524 Второй бой нашей системы ПВО 04. 10. 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

524. Второй бой нашей системы ПВО. 4 октября 1973 года.

Сводка погоды: Четверг 4 октября 1973 года. Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Северное море. Шетландские острова. Остров Мейленд. Метеостанция «Леруик» (Великобритания, Шетландские острова, географические координаты: 60.133,-1.183, первое наблюдение: 01.10.1929, последнее наблюдение: 31.12.2019): максимальная температура воздуха – 11.0°C, минимальная – 9.0°C, средняя температура воздуха – 9.3°C. Скорость тихого ветра 1 м/с (1 балл по шкале Бофорта и 1 балл слабого ветрового волнения). Лёгкий ветерок сам по себе только слегка колышет наш походный флаг ВМФ СССР, но он красиво и гордо реет на ходу БПК «Свирепый» против этого ветерка. Даже удивительно, что позавчера над нами и мимо нас промчался короткий локальный атлантический циклон с сильным ветром. Сегодня вокруг БПК «Свирепый» слабое волнение моря. В морском районе Северного моря, где совершают свои перестроения в ордере корабли американо-натовской эскадры, лишь лёгкая рябь, высота волн 0,1 м, длина – 0,3 м. Эффективная температура (температура самоощущения человека на открытом воздухе) в Северном море – 8.4°C. Такая температура воздуха воспринимается моряками БПК «Свирепый» как комфортная. Несмотря на продолжение действия режима постоянной боевой готовности и тревоги, а также запрета выходить на верхнюю палубу, ДМБовские годки и некоторые годки украдкой выходят «на улицу» (так мы называли верхнюю палубу) и «на двор» (бак), чтобы подышать свежим воздухом, обменяться свежими новостями и осмотреться вокруг.

Сегодня в четверг 4 октября 1973 года солнце взошло в точке Северного моря с примерными координатами 54.2278, 3.3204 или 54°13;40; 3°19;13 в 09:53 утра по местному времени (05:53 по Гринвичу) и зайдёт за горизонт в 21:17 (17:17 по Гринвичу). Продолжительность светового дня сегодня – 11 часов 24 минуты. Истинный полдень (солнце в зените) в 15:35 по местному времени. Солнечная активность (СА, число Вольфа) – 45, магнитных бурь не будет. Для сравнения: 2 сентября 1973 года СА была – 129.

Новость, которую принёс в час ночи с 3 на 4 октября мой друг-годок Славка Евдокимов, конечно, потрясла меня, хотя эту новость всем мы, личный состав экипажа БПК «Свирепый», ждали каждое мгновение этих крайних дней нашей БС (боевой службы). «Неужели край?» - лихорадочно и трепеща от радостного ожидания, думал я, подтыкая под себя полы шинели и края байкового одеяла и ворочаясь на своей постели на поролоновом матраце, уложенном на холодную стальную палубу корабельной библиотеки между стеллажами с книгами. Теперь эта постель не казалась мне желанной и уютной. Мне теперь хотелось в тепло, в настоящую «земную» кровать, чтобы выспаться и поспать «по-человечески».

Не спалось. Я думал о том, что даже наш командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров тоже скучает по дому, по берегу, по ВМБ Балтийск. Вчерашняя подготовка большого отчёта о действиях «вражеской» эскадры кораблей ВМС США-НАТО, это явное завершение нашей БС, подведение итогов, составление отчёта о наших боевых действиях и результатах БС (боевой службы). Возможно, я ошибался, но мне так хотелось думать, что завтра, то есть уже сегодня, завершится наша БС, и мы пойдём домой…

Я всё никак не мог уснуть и ругал себя «последними словами»: «Распустил себя, чёрт тебя возьми! Командир ведь приказал выспаться, а ты не спишь! Впереди ещё большой день и неизвестно когда придёт корабль нам на смену! Да и придёт ли? Кроме нас, БПК «Свирепый», сейчас во всей Атлантике нет советских кораблей!». Я ошибался, не сильно, но ошибался, в Атлантическом океане, конечно, были советские боевые корабли, в первую очередь, корабли Краснознамённого Северного флота – 7-я оперативная (атлантическая) эскадра КСФ, созданная приказом ГК ВМФ СССР 18 января 1968 года.

