Автопортрет Юдит Лейстер, фрагмент
Картины нидерландской художницы семнадцатого века Юдит Янс Лейстер представлены во многих знаменитых музейных площадках мира. Современница признанных мастеров Золотого века, в истории искусства оставила свой скромный, но значимый след.
Золотым веком называют семнадцатое столетие. Время расцвета нидерландской живописи, когда жили и творили такие великие художники, как Рембранд, Рубенс, Халс и другие известные мастера кисти.
Сохранение семейного очага, ведение хозяйства, воспитание детей - таким был женский удел того времени. Юдит Лейстер своим талантом и творчеством смогла доказать ошибочность бытующего мнения.
Достаточно взглянуть на автопортрет художницы. Мы видим сильную, незаурядную личность. Картина написана в необычной манере, которая позволяет представить себя соучастниками творческого процесса.
Словно мы перенеслись на четыре столетия назад, в мастерскую художницы. Оторвавшись от работы, Юдит разворачивается в нашу сторону, кисть на мгновение застывает над палитрой. Хозяйка мастерской непринуждённо облокачивается на спинку кресла. Блуждающая на лице улыбка, чуть полуоткрытый рот, едва уловимый озорной прищур глаз говорят о том, что нам искренне рады. Парадное праздничное платье с пышным белоснежным воротником и воздушными прозрачными манжетами вовсе не подходят для работы с красками. Художница тщательно готовилась к важной для неё встрече.
Воспользуемся оказанным нам гостеприимством: познакомимся с другими работами, которые помогут нам проникнуться духом того времени...
Вот акварель с изображением цветка. Ничто не отвлекает наш взгляд от изящной, тщательно выписанной, красоты тюльпана. Светлый, размытый фон, отсутствие каких-либо, привычных предметов: стола, вазы, оконной драпировки, даёт возможность сконцентрировать внимание на цветке и насладиться его утонченной нежностью. Уже тогда Голландия славилась своими высокосортными тюльпанами. Стоила такая красота очень дорого и была доступна только состоятельным людям.
Творчество художницы 17 столетия вдохновило современных голландских селекционеров на выведение нового сорта тюльпана класса Триумф, который был назван в честь Юдит Лейстер.
Кисти художницы принадлежит множество картин, написанных в разных техниках: портреты, натюрморты, жанровые бытовые сцены. Настолько самобытных и талантливых, что им приписывали имена прославленных художников. Причиной тому служило отношение к женщине, которой отводилась иная роль в жизни, чем творчество. Быть может, поэтому имя художницы было надолго забыто. И лишь в 19 веке, благодаря работе реставраторов, творчество Эдит Лейстер получило заслуженную оценку.
Теперь её полотна являются украшением многих экспозиций музеев Европы и США. Например, картина с изображением мальчика с флейтой выставлена Национальным музеем Стокгольма. Мы не слышим какую музыку играет ребёнок,но по выражению его лица понимаем, насколько он погружён в мир звуков. По позе можем судить, что занимается мальчик достаточно долго. Однако лицо маленького музыканта не выглядит утомлённым. Скорее одухотворённым и спокойным.
На втором плане, на серой стене висят другие инструменты. Это значит, что ребёнок занимается не дома, а в музыкальном классе.
У художницы и других мастеров того времени немало картин с музыкальными инструментами, поющими и танцующими персонажами. Музыка в то время, как и другое искусство, занимало важное место в жизни человека, независимо от его сословия и состояния. Примером тому может служить картина: «Музицирующая компания». Она выставлена в Париже, Лувре.
Задержимся около полотна, на котором изображены смеющиеся дети с котёнком. Ещё одна картина Юдит Лейстер и новый всплеск эмоций. Дети настолько естественны в своих движениях и проявлениях настроения, что чудится: малыши вот-вот выпрыгнут из картины и, весело топоча ножками, бросятся вдогонку за удирающим котёнком.
Автопортрет (1630-1633)
Тюльпан (1643)
Юный флейтист (1635)
Музицирующая компания (1630)
Смеющиеся дети с котёнком (1629)