Встреченье

Михаил Мороз
Эта встреча как надежда, как ожидание некой  радости, которая обязательно посетит каждого, если тот в душе растит добро,  любовь и правду.


Сегодня 15 февраля. И мне известно, что  православные  земляки мои  отмечают праздник, который в народе в наших местах называют «встреченьем».  Если следовать всем церковным канонам, правильно его называть Сретением Господним. Мне, невоцерковленному человеку, это название стало  известно еще в детстве. О нем, помню, лет семьдесят назад рассказывала бабушка.

 Был солнечный февральский день.   В оттаявшем кружке оконной шибки был виден двор. Зима стояла  снежная, и сугробы упирались в штакетник палисада возле  деревенской хаты. От яркой белизны слепило глаза. А из застрех   вонзались в сугробы у завалинки  капели.  Они  под лучами солнца искрились сусальным золотом. Возле завалинки собирались такие же золотые лужицы.

Бабушка почему-то радовалась и молилась на темные образа, обрамленные белыми рушниками в красном углу хаты.  Молясь и поглядывая на меня, бабушка полушепотом, чтобы, наверное, не вспугнуть с  души радость, разъясняла мне то, чего я до той поры не знал:

«Какая погода на Встреченье - такой и весна будет. Если   дорогу переметает - весна будет поздней и холодной. Если тепло  - весна будет ранней и теплой. Если в этот день снежок - весной будет дожжок, то есть весна будет затяжной и дождливой».

«Вот гляди, - говорила она мне, - куры протискиваются из курятника. Идут к порогу хаты. Там лужицы. Если напьются, то весна будет теплой и ранней. Ручьи дружно побегут с нашей горки. Будет тебе игра весёлая – с «мельницами» да корабликами. Дед тебе поможет смастерить их для ручья».

Я с замиранием сердца глядел на кур и умолял их, чтобы они совершили то, о чем говорила бабушка. Мне страшно как хотелось тепла и весны, когда, наконец, выпустят меня на волю, на ту беспечную жизнь, где только радость и счастье.
 Восторгу моему не было предела, когда самая смелая курица, в черной шали с серебряной пестриной, подошла к лужице и, набрав воды, запрокидывая голову, глотала раз за разом золотые капельки. Осмелели и другие её товарки. Их звал петух. Он не пил, но настойчиво приглашал свой гарем «на встречу зимы с весной».
Это тоже пояснила мне бабушка.

 Языческая примета удивительным образом, как теперь я понимаю, сочеталась в бабушке с православным почитанием евангельской встречи, совершенно символической, Человечества с Богом.

Эта встреча как надежда, как ожидание некой  радости, которая обязательно посетит каждого, если тот в душе растит добро,  любовь и правду.



*Рисунок из Интернета