«В состав 7-й оперативной эскадры были введены 170-я БЭМ, командир бригады капитан 2 ранга И. М. Капитанец, в составе эсминцев «Несокрушимый», «Скромный», «Московский комсомолец», «Сознательный», «Бывалый» и крейсера «Мурманск», командир капитан 1 ранга В. М. Гринчук, выведенного из состава 2-й дивизии противолодочных кораблей. 1 февраля 1968 года было сформировано управление 7-й оперативной эскадры КСФ, а 10 февраля в командование эскадрой вступил контр-адмирал Г.Е. Голота. Главным боевым противником 7 ОПЭСК в Атлантическом океане являлся 2-й оперативный флот ВМС США» (здесь и далее данные о 7-й ОПЭСК из книги Белова Геннадия Петровича «Атлантическая эскадра 1968–2005»).

В 1973 году в апреле проходило учение ВМФ СССР «Эльбрус», в котором участвовали БПК «Стройный» и БПК «Севастополь» 7 ОПЭСК. Цель учений – поиск и слежение за ПЛ и отработка организации нанесения ракетного удара по соединениям надводных кораблей противника. С 12 мая по 3 июня 1973 года оба корабля участвовали в учениях ВМФ СССР «Лагуна» в составе КПУГ (корабельной поисково-ударной группы).

С 11 по 31 мая 1973 года – БПК «Кронштадт» 7 ОПЭСК совместно с БПК «Адмирал Нахимов» участвовали в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ противника в заданном районе Северной Атлантики (учения ВМФ СССР «Лагуна»). 14 мая 1973 года в Норвежском море в 11 часов 30 минут корабли КПУГ получили контакт с ПЛ вероятного противника, которая активно уклонялась с применением средств ГПД. Слежение за ПЛ продолжалось до её ухода в территориальные воды Норвегии.

С 12 мая по 3 июня 1973 года – БПК «Адмирал Нахимов» 7 ОПЭСК нёс боевую службу в Норвежском море. 14 и 15 мая 1973 года экипаж вертолёта под командованием капитана Н. В. Гладнева, в составе капитана В. А. Хавруцкого и лейтенанта В. И. Строкова, обнаружил две иностранные ПЛ и осуществлял слежение за ними и наведение КПУГ. За 23 ходовых дня кораблем пройдено 7250 миль.

С 12 июня по 10 октября 1973 года – ЭМ «Скромный» 7 ОПЭСК был в одиночном плавании в Центральной и Южной Атлантике и осуществлял военное присутствие ВМФ СССР в Гвинее с заходом в Бисау.

29 сентября 1973 года после окончания среднего ремонта на СРЗ «Севморзавод» в г. Севастополе крейсер «Мурманск» 7 ОПЭСК вышел в море для перехода на СФ. Однако получает приказ о следовании в зону боевых действий в район Арабо-Израильского конфликта в Средиземном море. В зоне фактических боевых действий находился с 5 октября по 8 ноября 1973 г. и совместно с ЭМ «Сметливый» в составе КПУГ № 4 осуществлял непосредственное слежение за АВУ «Theodore Roozevelt» с задачей его уничтожения с началом боевых действий. За это время корабль выполнил артиллерийские стрельбы и боевые упражнения по ПВО, РЭП и минным постановкам.

С 22 марта по 24 ноября 1973 года исполнялась боевая служба БПК «Адмирал Исаков» 7 ОПЭСК в Центральной Атлантике, Средиземном и Карибском морях. Эта БС совершалась в отдельном плавании со старшим на борту командиром 120 бригады 7 ОПЭСК капитаном 1 ранга Л. Д. Рябцевым. На первом этапе с 12 по 29 мая КПУГ в составе БПК «Севастополь», «Адмирал Макаров», «Адмирал Исаков» участвовала в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ вероятного противника в заданном районе Северной Атлантики на учении ВМФ СССР «Лагуна». Была обнаружена иностранная ПЛ, а экипаж вертолета КА-25ПЛ майора А. И. Петрука и штурмана капитана Р. С. Суринта впервые выполнил ночную посадку на движущийся корабль. Во время поисковой операции кораблю было приказано перейти в Средиземное море и принять участие в противолодочной операции «Накат», проводимой под руководством адмирала Н. Н. Амелько. БПК «Адмирал Исаков» совместно с БПК «Красный Крым» и ПКР «Москва» обнаружили и длительно следили в Средиземном море за двумя подводными лодками ВМС США.

