомянула о нем самом.  И его тут же перестали пускать в Америку.

В дальнейшем крот занимался организацией и контролем резидентур на афро-азиатском направлении, в 70-х годах работал в Индии, одно время  преподавал в Военно-дипломатической академии.

Выйдя на пенсию в 1980 году, Поляков продолжал работать в кадровом управлении ГРУ в качестве вольнонаемного и на протяжении еще 6 лет не прекращал исправно поставлять ЦРУ секретную информацию, к которой и теперь имел доступ.

Раскрыть его удалось уже только при помощи одного из  американских кротов из ЦРУ, завербованного советской разведкой.
В июле 1986 года Полякова арестовали, судили и приговорили к высшей мере наказания. Весной  1988 года крот был расстрелян. 

В мае того же года за Полякова  Горбачева просил сам Рейган. Но президент США опоздал на два месяца.
А то,...не исключено, что Горбачёв бы  отдал американцем этого крота.

Подсчитано, что за четверть века своего предательства Поляков передал западной разведке (в общей сложности) свыше 20 ящиков с секретными документами и сдал более 1500 агентов советских спецслужб.

Что тут можно добавить?
В разведке случается разное. Есть примеры героизма и самопожертвования...Бепримерного мужества.
Но есть и примеры предательств.
Хотя они и не являются массовыми и не принижают роль и престиж этой сложной и почётной службы.
 
А. Домин
16.02.2020