Железная задница

Кирилл Акинцев
Суббота, утро. Я на работе. Никто меня не заставлял, никакой важной задачи дамокловым мечом надо мной не висит. Я просто пришёл сюда, потому что хочу сам, для себя, поразбираться в некоторых вопросах, которые недопонимаю. Потому что в рабочее время в будние дни на это нет времени.
С Нового года я перешёл на новое направление работы. Раньше в качестве технического специалиста сопровождал процесс закупок и прочую внутреннюю финансово-хозяйственную деятельность предприятия, сейчас – управление персоналом. Работа не совсем для меня новая: двенадцать лет назад занимался этим в «Газпром трансгазе», шесть лет назад – в «Тюменской энергосбытовой компании». Но знаний и практического опыта катастрофически не хватает. Нужно навёрстывать.
Вспоминаю подполковника Офицерова с военной кафедры. Он рассказывал, что в училище его обучали эксплуатации танков Т-80, а когда он прибыл в часть, там были сплошь Т-72. И он ночами сидел за документацией, потому что танки с виду только все одинаковые, а по факту – совсем разные.
Подполковник Офицеров – невысокий, некрасивый брюнет, с лицом человека, которого постоянно гнобили и обижали. Поэтому он одел железную маску и закрылся в себе. Человек, который ожидает обмана и предательства в любой момент. Сколько ему было тогда, в начале 2000-х? Лет тридцать?
Вспоминаю пронзительные интонации рассказа Эдварда Радзинского про Наполеона:
- Я учился. Когда мои ровесники-офицеры блистали на балах, кутили, влюблялись и дрались на дуэлях – я учился.
Наполеон. Некрасивый брюнет из бедной семьи. Может, ему и не оставалось ничего иного, чем учиться, потому что он банально не мог себе позволить большего?
Стал ли Офицеров Наполеоном? Не знаю. Загуглил – ничего про него не нашёл. На военной кафедре ОмГТУ он не остался. Карьеры преподавателя не сделал. Что, впрочем, вполне ожидаемо.
Некоторым для карьеры нужна «железная задница». Оглядываясь вокруг, я вижу, что некоторые из моих товарищей-ровесников стали начальниками и зам.начальниками, проработав по пятнадцать лет на одном месте. В принципе, это логично: с годами нарабатывается стаж и опыт, развивается профессиональное чутье. И даже если у человека нет особых талантов к избранной профессиональной области, то трудолюбие и терпение могут привести его к должности. Я не говорю «успеху», потому что должность – это не всегда успех, но сегодня не об этом. Среди моих знакомых семь таких мужчин и две женщины.
Есть и другие. Те, кого Бог наделил хорошими внешними данными, умением общаться с людьми и быстро соображать – и они тоже сделали карьеру. Они на виду, они яркие. Даже в стандартизированности корпоративных культур. Я знаю двух таких женщин и одного мужчину.
Вот так странно: те, кто так блистал в юности, кому, казалось, светило безоблачное будущее и шикарная карьера – их, достигших успеха, гораздо меньше, чем трудолюбивых малозаметных «середнячков».
Если вы вдруг из-за этого переживаете - не отчаивайтесь. У Соммерсета Моэма в «Луне и грош» есть замечательный пример из жизни художника Гогена. Когда тот в 35 лет решил бросить свою прежнюю жизнь банковского служащего и стать художником, ему сказали:
- Но на художника учатся с 15 лет! Ты никогда не нагонишь.
- Значит, я буду учиться быстрее – ответил Гоген.
Благодарим прошлое и отпускаем прошлое. И идём учиться.