Правда, с 29 марта по 2 апреля 1973 года – БПК «Севастополь» 7 ОПЭСК находился с визитом в порту Алжир, а затем совершил заход в Касабланку, порт Аннаба, Танжер; с 12 июня по 10 октября 1973 года – ЭМ «Скромный» 7 ОПЭСК находился в порту Конакри (Гвинея), а с 4 августа по 15 октября 1973 года – БПК «Адмирал Исаков» 7 ОПЭСК совместно с БПК «Дерзкий» находились на Кубе и посетили с дружественным визитом порт Гавана. Таким образом, в Норвежском и Северном морях Северо-Восточной Атлантики во время проведения морских учений ВМС США-НАТО «Быстрое движение» («Rapid motion») из советских надводных боевых кораблей на БС (боевой службе) в непосредственном «боевом контакте» с эскадрой АУГ «вероятного противника» были только мы – БПК «Свирепый» 128 БРК 12 ДРК ДКБФ.

О предельном нетерпении всего экипажа БПК «Свирепый» в несении походной вахты в режиме постоянной боевой готовности №1 и постоянной боевой тревоги, свидетельствует тот факт, что, узнав о нашей смене у американо-натовской эскадры ВМС США-НАТО, мы почти полным ходом пошли навстречу боевому кораблю Краснознамённого Северного флота, тем более, что вся эта эскадра американо-натовской АУГ во главе с АУ «Джон Ф. Кеннеди» и крейсером «Ньюпорт Ньюс» тоже «сорвалась с места» и направилась обратно в открытое Северное море, на север. Так что теперь гонка преследования велась за БПК «Свирепый».

Погода была чудесная: лёгкий ветерок, отсутствие какого-либо значительного ветрового волнения на море, прохладная осенняя погода и чудесный чистый пьянящий морской воздух. Движение американо-натовской эскадры было нам по пути, потому что с каждым часом мы приближались к району Северного моря, из которого был кратчайший путь к нашей якорной стоянке у мыса Скаген, где мы должны были встретиться с судном снабжения, получить топливо, пресную воду и, самое главное, - почту, «курево» и свежие продукты (всё перечислено по степени важности и желания моряков).

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров не хотел, чтобы наша встреча с боевым кораблём Краснознамённого Северного флота произошла вблизи и в пределах визуальной видимости американо-натовской эскадры, поэтому мы спешили, но скорость хода БПК «Свирепый» не превышала скорости хода всей эскадры ВМС США-НАТО, так что нельзя было сказать, что мы от них «удираем». Однако командование эскадры «вероятного противника», видимо, решило, что это не так, что мы куда-то спешим и нас надо догнать…

4 октября в небе над БПК «Свирепый» вновь появились самолёты палубной авиации АУ «Джон Ф. Кеннеди» и патрульные противолодочные и разведывательные самолёты береговых баз стран НАТО. Патрульные самолёты привычно делали облёты нашего корабля, а палубные штурмовики и истребители-бомбардировщики А-7 «Корсар», А-6А «Интрудер» и F-4 «Фантом» вновь группами атаковали нас. Теперь была наша очередь отработать схему ПВО БПК «Свирепый» в реальной «боевой» обстановке в условиях реальной БС (боевой службы) в одиночном боевом походе в Северном море. Надеяться было не на кого, мы были одни против большой эскадры АУГ ВМС США-НАТО.

Несомненно, противовоздушная оборона (ПВО) ВМФ «является составной частью боевых действий при решении корабельными группировками (КГ) и отдельными надводными кораблями (НК) основных задач, к которым можно отнести как борьбу с группировками ВМС противника, нарушение океанских (морских) перевозок, высадку морских десантов и ведение борьбы с морскими десантами противника, так и оборону своих районов базирования, защиту судоходства и содействие в проведении боевых операций на приморских направлениях» (здесь и далее использованы данные из статьи генерального директора ОАО "РАТЕП" кандидата технических наук Владимира Байбакова «Формирование систем ПВО надводных кораблей», Источник: «Военно-промышленный курьер», №33 (149) от 30 августа 2006 г., https://www.vpk-news.ru/articles/5404).

