Маленькие шедевры большого искусства. Юдит Лейстер

Елена Арсенина
Автопортрет Юдит Лейстер, фрагмент

Картины нидерландской художницы  семнадцатого века Юдит Янс  Лейстер представлены во многих знаменитых музейных площадках мира. Современница признанных мастеров Золотого века, в истории искусства оставила свой  скромный, но значимый след.
Золотым веком называют семнадцатое столетие. Время расцвета нидерландской живописи, когда жили и творили такие великие художники, как Рембранд, Рубенс, Халс  и другие известные мастера кисти.
Сохранение семейного очага, ведение хозяйства, воспитание детей   - таким был женский удел того времени. Юдит Лейстер своим талантом и  творчеством смогла доказать ошибочность бытующего мнения.
Достаточно взглянуть на автопортрет художницы. Мы видим сильную, незаурядную личность. Картина написана в необычной манере, которая позволяет  представить себя соучастниками творческого процесса.
Словно мы перенеслись на четыре столетия назад, в мастерскую  художницы. Оторвавшись от работы, Юдит  разворачивается в нашу сторону, кисть на мгновение застывает над палитрой. Хозяйка мастерской непринуждённо облокачивается на спинку кресла. Блуждающая на лице улыбка, чуть полуоткрытый рот, едва уловимый озорной прищур глаз говорят о том, что нам искренне рады. Парадное праздничное платье с пышным белоснежным воротником и воздушными прозрачными манжетами вовсе не подходят для работы с красками. Художница тщательно готовилась к важной для неё встрече. 
Воспользуемся  оказанным нам гостеприимством: познакомимся с другими работами, которые помогут нам проникнуться духом того времени...   
Вот акварель с изображением цветка. Ничто не отвлекает наш взгляд от изящной, тщательно выписанной, красоты тюльпана. Светлый, размытый фон, отсутствие каких-либо, привычных  предметов: стола, вазы, оконной драпировки, даёт возможность сконцентрировать внимание  на цветке и насладиться  его утонченной нежностью.  Уже тогда Голландия славилась своими высокосортными тюльпанами. Стоила такая красота  очень дорого и была доступна только состоятельным людям.
Творчество художницы 17 столетия вдохновило современных голландских селекционеров на выведение нового сорта тюльпана класса Триумф, который был назван в честь Юдит Лейстер.
Кисти художницы принадлежит множество картин, написанных в разных техниках: портреты, натюрморты,  жанровые бытовые сцены. Настолько самобытных и талантливых,  что им приписывали имена прославленных художников. Причиной тому служило отношение к женщине, которой отводилась иная роль в жизни, чем творчество. Быть может, поэтому имя  художницы было надолго забыто. И лишь в 19 веке, благодаря работе реставраторов, творчество Эдит Лейстер  получило заслуженную оценку.   
Теперь её полотна являются украшением многих экспозиций музеев Европы и США.  Например, картина с изображением мальчика с флейтой выставлена Национальным музеем Стокгольма. Мы не слышим какую музыку   играет ребёнок,но по выражению его лица понимаем, насколько он погружён в мир звуков. По позе можем судить, что занимается мальчик достаточно долго. Однако лицо маленького музыканта не выглядит утомлённым. Скорее одухотворённым и спокойным.
На втором плане, на серой стене висят другие инструменты. Это значит, что  ребёнок занимается не дома, а в музыкальном классе.
У художницы и других мастеров того времени немало картин с музыкальными инструментами, поющими и танцующими персонажами.  Музыка в то время, как и другое искусство, занимало важное место в жизни человека, независимо от его сословия и состояния.  Примером тому может служить картина: «Музицирующая компания». Она выставлена в Париже, Лувре.
Задержимся  около полотна, на котором изображены смеющиеся дети с котёнком.   Ещё  одна картина Юдит Лейстер и новый всплеск эмоций.  Дети настолько естественны в своих движениях и проявлениях настроения,  что чудится: малыши вот-вот выпрыгнут из картины и, весело топоча ножками, бросятся вдогонку за удирающим котёнком.

Автопортрет (1630-1633)
Тюльпан (1643)
Юный флейтист (1635)
Музицирующая компания (1630)
Смеющиеся дети с котёнком (1629)