Остров Патмос - место силы

Алифтина Павловна Попова
   Люблю путешествовать. За свои неполные восемьдесят лет посетила более 100 городов СССР, видела Тихий океан, Чёрное море и  Балтийское, Азовское море и Каспийское. Мы с мужем ездили на Байкал, на Телецкое озеро, отдыхали на берегу озера Учум, купались в озере Шира. Я путешествовала по Алтаю, ходила по тропам Кавказских гор и  Крыма, видела Уральские горы, Саяны, Кузнецкий Алатау, горы Горной Шории и хребты Забайкалья. Верно, сказано, что путешествие расширяет кругозор и делает внутренний мир человека богаче и краше.

   Я родилась 20 мая 1941 года в селе Паутово Алтайского края. С 1972 года  живу в Кузбассе, но мой мысленный взор всегда направлен на мою малую родину, на Алтай. Когда летом отдыхаю в санатории, в Белокурихе, то выбираю день для поездки в одно из незнакомых мне мест. Даже небольшое село, порой имеет богатую историю. После путешествий пишу репортажи, загружаю их на литературный портал Проза.ру. Хочу, чтобы больше людей узнали о красотах Алтая и о событиях, проходивших на его земле.

   В июле 2009 года были интересные поездки по Алтаю, когда отдыхала в санатории «Алтайский Замок». Вместе с другими курортниками ездила в Чемал по Чуйскому тракту. Я любовалась из окна автобуса красотой причудливых гор, бурными потоками алтайских рек. Водитель делал остановки в больших населённых пунктах. Экскурсовод Людмила Миняйлова знакомила нас с их историей и рассказывала о жизни народов, населяющих эти места.
 
   Из её рассказа мы узнали о том, кто проектировал дорогу и,  кто прокладывал Чуйский тракт. Поразило то, что прокладывали его только зеки в присутствии военных, охранявших их. От голода и непосильного труда полегло их тут очень много, и покоятся их тела по обочинам дороги в большом количестве. Уже в наше время тракт был покрыт хорошим асфальтом до границы с Монголией. Водители, прибавляя скорость машине, мчатся по Чуйскому тракту и не задумываются, благодаря кому имеют такую возможность. 

   Из рассказа экскурсовода мы узнали о людях, проживавших в давние времена в этих местах. С согласия коренного населения в Чемал приехали 30 крестьянских семей из Смоленской волости Бийского уезда. В 1849 году в поселении был образован миссионерский стан, который с этого времени контролировал развитие Чемала. Благодаря хорошему климату, село стало известно как курорт. В 1930-х годах в Чемале был основан правительственный курорт, при участии жены М. И. Калинина,  Екатерины Ивановны. Она жила здесь в 1931 — 1935 годах.
 
  Проезжая по мосту через Катунь мы видели здание алтайской здравницы, в которой в детские годы врачи санатория лечили  ногу Валерия Золотухина. Здесь он пошёл в первый класс и в санатории учился три года. В родное село вернулся, когда пошёл уже в четвёртый класс. Об этом он рассказывал  позднее в одном из интервью. А мои детские годы тоже проходили в Быстром Истоке. Мы с ним ходили в один и тот же детский сад, к которому была пристроена открытая веранда.  Мальчики бегали по ней, Валера упал и сильно поранил ногу.
 
   Чемал встретил нас прекрасной погодой.  Все вышли из автобуса, и экскурсовод  повела по достопримечательным местам, рассказывая на ходу о Чемале. «Это село в Республике Алтай основано в 1842 году. Расположено на правом берегу Катуни, при впадении в неё реки Чемал. Село находится в относительно широкой долине, окружённой отрогами хребта Иолго».Уже издали заметили небольшой скалистый островок. Это – Патмос. Мы были очарованы его видом. На фоне живописных гор возвышался деревянный храм, занимавший почти всю площадь острова, омываемого со всех сторон зелёными водами красавицы Катуни. Над бурным водным потоком перекинут подвесной мост. «Он появился здесь в конце 90-х годов, благодаря спонсорской помощи В. Н. Павлова – фотохудожника из Москвы» – просветила экскурсовод.

  Экскурсанты, приехавшие в Чемал раньше нас, уже посетили храм и стояли на противоположном берегу, ожидая своей очереди, чтобы по одному пройти по подвесному мосту. Мост пружинил под ногами и раскачивался из стороны в сторону, поэтому все шли осторожно и в большом напряжении. Таким же образом, мы прошли на другой берег. В храме послушница предложила женщинам надеть платки и юбки, которые стопкой лежали у входа. Она рассказала о Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, перед образом которой и я в молитве вознесла благодарность Богу. Вернулись по шаткому подвесному мосту на другой берег, и  экскурсовод повела группу на Чемальскую ГЭС, посмотрели водохранилище, наблюдали, как смельчаки скатывались на «тарзанке» с одного берега на другой, рядом с плотиной ГЭС.
 