Первой и основной особенностью реальной боевой, а не учебной, организации корабельной ПВО в реальном одиночном боевом походе на БС (боевой службе) является то, что интенсивность ударов средств воздушного нападения (СВН) «вероятного противника» очень высока. Воздушные атаки палубных штурмовиков, истребителей-бомбардировщиков и самолётов РЭБ комбинированным способом осуществляются при интервале подлёта самолётов к кораблю – 1 секунда и менее 1-й секунды, то есть практически, мгновенно, атакой «стаей» или «пчелиным роем».

Вторая особенность воздушного нападения самолётов противника на корабль – это атаки и удары с нескольких направлений сразу. Третья особенность – это «предельно малые высоты (3-5 м) полёта малоразмерных маневрирующих противокорабельных ракет (ПКР) на фоне морской поверхности с высоким коэффициентом визуального и радиолокационного отражения». Четвёртая особенность – нестабильность координат цели, нестационарность используемых систем координат ПВО в результате качки, движения и маневрирования корабля, повреждения корабля или его антенных постов РЛС ПВО. Пятая особенность организации корабельной ПВО –
«практическое отсутствие возможности отвлечения противорадиолокационных ракет с пассивными головками самонаведения в результате высокой концентрации на корабле различных РЭС (радиоэлектронных средств), в том числе общекорабельных средств обнаружения и сопровождения целей, целеуказания, и средств РЭП (РЭБ)». Шестая особенность корабельной ПВО – ограничения по массогабаритным и боевым характеристикам зенитного вооружения (ЗРК) и ограниченный боезапас ЗУР. Седьмая особенность корабельной ПВО – «необходимость создания эшелонированной противовоздушной обороны, то есть ПВО дальней зоны – 100-200 км, средней зоны – 25-100 км и ближней зоны – 5-25 км от корабля.

30 сентября и в начале октября 1973 года БПК «Свирепый» в полной мере ощутил, воспринял, испытал на себе («на своей шкуре») все «прелести» и «недостатки» интегрированной системы ПВО надводных кораблей путём отражения массированных групповых воздушных атак палубных самолётов АУ «Джон Ф. Кеннеди» ВМС США. Опять на ГКП слышалась «какофония» докладов, команд, приказов, сообщений, данных целеуказания, радостных победных вскриков и гул разочарования поражения. Опять сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 не успевали сообщать о налетающих и пролетающих самолётах и только успевали фиксировать их количество и тип.

Американские и натовские боевые самолёты реально не сбрасывали свои бомбы, торпеды и не пускали в БПК «Свирепый» свои ракеты, так же, как БПК «Свирепый» реально не пускал в них свои ЗУР 9М33 ЗРК «Оса-М» и не стрелял снарядами из орудий АК-726. Однако и мы, и они реально выполняли все настоящие реальные боевые действия по воздушному нападению на наш корабль и противовоздушной и противоракетной обороне нашего корабля. Это был настоящий морской бой, только пока «понарошку»...

Самолёты ДРЛО Е-2А «Хокай» залетали на нас издали, за 100 и более километров от БПК «Свирепый», так они изучали возможности нашей РЛС дальнего обнаружения МР-310 «Ангара-А». Кстати, обнаружить наш корабль в море они могли более чем 200 км от нас. Одновременно, высоко над нами, за пределами действия наших ЗРК «Оса-М», безнаказанно летали американские самолёты и самолёты радиотехнической разведки и радиопротиводействия ЕА-3 «Скайуорриор» и «строили нам козни», устраивали помехи в работе наших РЛС ЗРК.

Штурмовики и истребители прилетали и подлетали к нашему кораблю с разных сторон и издали. Звено ударной группы, как правило, заходило со стороны самолётов ДРЛО Е-2А «Хокай» (видимо их наводили на нас по лучу радаров). Это звено скоростных истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом», используя разные методики воздушных ракетно-бомбовых атак (смотри предыдущие новеллы книги - автор), за пределами дальней зоны нашей корабельной ПВО резко снижались на высоту 50-100 м от уровня моря, влетали в приграничную зону действия наших корабельных РЛС и осуществляли «пуск» своих противокорабельных ракет. Ракеты должны были лететь на высоте 3-15 м над уровнем моря.

