Пушкин в моей жизни

Наталья Катаева-Вергес
    Когда я впервые узнала о Пушкине? Не помню. Может быть, когда услышала присказки бабушки: «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт». Или когда родители купили диафильм «Сказка о попе и его работнике Балде». А возможно, после того, как в нашем доме появилась книга «Сказка о царе Салтане». Ах, как складно да ладно звучали строчки, написанные поэтом…
         «Три девицы под окном
         Пряли поздно вечерком»…
    А может быть, это произошло в 1963 году, когда мама купила книгу Арнольда Гессена «Набережная Мойки, 12».
    Я рассматривала книгу с чёрно-белыми картинками, и мне было скучно, я побежала за карандашами, но мама сказала, что это не альбом для раскрашивания.
    Конечно, больше всего меня интересовали книжки с цветными картинками, и поэтому я быстро потеряла интерес к взрослой книге. Правда, однажды я всё-таки взяла её, и на одной из страниц, увидев портрет композитора Глинки, стёрла его лицо. Ну не понравилось оно мне… Много лет спустя, я, конечно, сожалела об этом поступке, но ничего поделать уже было нельзя.
     На уроках литературы мы знакомились уже не со сказками Пушкина, а с более серьёзными произведениями: изучали «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку». 
     Однажды в журнале «Пионер» я прочитала статью о дуэли Пушкина и сохранила её, а когда преподавала биологию, то каждый год 8 февраля зачитывала ученикам. Благо, что тема «Кровь и кровообращение» позволяла это затронуть… Ребята слушали внимательно, и сожалели о том, что медицина в те времена была бессильна, и Пушкина спасти не удалось.
    Когда на уроках генетики мы с учениками изучали, как передаются наследственные признаки, то рассматривали портреты предков и потомков Пушкина.
   Сохранилось несколько изображений поэта. Ранние портреты были написаны Ксавье де Местром (1800-1802 гг.) и С. Г. Чириковым (1810 г). А в 1822 году читатели поэмы «Кавказский пленник» увидели первое изображение Пушкина. Это была гравюра, выполненная Егором Гейтманом.
   Сохранились портреты 1826 года, которые выполнили Иосиф Евстафий Вивьен де Шатобрен и Ж.Вивьен.
    В 1827 году художниками О. Кипренским и В.Тропининым были написаны ещё два портрета Александра Сергеевича. Увидев своё изображение в исполнении Ореста Кипренского, поэт написал: «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». А вот те, кто видели этюд В.Тропинина, сделанный в первые дни работы над портретом Пушкина, говорили, что именно он точно передаёт облик поэта.
    В 1828 году портрет Пушкина выполнил Густав Адольф Гиппиус, а также сохранился портрет 1831 года в исполнении неизвестного художника.
    В 1836-1837 гг. портреты поэта были написаны П.Ф. Соколовым, Иваном Логиновичем Линевым и Томасом Райтом.
    - Ах, как обидно, - сетовала я, - что в те времена ещё не делали фотографические снимки.
   Третий год я учу детей географии, и как искренне радуюсь, что в учебниках встречаются строки поэта. В 8 классе «Мороз и солнце, день чудесный! - при изучении темы: «Циклоны и антициклоны», а в 9 классе, рассказывая об особенностях природы Европейского Северо-Запада, читаю строки из IV главы «Евгения Онегина».
       Но наше северное лето,
       Карикатура южных зим,
       Мелькнет и нет: известно это,
       Хоть мы признаться не хотим…
  Как хочется, чтобы ученики интересовались жизнью и творчеством поэта, чтобы узнали о его путешествиях, о том, в каких местах он побывал, и как это отражено в творчестве.
   Четыре раза я отдыхала в Крыму, и всегда с трепетом думала о том, что хожу по тем же местам, где был поэт. Скоро начнём в 9 классе изучать Крым, и нужно обязательно рассказать ребятам о том, где побывал Пушкин!
   Как обидно, что я поверхностно знаю творчество Пушкина, на всё времени не хватает. Но когда выдаётся свободная минутка, то беру в руки книгу, которую когда-то давно купила мама, и перелистываю её…

P. S.
Буяном в древнерусском языке именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море.
Кстати, остров Буян, на самом деле существует: это остров архипелага Северная Земля (архипелаг был открыт только в начале ХХ века).

На фото этюд Василия Тропинина