Мурзилка. Галерея искусств. Гармонь в живописи

Елена Арсенина
журнал "Мурзилка", № 3/20 г., рубрика "Галерея искусств" . Литературный редактор - Юлия Мамаева.

В Россию этот инструмент завезли из Европы, в начале XIX века. Вычурная заморская «гармоника» быстро стала родной нашему сердцу «гармошкой» и со временем превратилась в национальный символ русского народа. Она изменилась внешне и запела иначе – в каждой стороне по-своему. Например, серебристый перебор саратовской гармони не спутаешь с бархатной хрипотцой тульской.
В картинах не найти двух похожих инструментов. В «Гармонисте» Б. Кустодиева гармошка, словно «девица на выданье», под стать своему хозяину - красавцу: яркий ситец в развёрнутых мехах; искусная резьба вдоль перламутровых кнопок; медные украшения по углам корпуса. Гармонисту не терпится вместе с верной голосистой подругой закружиться в праздничном хороводе масленичных гуляний.
В картине «У околицы» жителям глухой деревеньки не до гуляний, они трудятся. И только дети беззаботно резвятся на горке, да молодёжь развлекается под гармошку. Но это не значит, что здесь не умеют веселиться. Ведь где гармонь, там и праздник. Она смогла отвлечь людей от забот, заразила хорошим настроением. А в Федоскинской миниатюре гармошке удалось достучаться до девичьего сердечка. Посмотрите, как любовь раскрасила мир!
И как это у гармошки получается? Одних печалить, как, например, в картинах «На бульваре» и «Деревенский гуляка». Других – радовать, да так, что ноги сами в пляс идут. Видите, как в «Весёлой минутке» лихо танцуют дед с внуком, с каким удовольствием им подыгрывает мальчик-подмастерье. Скоро гармошка замолчит, и в мастерской вновь закипит работа. Маленький гармонист займётся взрослым делом – будет пилить и строгать. А внук с дедом тихонечко уйдут, чтобы не мешать. И гармошку с собой прихватят. Ей не место среди столярных инструментов и стружек.
В «Семейном портрете» Ф. Славянского гармошке отводится участь детской игрушки. Это наводит на мысль, что в богатых семьях к инструменту относились не так, как в крестьянских – без особого трепета. Но как бы то ни было, народная любовь сумела сохранить гармонь до наших дней. Она продолжает петь, радовать и удивлять своим заливистым перебором.
Елена АРС

А. Пластов. Молодые. 1957 г.
Н. Роквелл. Урок музыки
Ф. Славянский. Семейный портрет. 1852 г.
Б. Кустодиев. Гармонист. Деревенская масленица. 1916 г.
А. Ржевская. Весёлая минутка. 1897 г.
Ф. Журавлёв. Деревенский гуляка. 1870 г.
Федоскинская лаковая миниатюра
В. Маковский. На бульваре. 1886–1887 гг.
Ф. Сычков. У околицы. 1927 г.