Если надо было осуществить бомбовый удар по БПК «Свирепый», то палубные штурмовики А-7 «Корсар», штурмовики А-6А «Интрудер» или истребители-бомбардировщики F-4 «Фантом» в средней зоне нашей корабельной ПВО, но за пределами дальности наших ЗУР 9М33 ЗРК «Оса-М», совершали тот или иной манёвр, выходили в боевую атаку и совершали прицельный сброс торпед или авиабомб. Затем «фантомы» или палубные штурмовики возвращались на АУ «Джон Ф. Кеннеди», садились там, пополняли вооружение, заправлялись и снова взлетали.

Кроме атак палубных штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков в небе рядом с БПК «Свирепый», но в другой стороне от зоны атак, летали или проносились одновременно с атакой других самолётов, группа отвлечения – тяжёлые сверхзвуковые палубные штурмовики-разведчики RA-5C «Виджилент». Они вели разведку, но в то же время были «группой добивания», могли пускать управляемые авиабомбы и сбрасывать обычные авиабомбы, в том числе с ядерной боевой частью (для этого их и сконструировали – автор).

Кроме этого была ещё одна группа или звено из трёх штурмовиков (А-7 «Корсар» или А-6А «Интрудер»), которые выполняли функцию дезинформации. Они имитировали воздушную атаку, как правило, прямую и примитивную, «по прямой» с фронта, путём пикирования с высоты и выхода из пике на форсаже. Когда эти самолёты пролетали мимо БПК «Свирепый» даже переборки ГКП и ходового мостика сотрясались в резонансе от страшно громкого рёва авиадвигателей штурмовиков. Естественно, все, кто находился на ходовом и сигнальном мостике, и внутри корабля, воспринимали воздушные атаки американских и натовских самолётов, когда они с рёвом пролетали мимо нас, но главными и самыми опасными для нас были другие, далёкие и невидимые визуально палубные самолёты АУ «Джон Ф. Кеннеди».

Увидеть в ограниченном поле зрения корабельного «визира бинокулярного перископического ВБП-451М» летящий высоко и далеко самолёт было очень трудно. Особенно трудно было его сопровождать, перемещая по горизонтали за перископный ручки визир или вращая рукоятки смены линз объективов и светофильтров. Кстати, использовать все электронные возможности визира ВБП-451М мне было категорически запрещено. Дело в том, что на корабле на этой БС не было никого, кто досконально бы знал все возможности этого замечательного прибора визуального наблюдения, пеленгования и ещё бог знает чего. Я под роспись в журнале брал на строго ограниченное время у вахтенного офицера единственный экземпляр Инструкции по эксплуатации визира ВБП-451М и читал её в свободное от наблюдений время. Затем я уже брал её с собой в ленкаюту и выписывал себе определённые действия оператора визира, зарисовывал копки, ручки, верньеры, рукоятки, выключатели и т.д., чтобы заучить всё это наизусть. (До сих пор нигде и никогда автор не мог найти эту или подобные инструкции для визира ВБП-451М).

Как известно, возможности наших корабельных средств ПВО были ограниченными. ЗРК «Оса-М» (SA-N-4) была первой системой ракетной зенитной самообороны кораблей ВМФ СССР в ближней и средней зонах корабельной ПВО. ЗРК «Оса-М» был разработан в НИИ-20 в 1960 году (главный конструктор В.П. Ефремов). Изначально дальность поражения целей ЗРК «Оса-М» была всего 9 км (ближняя зона самообороны корабля). Одноступенчатая с двухрежимным РДТТ зенитная управляемая ракета ЗУР 9М33 была сконструирована по аэродинамической схеме «утка», боевая часть (БЧ) оснащалась радиовзрывателем, а сама ракета управлялась радиокомандами системы управления ЗРК «Оса-М». Причём на едином антенном посту ЗРК «Оса-М» помимо станций сопровождения цели и передачи команд была и собственная РЛС обнаружения воздушных целей 4Р33 с дальностью 25-50 км (в зависимости от высоты воздушной цели).

