455. 2 Это тяжело, но не смертельно! 2 сентября 19

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

455.2. Это тяжело, но не смертельно! 2 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенье 2 сентября 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане в морском районе "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap), вблизи от острова Исландия. Данные метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132,-21.933. Дневная температура: мин.: 7.0°C тепла; средняя: 9.3°C тепла; макс.: 13.0°C тепла, Эффективная температура (температура самоощущения человека) 5.6°C. Ветер дует со скоростью 5 м/с (18,0 км/ч), то есть "слабый" (3 балла) и почти без порывов. На поверхности мерно колышущегося океана "лёгкое волнение" на 3 балла. Ветровые волны короткие, гребни волн опрокидываются и образуют стекловидную морскую пену, средняя высота волн - 0,6-1 м, длина - 6 м. 2 сентября 1973 года солнце взошло в 06:12, а зашло в 20:41 (GMT+1).

В какой-то момент перерыва между работой в ленкаюте и фотосъёмкой на верхней палубой, я быстренько написал родителям письмецо, чтобы успеть передать на танкер СМТ "Олекма". Аварийное «приключение» с лопнувшим топливным шлангом прервало моё письмо, но я всё же успел его написать и отправить на танкер. Вот что я писал родителям в это воскресенье 2 сентября 1973 года из Атлантического океана:

- Здравствуйте мои дорогие мама и папа! Вчера была суббота – почтовый день, но мы вчера только-только пришли вечером, так что пишу перед обедом сейчас, в воскресенье (2 сентября 1973 года – автор).
Получил все письма и большое спасибо вам за них. Получите мои «панические» письма – не пугайтесь. Я скучаю здорово, но не смертельно.

Кстати, именно 2 сентября 1973 года я впервые для себя вывел формулу своего собственного афоризма, то есть четкого, легко запоминающегося точного краткого выражения определённой законченности мысли для всякого жизненного случая: «Это тяжело, но не смертельно!». Отныне эту фразу я повторял про себя очень часто, она стала одной из фраз, звучавших в моём сознании и памяти голосов моих друзей и родных, папы, мамы и моего старшего брата Юры.

- Работы хватает, занят по горло. На меня сейчас взвалили всё. Совмещаю в одном лице обе редакции корабельных газет (корабельной общественно-политической стенгазеты, боевых листков и молний и корабельной сатирически-юмористической стенгазеты «Ну, погоди!» - автор), обязанности фотокорреспондента, а по боевому расписанию я теперь художник для зарисовки чужих кораблей, самолётов и т.д. И ещё помогаю штурману в зарисовках берега (Исландия).
- Отделал ленкаюту (навёл порядок в куче добытых из моря американских и натовских гидроакустических буёв, расставил по наклонным переборкам фанерные и из ДСП планшеты и щиты-заготовки будущих стендов, сложил и связал шпагатом кипы плотной обёрточной бумаги мешков от почты и пачек книг и журналов, тщательно «обеспылил» всё помещение ленкаюты, вымыл с мылом и чистящими средствами, чтобы пахло приятно, навёл порядок в столе-рундуке президиума в зале ленкаюты и между стеллажами в библиотеке, а также перераспределил вещи, предметы и инвентарь в шкафчиках рядом с моим рабочим местом-столом в библиотеке - автор). Делал приборку (в ленкаюте) двое суток. Далеко от совершенства, но что-то уже есть. Ну, чем ещё похвастаться?

- Писать о море вам не буду. Это единственное не секретное описание происходящего вокруг. Пишу нескладно и в спешке. Завтра опять в море. Надо сделать много дел по хозяйству (ленкаюты) – автор).
- Когда дома буду – не знаю. Такие дела. Юре (старшему брату – автор) не писал. Прислала письмо Валя (третья по счёту жена моего брата Юры – автор). Умная и хитрая. Они хотят через меня, знают, черти, характер мой! Подружиться с вами. А я им написал однажды: «Живите сами!» и всё.
- Я для них «в морях» (то есть далеко-далеко, в отлучке, в плавании, «за морями, за лесами» - автор). Никому больше не писал писем. Прямо стыдно, да и только!
- Перед самым выходом в море (перед выходом на БС 20 июля 1973 года – автор) получил сразу три письма. От Аньки Жуковой, от вас и от Славки Юницына.
- Он почему-то работает в колхозе. Он толковый парень, Славка. Приеду, поговорю с ним. Возможно, мы вместе будем с ним поступать в институт.
- Анька – молодец! (Аня Жукова, юная соседка по улице Белинского в г. Суворове – автор). В письмах сначала писала грубовато об улице, о делах в Суворове, а сейчас всё переменилось. Пишет искренне обо всём. Молодец, стреляет отлично, на соревнованиях. Говорит, что Толик Назаров (мой друг детства и юности – автор) приехал. Были ли он у нас? (дома у родителей – автор). И как ему сейчас написать?
- Мама, папа, пора кончать письмо. Извините меня за короткое письмо и спешку. Неловко, право, но надо. Мама, помнишь, как ты говорила нам: «Надо!». Целую крепко, Саша.

Я дописывал крайние строки письма буквально за мгновение перед тем, как передать этот листок в конверте с заранее написанным на нём адресом в руки страшно нетерпеливого матроса-боцмана, который прибежал ко мне в ленкаюту с портфелем для передачи на танкер «по бечеве» - переброшенному с корабля на судно тонкому тросу.

Пусть кратко, но мои родители через три дня получат эту «писульку» и им будет волнительно и приятно получить от меня пусть такое, но известие, весточку, письмецо. Сердце щемило, потому что оно сейчас рвалось вслед за этим письмом, трепетало в портфеле на тонком тросе над волнами в пространстве между БПК «Свирепый» и танкером СМТ «Олекма». Как мне хотелось обернуться сказочным комариком и полететь далеко-далеко за тысячи миль к родному дому в город Суворов, чтобы там обернуться в самого себя и обнять моих папу и маму, соседскую девчонку Анечку, моего друга детства Толика Назарова и уколоть шуткой моего школьного друга, товарища и брата Славку Юницына!

Увы, надо было продолжать служить, нести вахту БС (боевой службы) и не страдать понапрасну, потому что, конечно, это всё тяжело, но не смертельно! 

Фотоиллюстрация: 02.09.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). В самый крайний момент перед передачей «по бечеве» кожаного портфеля с секретными документами с БПК «Свирепый» на танкер СМТ «Олекма» я успел передать матросу-боцману наспех написанное коротенькое письмецом моим родителям. Через три дня эта весточка дошла до них и была воспринята, как подарок с небес. В этот день я впервые чётко сформулировал своё собственное правило-афоризм: «Это тяжело, но не смертельно!».