Личности Слуг Божьих. Хазрат Инайят Хан

Ладомир Родумилов
Мои благословенные Мюриды,

Я хотел бы побеседовать на тему личностей слуг Божьих на пути Истины. Когда мы думаем о многих великих учителях человечества, которые  даже по сей день имеют в этом мире миллионы последователей их учений, так продолжается в течение тысяч лет, несмотря на постоянно меняющееся качество человеческой натуры, несмотря на любовь к новизне – брать одну вещь и отбрасывать другую, несмотря на все это, их учения были переданы через века и сохранились в почтении и уважении даже до сих пор.

Подумайте об учение Заратустры, что последователи Зороастризма покинули свою страну и забыли их исконный язык на многие годы; и если у них есть какие-либо признаки этого, то это в форме, словах Заратустры, которые они до сих пор хранят. Они не знают ничего от своего происхождения, кроме этой одной вещи – учения Заратустры, которое было дано для их душ. Брахманы хранят в почтении и почете их Гаятри Веданты и слова Кришны. И вы можете представить, в какой степени они это ценят, если могут построить храм или святилище, чтобы хранить маленькую книгу Кришны. Говоря о Магометанах, никто не  может представить, как призыв слов Пророка влияет на мусульман.

 Мусульманин не может читать Суру Корана без того, чтобы не проливать неудержимо слез. Он никогда не может услышать имя Пророка без того, чтобы быть глубоко тронутым этим. И если мы поразмыслим немного об этом с нейтральной точки зрения, и спросим себя: Это учение настолько ценное, или это что-то другое,  что удерживает их столько тысяч лет? С ученой точки зрения, с литературной точки зрения, им не хватает того, чего сегодня ожидает человек.



Следовательно, как книга поэзии, как книги прозы, как научная книга, технические теории, как философская книга, человек не может быть похожим на такие книги сегодня. И в то же время многие великие поэты, философы и ученые написали свои книги, и они не были одобрены, и их книги исчезли, и им тысячу раз противоречили, и им будут противоречить снова, и снова, и снова. И если кто-то видит, была ли за этим какая-то сила, что они оставили в форме книги, писания, то это было не только учение. Именно магия их личности произвела впечатление на земле, которое земля хранит, и будет хранить вечно. Их личность была спроецирована на небо, что отражает это постоянно, даже если прошли тысячи лет.

   И мы на земле с нашей ограниченной концепцией своих и чужих жизней различаем их как «мое» и «твое»; принимаем одно и отвергаем другое. Если перед христианином  много бы говорили о Будде, он бы сомневался. Прежде всего, он будет отрицать, затем игнорировать, если бы он был очень справедливым. И если буддисту говорилось бы о той же вещи, у него будет та же идея или, возможно, больше. Потому что они самые преданные. Когда перед евреем вы будете говорить о Мухаммеде,  сравнивая с Моисеем, он будет в ужасе. Он поднимется с мечом: «Как ты смеешь говорить, что эти две личности могут быть одним и тем же или равными!» Разница для него будет как между ложью и правдой. Одно истина - другое ложь. Мое мнение правильное, ваше ложное»

Это было состоянием мира во все времена, и такое же положение дел в мире сегодня. Но как бы много мы ни думали о том, что можем достигнуть прогресса без религии – это невозможно. Такой прогресс всегда окажется фатальным. Когда имеет место внешний прогресс и отсутствие внутреннего продвижения, то это не полный успех. Мы не можем прогрессировать, не подняв религиозный идеал. И когда дело доходит до того, чтобы его поднять, тогда человек может сказать: «Да, я подниму мой религиозный идеал в моей собственной вере». Что ж, это то, что они подняли уже в прошлом, и все же они разделились.

И они всегда сражались во имя религии, злоупотребляя своей религией, и поступали неправильно по отношению друг к другу, будучи созданиями того же Бога. И если мы пойдем еще глубже, то обнаружим, что их учения не очень сильно отличаются, а если и есть различие, то это отличие в терминологии или в том способе как люди ее понимали. Они давали руководство для того времени и до того момента, когда должно было быть дано еще одно такое Послание. Поэтому различие не в учении. И когда мы обнаруживаем отличие, то это потому, что мы хотим его найти. То, что мы хотим найти, то и обнаруживаем. Когда мы хотим найти недостаток, то мы можем придраться даже к лучшему человеку, а когда мы хотим найти что-то хорошее, то обнаружим это даже у самого худшего человека.