Вот почему, благодаря выучке и тренированности боевых вахтенных расчётов ракетчиков («рогачей») БЧ-2 и радиометристов-наблюдателей РТС БПК «Свирепый», используя возможность ЗРК «Оса-М» самостоятельно обнаруживать цели и уничтожать их, удалось уменьшить время реакции ЗРК «Оса-М» на появление конкретных и групповых целей до 5-6 секунд (норматив – 6-8 секунд). Правда, относительно много расчётного и фактического времени реакции ЗРК «Оса-М» уходило на работу оригинальной пусковой установки ПУ ЗиФ-122, которая в нерабочем положении убирала две стартовые направляющие в специальный цилиндрический погреб («рогачи» БЧ-2 называли ракетный погреб ЗРК «Оса-М» - «стакан» - автор), где был размещен боекомплект ЗУР 9М33 (по 20 штук на два погреба: ЗРК-1 и ЗРК-2). Ракеты в погребе ЗРК «Оса-М» размещались в четырёх вращающихся барабанах, по 5 в каждом и при переходе ПУ ЗиФ-122 в боевое положение пусковые направляющие поднималась вверх вместе с двумя ЗУР 9М33. Время перезарядки ПУ ЗиФ-122 – 16-21 секунда, поэтому реальная скорострельность ЗРК «Оса-М» - всего только 2 пуска ЗУР в минуту (30 с) по воздушным целям и 2,8 пуска в минуту по надводным целям. Причём, время переноса огня ЗРК с одной цели на другую цель – 12 секунд (по 6 секунд реакции и прицеливания).

Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Е.П. Назаров, воспользовавшись сложившейся ситуацией, потребовал от командира «рогачей» БЧ-2, начальника РТС и старшего помощника командира корабля резко уменьшить время реакции на воздушные цели и качество работы ЗРК «Оса-М», добиться 100% поражения воздушных целей одной ракетой ЗУР. Старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов с секундомеров в руках на ГКП следил за деятельностью боевых вахтенных расчётов ЗРК-1 и ЗРК-2, вёл учёт и анализ «боя» с американскими палубными самолётами АУ «Джон Ф. Кеннеди». Счёт был опять не в нашу пользу, но уже не таким разгромным, как в прошлый раз…

Зенитный ракетный комплекс ЗРК «Оса-М» был принят на вооружение в 1973 году и сразу же поставлен на большие противолодочные корабли проекта 1134Б типа «Николаев» и БПК проекта 1135 типа «Буревестник», а также на малые противолодочные корабли проекта 1124, малые ракетные корабли МРК проекта 1234. Кроме этого ЗРК «Оса-М» были установлены на «артиллерийские крейсеры «Жданов» и «Адмирал Сенявин», переоборудованные в крейсеры управления по проектам 68У1 и 68-У2, большие десантные корабли (БДК) типа «Иван Рогов» (проект 1174) и корабль комплексного снабжения «Березина» (проект 1833)».

Уже после того, как вечером 4 октября 1973 года налёты и атаки американских палубных самолётов АУ «Джон Ф. Кеннеди» прекратились, старшие офицеры ЮПК «Свирепый», в том числе все командиры боевых частей корабля опять собрались вокруг командирского кресла на «разбор полётов». К этому времени я уже с разрешения командира корабля и вахтенного офицера покинул ходовую рубку, чтобы в очередной раз подготовить свой разведотчёт визуального разведчика за сегодняшний день. Что говорилось на «разборе полётов» у командира БПК «Свирепый» я не знаю. Знаю только, что после возвращения с БС (боевой службы) на корабль приезжали военные и гражданские специалисты, которые встречались не только с офицерами БЧ-2, но и с мичманами, старшинами и матросами, расспрашивали их о работе зенитного ракетного комплекса ЗРК «Оса-М», лазили по всем механизмам и устройствам, изучали наши вахтенные журналы, проводили совещание с офицерами корабля. Со мной на эту тему никто из них не разговаривал…

Теперь я знаю, что в 1975 году «были начаты работы по модернизации комплекса до уровня «Оса-МА» со снижением минимальной высоты поражения целей с 50 до 25 м». В 1979 году модернизированный ЗРК «Оса-МА» был принят на вооружение ВМФ СССР и его стали устанавливать на большинство строящихся кораблей: ракетные крейсеры типа «Слава» (проекты 1164 и 11641), атомные ракетные крейсеры типа «Киров» (проект 1144), пограничные сторожевые корабли типа «Менжинский» (проект 11351), СКР проекта 11661К, МПК проекта 1124М и ракетные корабли проекта 1239. В начале 1980-х годов была проведена вторая модернизация и комплекс, получивший обозначение «Оса-МА-2», стал способен поражать низколетящие цели на  высотах от 5 м.

