2020 год - год Яна Ван Эйка в Бельгии

Аида Нейтенс
OMG! Van Eyck Was Here!
Боже Мой! Ян Ван Эйк был здесь!

Так остроумно подписал Ван Эйк картину четы Арнольфини. А мы с вами поговорим на другую тему.

Оптическая революция в творчестве Яна Ван Эйка – таково название выставки в Генте, в Музее Изящных Искусств. Честно говоря, я не очень-то разбиралась до сего момента в этих тонкостях, мне достаточно было просто рядом постоять с шедеврами Яна Ван Эйка. Меня больше привлекает скрытое содержание… символы… тайна… изображение Божественного… Конечно, богатство красок… и бесконечная роскошь одежд и драгоценностей.

Вы даже не можете себе представить, сколько всего написано про великого Яна Ван Эйка за все века. Даже не буду перечислять. Его творчество не дает покоя умам человеческим, и моему уму тоже не дает покоя…

Я представляю его, как живого, как он писал свои картины, как ходил по Брюгге, как дружил со всеми одинаково, от великих герцогов и до простолюдинов, как жил, любил, вдохновлялся, путешествовал. Вы сомневаетесь? Взгляните в его глаза на портрете незнакомого мужчины. И еще сомневаются, что это сам мастер. Я не сомневаюсь, и мне так проще.

Ян Ван Эйк стоял у истоков фламандского искусства XV и XVI веков. Мы называем этот период в искусстве Северным Возрождением. Своим живописным стилем и усовершенствованной техникой масляной краски Ян Ван Эйк совершил переворот в Европейском искусстве.

Его непревзойденная детальность и прописанный до травинки ландшафт до сих пор заставляют нас бесконечно рассматривать его картины.

Джорждио Вазари и Карел Ван Мандер писали в своих трактатах, что Ян Ван Эйк изобрел масляную краску. Но тут небольшая неточность. Ян Ван Эйк усовершенствовал технику изготовления масляных красок, добавляя в них сушильные вещества, которые отвечали за быстрое высыхание. В частности, он не использовал смолу, а использовал льняное масло. И еще были другие секретики, которые я тщательно изучаю.

Нанося слой за слоем, своей техникой он достигал глянцевости, прозрачности.
В Италии в то время была распространена темпера. Но усовершенствованная Яном Ван Эйком техника писания маслом распространилась далее по всей Европе. За ней охотились итальянцы, сам Аннтонелло да Мессина приезжал во Фландрию. Хотя, это вопрос спорный. Если вам интересно, то можете посмотреть кино «Тайна фламандцев», снятого режиссером Роберт Валей в 1974 году. Фильм частично снимали в Генте и Брюгге. Кто хорошо знает Брюгге, тот опознает все места и уголки.

Историки искусства до сих пор ломают голову о виртуозности Ван Эйка. Одна из его техник, как мы уже говорили, – это лессировка. Много слоев прозрачной краски, которые накладываются друг на друга, дают картине более глубины и ясности. Достигается особое внутреннее свечение.

Тщательное наблюдение за миром и все усилия по изображению света не было обычным явлением на его картинах. Персонажи, предметы, интерьер достигали трехмерности через свет, который светит. Главные оптические ценности у Яна Ван Эйка — это свет и тень.

Ян Ван Эйк гениально управлял светом. Конечно, он владел истинным знанием работы со светом. Имел практические и теоретические знания, чтобы воспроизвести все эффекты. Вы можете себе представить, что в средние века использование искусственного освещения не было возможно. Единственные источники – это дневной свет и мерцающие свечи в ателье. Но ему это удавалось.

Он искусно писал оптические эффекты, таких как отражение, поглощение и преломление света без люстры в своем ателье, что казалось в то время невозможным.

Во множестве драгоценных камней, изображенных на полиптихе, очень точно изображал светотень. От изменения световых условий оптические характеристики не менялись. Как это было возможно?

В те времена в Европе был известен латинский перевод книги «De Aspectibus” арабского математика, физика и астронома Альхазен. Предполагают, что он хорошо был знаком с его книгой. Второй источник, что читал Ян Ван Эйк, это труд по оптике Джона Пэкхэма, архиепископа Кентерберийский, который учился в университете Парижа и Оксфорде.

Яна Ван Эйк оттуда черпал знания о световых явлениях: отражение, деформация и фокусировка. Наряду с несравненной техникой написания картин, обладал знаниями и рациональными методами, знал, как свет ведет себя в действительности. Все говорит обе его учености и владение латинским языком. В библиотеке Бургундских герцогов почтилюбая книга была доступна. Он даже читал Плиния Старшего!


Вторым таким оптическим революционером стал Леонардо Да Винчи, который перевел живопись из структурного в состояние оптическое. Он пытался подчеркнуть объем и пространство. Как писал Альберти, теоретик итальянского искусства, «есть особая доблесть в том, чтобы вещь плоскую, невыпуклую сделать выпуклой».

Я думаю, и Ван Эйк и Да Винчи делали иллюзию выпуклости с помощью оптики светотеневой, которой добивались при применении масла.

Картины Яна Ван Эйка можно воспринимать как органическое целое. Великий французский художник XVII века Никола Пуссен писал, что есть разница между тем, чтобы просто смотреть, и тем, чтобы смотреть созерцая. Картины Ван Эйка можно созерцать до бесконечности…