   А потом был обратный путь в Белокуриху. Вдали синели Алтайские горы. Снежные вершины видны издалека, был ясный день. Это – Катунские белки. Из-под ледников вытекает горная  река Катунь. С множеством притоков выбегает она из Алтайских ущелий, с шумом и грохотом течет среди каменистых берегов, переворачивая и обтачивая гальку и размывая мягкую породу. Река напоминает о своём строптивом нраве локальными порогами и шиверами. В 2-х км ниже Чемала после поворота налево впереди встаёт спина гигантского динозавра – ряд скал, стоящих гребнем почти вдоль реки. В промежутках между зубьями Катунь падает водопадными сливами.

   Пробежав около семисот  километров, она сливается с Бией. Здесь, не желая уступать одна другой первенства, обе теряют свои имена. Река, образованная их слиянием, называется Обью. И ширина в этом месте составляет около двух километров. Бия – спокойная красавица, вода в ней прозрачная,  кристально чистая и мягкая. Она вытекает из большого и глубокого Телецкого озера.

   Я наблюдала неоднократно при поездке в Бийск  из Акутихи и обратно  пароходом «Зюйд»,  как в левой, Катунской половине Оби, вода белая, потому что насыщена мелкой взвесью, которая долго не оседает на дно, и зеленоватая вода Бии текут рядом, не смешиваясь, многие километры.

    Экскурсовод Людмила Миняйлова, чтобы экскурсанты не скучали в автобусе, читала вслух свои стихи, посвященные красотам Алтая. Потом она  спела несколько песенок под шум мотора автобуса. Обратный путь длился не один час, поэтому она успела рассказать нам о том, почему едет каждый раз из Белокурихи с экскурсантами в Чемал. Оказалось, что это место связано с жизнью и деятельностью Святителя Макария Алтайского.  Я знала о том, что Макарий был Митрополитом Московским и Коломенским. О том, что его служение Богу началось на Алтае, в маленьком поселении, в Чемале, стало открытием не только для меня, но и для других слушателей.

  Из её рассказа помню, что на Алтай он ушёл служить делу проповеди Евангелия после окончания Духовной Семинарии. В Чемал иеромонах Макарий (Невский) прибыл в 1861 году. Чтобы общаться с местными жителями выучил здесь алтайский язык. То на лодке по Катуни, то верхом на коне объезжал Макарий поселения алтайцев с проповедью о едином Боге, о сотворении мира, о назначении человека. Лечил больных, исповедовал, крестил, заботился о школах, писал исповедальные записки, метрики, вёл разные журналы. Из еды у него кроме сухарей и чая ничего не было во время поездок. В трудные моменты он уединялся на остров Патмос для молитвы. Чистая энергия земли создала здесь место  духовной силы,  настраивающей на другую жизнь, более чистую, справедливую, построенную по законам правды и доброты.

  Я считаю, что Патмос – это особое место силы и связано оно с жизнью и деятельностью Святителя Макария Алтайского. На протяжении всей своей жизни, куда бы и на какую бы высоту ни поставил его промысел Божий, Макарий всегда стремился в родной для него Чемал, чтобы уединится на любимом Патмосе. В 1912 году указом императора Николая Александровича архиепископ Томский Макарий был назначен на Московскую кафедру с возведением его в сан Митрополита Московского и Коломенского.
 
  Экскурсанты внимательно слушали рассказ Людмилы Миняйловой. Повезло нам с экскурсоводом. Живёт в Белокурихе. Двадцать два года сознательной жизни жила в городе Уч-Кудуке. А в 1990 году в связи с началом миграции русских из Средней Азии, приехала в Белокуриху. И, как оказалось, Алтай – это родина её предков. Из окон автобуса были видны в предгорьях Алтайских гор  упитанные стада коров. Возвращались мы из Чемала по дороге, петлявшей между холмов, на которых с одной стороны белела цветущая гречиха, а с другой стороны дороги колосилась золотистая пшеница, и овёс тоже рос здесь.  Это мы ехали уже по равнинным полям Алтайского края.  Поля стояли чистые, без сорняков. И это заслуга алтайских землепашцев и хлеборобов. Это значит, что будет работа у хлебопёков, а у людей будет хлеб. Спасибо за ваш труд, хлеборобы!

Фото автора. Остров Патмос в Чемале.