По своим характеристикам ЗРК «Оса-М» можно сравнить с французским корабельным комплексом «Crotale Naval», разработанным в 1978 г., принят на вооружение в НАТО в 1979 году. Этот натовский ЗРК имеет более лёгкую ракету и выполнен на единой пусковой установке вместе со станцией наведения, но не имеет собственной РЛС обнаружения целей. В то же время ЗРК «Оса-М» значительно уступал американскому «Sea Sparrow» по дальности и огневой производительности, а также многоканальному английскому ЗРК «Sea Wolf». Сейчас ЗРК «Оса-МА» и «Оса-МА-2» остаются на вооружении ракетных крейсеров «Маршал Устинов», «Варяг» и «Москва» (проекты 1164, 11641), БПК «Керчь» и «Очаков» (проект 1134Б), четырёх СКР проектов 1135, 11352 и 1135М, двух ракетных кораблей типа «Бора» (проект 1239), тринадцати МРК проектов 1134, 11341 и 11347, двух СКР «Гепард» (проект 11661К) и двадцати МПК проектов 1124, 1124М и 1124МУ.

Здесь и в таблице 4. данные статьи «СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ СИСТЕМЫ ПВО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА», Леонид Карякин, 2010 г. Авторская версия статьи, опубликованной в журнале «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №4 / 2010. Источник: 29.12.2012 otvaga2, http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-ships/pvo-vmf/.

Характеристики ЗРК «Оса-М(МА)» представлены в таблице 4.
 
Наименование ЗРК «Оса-М» «Оса-МА-2» «Кинжал»
Год принятия на вооружение 1973 1980-е 1986
Западное обозначение SA-N-4A SA-N-4C SA-N-9
Дальность стрельбы, м:
- минимальная 1500 1500 1500
- максимальная 9000 10000 12000
Досягаемость по высоте, м:
- минимальная 50 5 10
- максимальная 6000 6000 6000
Канальность по цели 1 1 4
Канальность по ракете 2 2 8
Наименование ракеты 9М33 9М33 9М330-2
Количество ступеней 1 1 1
Тип двигателя РДТТ РДТТ РДТТ
Стартовая масса ЗУР, кг 127 127 165
Габариты ЗУР, м:
- длина 3,15 3,15 3,1
- диаметр 0,21 0,21 0,35
Макс. скорость ЗУР, м/сек. 800 800 850
Макс. скорость цели, м/сек. 420 ~500 700
Тип БЧ ОФ ОФ ОФ
Масса БЧ, кг 15 15 14,5
Тип системы наведения радиокомандная радиокомандная радиокомандная
Система управления 4Р33 4Р33 3Р95
Обозначение АП - - К-12-1
Дальность сопровождения цели, км 25…50 25…50 45
Обозначение ПУ ЗиФ-122 ЗиФ-122 СМ-9
Тип ПУ балочная, выдвижная, наводимая УВП, барабанная
Количество направляющих 2 2 4…8
Боезапас на одну ПУ, ракет 20 20 32…64
Интервал между пусками, сек 30 30 3

Фотоиллюстрация из Интернета: Принципиальная схема-рисунок организации ПВО современного боевого корабля ВМС США-НАТО или ВМФ СССР и России. На этой схеме-рисунки почти точно воспроизведено характерное поведение и атаки палубной авиации АУ «Джон Ф. Кеннеди» и работы нашей системы ПВО (ЗРК «Оса-М») БПК «Свирепый» в Норвежском и Северных морях Северо-Восточной Атлантики в период 30 сентября – 4 октября 1973 года. Подобную схему, только в более художественной форме, как рисунок, я нарисовал и приложил к своему разведотчёту визуального разведчика, а потом, нарисовал в корабельной стенгазете, посвящённой окончанию БС (боевой службы). За рисунок в разведотчёте я получил благодарность командира корабля и от него же суровый нагоняй за такой же рисунок в стенгазете. Кстати, тот рисунок-схему, как и все мои картинки, карикатуры и рисунки в корабельных стенгазетах и боевых листках традиционно кто-то  «прибирал» к рукам, вырезал или даже отрывал со стендов. Где-то, у кого-то в ДМБовских альбомах братишек-свиреповцев эти мои рисунки сохранились…