451. 2 Главное не опростаться 29 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

451.2. Главное не опростаться. 29 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Среда 29 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане в морском районе "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap), ближе к острову Исландия. Данные метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132, -21.933. Третий день в районе следования БПК "Свирепый" к острову Исландия бушевало сильное штормовое волнение. Скорость ветра была относительно небольшой - 5 м/с (18 км/ч), но где-то в Атлантике бушевал ураган и до нас доходили крупные волны-валы штормовой океанской зыби. Атлантический циклон достиг максимума и шёл сильный дождь - 14 мм осадков. В среду 29 августа 1973 года дневная температура: мин.: 9.0°C тепла; средняя: 10.6°C тепла; макс.: 12.0°C тепла. На ветру и в сыром от дождя воздухе так называемая "эффективная температура" была - 7.3°C, зябко, сыро, простудно. Ветровые волны были умеренные (4 балла), удлинённые, на многих гребнях волн белые пенные барашки, которые срывались порывами ветра и неслись по воздуху низко над волнами, словно белые рваные полотенца. Высота ветровых волн 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м, но штормовая океанская зыбь была уже очень высокой и даже с пенными гребнями. Эти длинные волны-валы, которые чередовались то седьмым, то девятым валом, сильно раскачивают и кренят корабль. В этот день солнце взошло над северо-восточным Атлантическим океаном в 06:01, а зашло в 20:55 (GMT+1).

Уставший «до чёртиков», удовлетворённый содеянным, гордясь созданным шедевром – фотографией штормового носового буруна, – я решил поделиться своими впечатлениями о произошедшим с моими родителями и написал на одном листке коротенькое письмецо…

- Здравствуйте мои дорогие мама и папа! Сегодня 29 августа (1973 года – автор). Позавчера принимали с танкера почту, топливо, продукты. Огромное количество писем было свалено в ленкаюте. Мы сидели вдвоём и перебирали письма. Надо было спешить, ведь каждому хочется поскорее почитать письма.

Я писал эти строчки по одному – двум словам, потому что штормило, корабль качался из стороны в сторону, с борта на борт, да к тому же нос корабля то вздымался в высоту на гребень волны, то рушился вниз, во впадину между волнами. Из-за сильной килевой качки я то ощущал перегрузку и мои руки наливались тяжестью, то ощущал невесомость. При этом моя ручка либо «жирно» писала, либо еле-еле касалась тетрадочного листка, на котором я «играючи», состязаясь и соперничая с килевой и бортовой качкой, писал письмо.

- Так что свои письма я прочитал только глубокой ночью. Огромное вам спасибо. Это очень здорово посреди океана получить письма! Вы не представляете как они поднимают настроение ребят! Особенно сейчас, когда нам продлили БС (боевую службу), а кругом, куда ни глянь, огромное пространство воды. Однако и у нас бывает праздник.
- Устроили нам стрельбы по мишеням из автоматов. Потом я покажу вам фотки, где мы нещадно крушим в клочья плавучую мишень. Тогда же нас посетили касатки. Целое стадо касаток! Очень любопытные. Подходили очень близко к кораблю.
- Часто над нами летают самолёты. Английские большие реактивные самолёты. Из Нидерландов и других стран НАТО прилетают. Из США – тоже. Они нам бросают специальные подслушивающие буи.
- Три раза мы хотели их выловить, да только неловкость боцманов мешала. На четвёртый раз не вытерпел. Отдал фотоаппарат ребятам. Спустился за борт. Встал ногами на ребро прочности – это 20 см выше уровня воды, ну и одной рукой взял буй. Так что, честь первого трофея БС (боевой службы) принадлежит мне. Тотчас буй подняли наверх, ну и меня тоже.
- Сфотографировался вместе с буем. Затем буй отнесли командиру корабля. А сейчас уже выловили много буёв, причём один буй неизвестной конструкции.

Я писал письмо короткими фразами, чтобы успеть написать слова между сильными толчками волн, которые, как мой брат в школьную пору, шутя, подталкивал меня под локоть, говоря при этом: «Пши, давай! Пши, пиши!», а я от этих толчков писал каракули в тетрадке.

- Сейчас третьи сутки штормит. Вчера и сегодня стоял наверху (на крыше ГКП) и снимал нос корабля, как он зарывается в волны. Надо вам сказать, что сверху это совсем не страшно. Огромные волны встают как холмы. Нос корабля с размаху врезается в гребень и два большущих буруна взлетают в воздух.
- Правда, когда я спустился вниз и стал снимать волны со шкафута (высота нал уровнем моря 4 м), то тут немного стало не по себе. Но, всё равно, буйство воды вызывает только восторг, чувство борьбы. Вообщем, всё нормально. Пока. Потом ещё буду писать. Саша.

На большее в письме у меня уже не хватило сил, потому что бороться с неутомимым Атлантическим океаном было невозможно, да и ночь «на дворе» (так мы называли верхнюю палубу корабля и бак, место перекура для матросов и старшин) уже была глубокая.

Увы, это коротенькое письмецо, как все другие письма родителям и друзьям, я писал на БС (боевой службе), как говорится, «в стол», то есть до встречи с очередным судном снабжения, танкером. Но, всё равно, написал, как бы поговорил с родителями, и на душе стало легче. После этого, шатаясь и тыкаясь в стеллажи корабельной библиотеки под воздействием бортовой качки, я уловил момент, когда нос БПК «Свирепый» рухнул во впадину между волнами и с лёгкостью пушинки «нырнул» на свою постель, уложенную между стеллажами. В «тяжёлой фазе» килевой качки, когда нос БПК «Свирепый» взметнулся на очередной гребень очередной волны, а тело налилось свинцовой тяжестью, я уютно «завернулся» в байковое одеяло и мою старую шинель и почти мгновенно уснул.

Кому-то сильная качка противопоказана и в тягость, а мне так хорошо и приятно! Правда, толчки и удары волн такие сильные, что на ногах не устоять, лучше лежать, потому что от качки внутри все внутренние органы тоже качаются, «перекатываются» и всё содержимое в них тоже переливается, перемещается то с боку на бок, то к горлу или ещё к какому-либо отверстию в организме. Тут всё время надо быть настроже, а то опростаешься ненароком…

Фотоиллюстрация: 29.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Письмо родителям, которое я писал в условиях сильной килевой и бортовой качки. Писать это письмо было тяжело, но интересно, потому что я состязался с волнами, ловил момент, когда нос корабля проходил среднюю часть траектории движений вниз-вверх и вправо-влево. Это письмо я писал по одному слову за фазу каждой волны.