И САД, И ДОМ

Леся Каплун
В 2009 году я приобрела участок земли на Лонг Айленде. Это принесло мне радость, какую я уже давно не испытывала. Ещё бы,, я знаю что  буду рядом с мамой. Об этом я и мечтать не смела. Теперь у меня снова есть и сад, и дом.
Когда остыли эмоции. я поняла что произошло - мелькнула тень утраченного чувства уверенности в себе Мне очень нехватало его. Дело, конечно, не в клочке земли, а в том что он сииволизирует.


Частной собственности у нас никогда не было. У родителей мамы, живших в деревне была небольшая хатка, сарай и кладовка, да колхозный надел и огород.
Дедушку и бабушку убили в самом начале войны, хозяйство разграбыли.
У нас с мамой был кочевой образ жизни в связи с её работой. Когда она стала учиться в институте, ей дали комнату в общежитии. У нас появился шанс перейти на оседлый образ жизни и вообще блеснула перспектива. Но спустя всего два года - 22 июня 1941 года Киев бомбили, началась ВОВ.


В Киев мы возвратились лишь в 1947 году. В нашем распоряжении была комната в коммунальной квартире. Жили как большинство, т. е скромно. Никакой собственности -как например, дача, кооперативная квартира - не приобрели. Я училась, мама работала и помогала двум больным сёстрам с маленькими детьми. Помню денежную реформу. Мы посмеялись тому. что у нас в карманах мелочь. а она не подлежала обмену. Тогда многие жили от зарплаты до зарплаты. Но были и те, кто тяжело перенёс эту реформу. Не желая терять деньги, эти люди скупали все и потом не знали что делать с десятками золотых часов и прочего добра.


Первая моя покупка недвижимости была связана с постигшей нас бедой - В 1983 году умер мой муж и я купила  землю для двух захоронений. Посещать кладбище бывало приходилось, но всегда это было тяжело. К мужу я ходила часто - первый год раз в неделю. Благодаря моей подруге, это место выглядело цветочной клумбой. А через год был поставлен памятник достойный моего мужа. Не удержусь и скажу: на памятнике надпись гласит: "Жизнь свою отдавший людям, светлой памяти достоин" Более точно не скажешь. Если б посчитать скольким людям он спас жизнь получилось бы многозначное число.

У меня изменилось отношение к кладбищу. Я приивыкла ходить туда по зову сердца.
Называла садом. Две песни увязались с этим событием. Я пела их и шла как на свидание с мужем и с папой, которого прихоронили к мужу спустя 5 лет. После нашего отъезда все годы за могилой ухаживала наша подруга, а потом нашлись хорошие люди, взявшие на себя эту работу. Я получаю фотографии  - там всё впорядке.


Много воды утекло с тех пор, много невероятных событий произошло. Мы оказались в Америке 18 июня 91 года, буквально накануне прекращения существования СССР.
Советский Союз был болен, но такое принять было невозможно. Это был шок.
Прошло много лет, я стала другим человеком, но не забыла свою Родину, её культуру, её язык и ещё много чего и хорошего . Дважды я посетила родные места. Ведь там остались родные могилы, мои друзья и товарищи с которыми  делили и радости и трудности. Там осталась молодость, а это не забывается.


В 92 году умерла моя старенькая мама. Вот тогда я и стала землевладелицей. Теперь и здесь у меня есть и сад, и дом. Произошло что-то важное для меня, вернулось в мою настоящую жизнь.
Мир очень изменился во всём. Одной из важных примет времени является бесконечное, всё ускоряющееся движение и ненасытное стремление к переменам. Люди как молекулы в броуновском движении. Исчезает стабильность жизни. Но она нужна человеку, как лодке - причал, кораблю - гавань, птице - гнездо. Ему нужна и надёжная пристань, где он может расслабиться, востановиться, нужна почва под ногами. Пусть делает открытия, летает в космос, двигает прогресс, но должно быть время, когда он просто человек. Мы ведь дети Земли. Она наша Мать, наш Дом, она и приют после большого путешествия в жизнь.
Я так чувствую и потому была на вершине радости, обретя в собственность столько земли, сколько нужно в итоге .

Декабрь 2009 г.