Теперь обратимся к личностям. Если Соломон был королем и Будда был нищим, если Моисей ездил верхом и Муххамад сидел на верблюде, это мало что меняет. Когда человек судит личности, он делает это в соответствии со своими идеями. У каждого человека есть набор своих идей и будет тысяча суждений об одной личности. И когда вы проследите легенды и истории о жизнях, то иногда они будут вписываться в ваши идеи, а иногда нет. Иногда вы слышите их от их злейших врагов, а иногда от лучших друзей, а временами это приходит в такой поэтической форме, что вы не можете себе помыслить, что такой человек в действительности когда-то существовал. И в другое время, когда вы слышите их от оппонента, вы думаете, что это был самый плохой человек, о ком только можно было подумать.

Чем больше мы будем расширять наши идеи, тем больше мы будет видеть широкий мир. Чем больше мы будем изучать жизнь, тем лучше мы будем видеть тот факт, что мы не можем отделить эти высокие личности от того, что говорит история. Если человек, смотрящий на это благосклонно, говорит: «Это лучшая личность в мире, Бог никогда не смог бы создать другую подобную ей». Другой скажет «Это был сын Божий». Третий добавит, что это был Сам Господь. Но эти различия относятся к каждому человеку, в соответствии с тем как он думает, как он это понимает. На самом деле, когда мы видим то, что стоит за этим, мы видим божественную магию, божественную личность, которая нанесла прямой удар по очень многим и косвенно тем, кто не был поражен напрямую.

И те, кто приходит к пониманию своего конкретного спасителя, мастера, учителя до конца, они пришли к тому, что забыли это внешнее различие учителя, распознавая то, что за этим – Божественную Личность, которая Одна и та же,  будь то в прошлом, настоящем или будущем. Поэтому не удивляйтесь, если суфий признает эту личность и называет эту личность именем, которому он мог научиться, возможно, от родителей, в его семье, как великий идеал религии, и дает той же личности все другие признанные имена которые другие люди узнают таким же образом. Он дает той же личности эти имена; это естественно.

Было время, когда короля так идеализировали, что наделяли его титулом всех героев и королей, которые существовали в истории, признавая в этом конкретном короле величие, которое признают другие люди в их королях. Но тогда вы можете сказать, что это делает наш идеал идеалом других. Что это означает? Все это объединяет вас с другими, и другие едины с вами. Если так и продолжится, что миллионы и миллионы людей разделены как сейчас, одни как последователи одной религии, другие как верующие другой религии, в таком случае никогда не наступит настоящего духовного единства среди людей. Они должны объединиться в своем идеале. Но вы можете возразить, разве мы не можем объединиться в Боге? Да, в Боге мы можем объединиться.

Но мы не объединяемся в Боге. Бог для нас в абстрактном; мы хотим объединяться вокруг личности. И эта личность, видимая в ее реальности, скрывается за завесой имен и форм, известных различным вероучениям. Если Суфийское Послание несет Саум и Салат, чтобы оно было дано в мире одинаково для Мусульман, Христиан, Буддистов и для Индуистов, так, чтобы они могли стоять в собрании плечо к плечу в молитве Богу и, не упуская имя их учителя, однажды они пробудятся к правде, они автоматически придут к идее, что та личность, которая по-настоящему божественна обладает всеми этими именами и еще большим количеством имен, которые когда-либо могли быть известными. Поэтому однажды был спор с мюридом, который сказал: «Есть те, кто могут выдержать молоко и другие, кто может выдержать вино; и есть те, кто может прочесть Саум и Салат, и есть еще другие, кто, возможно, имеет предвзятое отношение к одному имени или другому.

Что можно для них сделать? Вам придется все время сталкиваться с тем доводом, который я вам привел, также, как я сталкиваюсь с этой трудностью постоянно. На первом месте, чувствуя предубеждение этого человека, вы будете держать его в обратном направлении от Суфийского пути. Единственным объектом этого пути является единство. Но споря с ним слишком много, вы будете только противодействовать ему. Следовательно, в индивидуальном случае, так как Суфизм является свободой мысли, вы оставите выбор за этим человеком. Тем не менее, мои работники и мюриды запомнят, что Саум и Салат являются всем зданием позиции суфийского учения. И если это не имеет основания для объединения всех различных конфессий, это здание не будет опираться на частичные и разделенные идеалы. Оно хочет прочного фундамента, так как это не является вопросом конкретной теории, предположения или доктрины. Это вопрос объединения рас и наций людей, кто разделен в своей вере. Ни в моральных принципах, ни в философской основе, ни в истине, только с точки зрения различных личностей как их лидеров.   

