О Русской Музе - царевне и царице

Елена Шувалова
      Зачем нужны были Пушкину эти метаморфозы? Отчего русской Музой, Музой русской Поэзии (и вообще литературы) должна была стать именно дочь Петра Великого?.. Частично мы уже ответили выше на эти вопросы. Пётр создал новую Россию, в которую вошла европейская культура. При Петре в сознание русских людей вошли античные боги. Елизавету называли Афродитой за её божественную красоту. Но – её называли и Русской Богородицей! Хотя называли сектанты, хлысты, - и всё же – называли!

    Пушкин первый выявил русскую Музу. Это – не Афродита! Хотя сначала и Пушкину она виделась античной богиней любви… Но – нет. Русская Муза – это Дева Мария. Богородица. Целомудренная любовь. Жертвенная. Горькая. Праведная. Татьяна Ларина.
 
    Татьяна показана в романе сначала на фоне своей сестры – «венерического» типа – «глаза... голубые, улыбка, локоны льняные», потом – на фоне «мраморной» Нины Воронской – Клеопатры (читайте – Венеры) – Невы. Но если в отношении сестры Таня ещё проигрывала с своею «бледною красой», то повзрослевшая Татьяна становится вровень и чуть ли не прекраснее первой красавицы Петербурга: «Нина мраморной красою затмить соседку не могла, Хоть ослепительна была»!

    А центральная сцена романа – именины Татьяны, - приходится и на День открытия Университета, - наводя мысль на  Указ, подписанный Елизаветой Петровной именно в этот день.* В этом всё дело: героиня – Татьяна именно по этому дню. Таким образом, она связана с Елизаветой этим днём и самой идеей Просвещения.
   Просвещение же для зрелого Пушкина – это, прежде всего, проповедь Евангелия. **  И главным женским образом, идеалом Пушкина становится «Матерь Господа Христа», - может быть, - с тех пор, как он увидел юную Наташу Гончарову, после чего и написал свою «Легенду». Идея чистоты, которая выше красоты, прекраснее её, - вот идеал Русской Музы. И этот идеал должен быть «на троне», должен царить. Потому она не только «девица», но – «Царь-  ». Это и отсылка к народной русской Царь-девице, для которой честь была превыше всего и которая оберегала её от всех «претендентов». Но это – и отсылка к Царице Небесной.

    Пушкину важно было указать царское место собственной Музы, которая и вообще – Русская Муза. Это место – выше земного царя и вообще любого правителя, - за исключением Петра Великого.    Пушкин воспринял эту Красоту непосредственно от Петра – поэтому те года, что отделяют Поэта от него, как бы уничтожаются. Все те цари и царствования свариваются в котле с кипящим молоком. И что это за котёл как ни аналог небесной «чаши» с Млечным путём из звезд?..



Не закончено. Продолжение следует.

   
   

   
   
   




*Все знают, но ещё раз повторю: потому что мать основателя университета – И.И. Шувалова – звали Татьяной. Это были её именины.
**«Есть средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедание Евангелия…». / А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум.