Беззимье

Александр Георгиевич Гладкий
Беззимье… Кто-то скажет: «Что вы выдумали? Нет такого слова!» Оказывается, есть! И означает оно несоответствие реальной погоды календарной зиме – как раз то, что происходит в Беларуси в наши дни. Середина февраля, а зима так и не наступила. Мрачный, бесснежный, депрессивный ноябрь растянулся на четыре месяца и, похоже, плавно переходит в весну. «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа…», но снег не выпал в декабре, и в январе не выпал, и в феврале тоже. Иногда, при северном ветре, землю слегка белило тоненьким снежным покрывалом, но и оно исчезало бесследно за пару дней. Среднесуточная температура воздуха крайне редко незначительно опускалась ниже нуля, и, естественно, на крупных водоемах так и не образовался ледяной покров, а мелкие прудики изредка прихватывало на пару дней. На их тонкий ледок, с риском для жизни успевали выскочить самые нетерпеливые «отмороженные» рыбаки-зимники, и многие не вернулись живыми с этих рыбалок.

Земля так и не промерзла. На грядках дачников вовсю растут зеленые побеги лука-севка, посеянного под зиму, вылез озимый чеснок, все весенние луковичные растения: тюльпаны, лилии, нарциссы. По-весеннему цветут примулы и фиалки. На жимолости и петрушке всю «зиму» распускаются свежие ярко-зеленые побеги. На месяц раньше зачирикали по-весеннему воробьи, все чаще слышен звонкий голосок синицы, а многие перелетные птицы: лебеди, кряквы, дрозды и вовсе, не улетели в этом году в теплые края, разумно посчитав: «А зачем тратить силы впустую?»

Будучи на даче пару недель назад, я зашел в лес, разгреб листву, нашел кустики печеночницы и увидел набухшие молодые цветочные бутоны, готовые распуститься вот-вот. Сразу вспомнился эпизод, когда в 1990 году я, возвращаясь с охоты, нашел в лесу маленький, скрюченный, но распустившийся синий цветок печеночницы, которую многие неверно именуют пролеской. Вернувшись домой, я показал его дочерям, со словами: «Запомните, дети, этот день – двенадцатое февраля. Вряд ли вы еще когда-нибудь найдете цветок среди зимы». И вот, спустя тридцать лет ситуация повторяется.

В связи с беззимьем, у нас в Беларуси ходит такой анекдот.

Гадалка вангует: «Это последняя зима вашего президентства, Александр Григорьевич».
«Да? Тогда зима отменяется. Зимы не будет!» - ответил президент.

Наверное, кто-то рад, что зима теплая, бесснежная, не скользкая, не слякотная, но для меня – любителя лыж и зимней рыбалки глубокое разочарование. В голову лезут дурные мысли: «Неужели больше зим у нас не будет, и я не стану на лыжи и не вылезу с удочками на лед?» Очевидно, что глобальное потепление наступает катастрофически и отрицать это может только «купленный» эксперт, защищающий чьи-то корыстные интересы.

 Хочется верить, что нормальные зимы вернутся. Ведь и во времена Пушкина случались теплые зимы, но потом все возвращалось на круги своя.

А пока, ждем Весну!