Запомните, мои мюриды, вместе с тем, что ваша задача, заключающаяся в поддержании этого идеала, будет очень трудной из-за пионерской работы, и при нашем таком небольшом количестве.  Но разве мог кто-либо вырасти, не будучи когда-то младенцем - человеком или движением. Все вырастает как что-то маленькое, потом оно развивается до такой ширины и до такой высоты, которая предназначена для этого. Что для нас необходимо, так это терпеливое доверие и постоянная работа по продвижению Послания.

  И теперь мы подходим к вопросу двух точек зрения, которые демонстрируют работники Суфийского Послания. Одни придерживаются следующего мнения, что что-то, что имеет священную природу, обладает некоторой ценностью и важностью, должно быть скрытым, и должно приноситься медленно и вдумчиво и с очень большим вниманием к человечеству. В противном случае оно может быть испорчено и сломано. Но есть и другие, кто говорит: «То, что мы ценим, то, что мы считаем важным должно распространяться, должно быть доведено до общественности. Какое это имеет значение, если они верят в это, разве этого не достаточно?»  В обеих этих тенденциях есть что-то правильное и неправильное. Правильно в этой тенденции, которую мы должны медленно и тихо приносить миру, что мы никогда не сможем быть достаточно тактичными и внимательными, чтобы принести что-то деликатное и священное, что принадлежит внутренней истине. Но мы не правы, думая, что это может быть разрушено.

       То, что может быть сломано - не может быть правдой. То, что является Истинной, никогда не может быть разрушено, поэтому им не нужно бояться, что она будет разрушена. Если она тысячи раз будет сломана, то тысячи раз она будет исправлена снова. Она появится, она не может быть срезана. Древо истины никогда не может быть срублено. И поэтому мужество должно быть таким, что «Если бы все были против меня, я все равно смогу это осуществить».  Я не опасаюсь, что это что-то хрупкое, что может быть сломано. Нет, природа этого такова, что если оно будет разрушено, то оно и будет создано опять. Символом этого может служить Феникс, который сгорая, образует яйцо феникса, из которого он вновь появляется. 

          Только тогда работник сможет продолжать продвижение Послания, когда он будет иметь эту веру. Независимо от того, какая трудность приходит и сметает ее, Послание не исчезнет. Это должно быть дано, и будет дано.  И ничего не сможет его разрушить. Только потеря будет со стороны работника, который, несмотря на всю свою добрую волю, потеряет эту возможность, когда что-то можно было сделать для Послания. Но опасаясь, что, возможно, это не будет правильным, он теряет возможность служить Делу.

      И ошибка, когда человек говорит: «Да, это должно быть сделано», заключается в следующем: когда он нетерпелив, когда из-за своей любви и преданности Делу он думает, что все распространение и завершение работы,  все это должно быть сделано сегодня. Он не знает - как восторженный ребенок, он полон энтузиазма, но он не знает - что для достижения определенного результата требуется время. И это нечто, реальный результат этого, дальше, чем время, которое мы можем ожидать. Хотя каждый день есть результат, проявляющийся в той или иной форме.  

        Поэтому мы должны быть с этим терпеливы, трудиться и никогда не беспокоиться о результатах. Мы должны трудиться ради самого труда. Затем, конечно, во внешней работе если человек уговаривает своего друга и своего соседа и своих знакомых: « Идите сюда, слушайте это, берите это, верьте этому, следуйте этому» - он сводит человека с ума. Ибо это требует большой деликатности, большого такта и мастерства. Касательно тех людей, которые сегодня являются великими работниками в Суфийском Движении, если бы они не имели дело с должным тактом и вниманием, они бы даже не пришли в Движение. Сегодня они являются великими работниками.

       И теперь возникает вопрос: «Тогда какому курсу лучше следовать?» И моим ответом будет: « Тот курс, который подходит для вашего индивидуального Я. Если вы чувствуете смелость, что работа должна распространяться, вы тактично пройдете этим курсом; но не вините другого, у кого есть другая склонность. И тот, кто скажет: «Я пойду медленно, я сдержу это», если этот человек попытается сделать все возможное таким образом, даже это имеет какую-то ценность. Если мы не будем убеждать друг друга в своих принципах, тогда мы сможем следовать своему собственному пути в Деле. Только каждый из нас должен запомнить во время своей работы на Дело, что жизнь – это возможность. Да благословит вас Бог.

Да благословит вас Бог.

«Послания». Хазрат Инайят Хан.

Личности Слуг Божьих 14 Июля 1925 года