Бригадир тыловиков

Айша Курбанова 3
                В тот день, когда окончилась война,
                И все стволы палили в счёт салюта,
                В тот час на торжестве была одна
                Особая для наших душ минута.

                Александр Твардовский

                Рабаданов Залкип, участник тыловых работ, кавалер медали «За оборону Кавказа», был первым комсомольцем села.  Потомственный  крестьянин, он от всей души воспринял идеи социалистического образа жизни, стал активным пропагандистом в деле создания коллективной артели «Каганович».
                Комсомольцы 30-х годов минувшего века были в селении Карбачимахи самыми дисциплинированными и честными работниками, агитаторами партийных идей и ударниками коммунистического труда. Дав клятву при вступлении в ряды ВЛКСМ, они старались быть безупречными и пунктуальными.
                Думая о поколении комсомольцев, ровесников Залкипа, мне вспоминаются слова Максима Горького, пропагандируемые на собраниях первичных комсомольских  организаций, в которых в своё время я участвовала: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье».
                Мне кажется, что комсомольцы, ровесники Залкипа, воплощали в жизнь слова Максима Горького своими реальными делами: в  годы Великой Отечественной войны Залкип и его ровесники внесли свою лепту в сбор меди, организованной в фонд обороны. Сдали государству  медные тазики, подносы, кувшины, имеющиеся дома. Это подтверждается и в III томе «Книги памяти», изданного в Махачкале, издательско-полиграфическом объединении  «Юпитер»: «Комсомольцы и молодёжь района в 1941 году собрала 11 тонн меди, 29, 4 тыс. руб. сдали в фонд обороны».
                Сегодня, когда некоторые современные соотечественники честными и нечестными путями стараются брать у государства, как можно больше, не давая взамён ничего, а иные наживаются на коррупции, не восхищаться щедростью таких людей, как Залкип, не можешь, так как любовь к Родине у комсомольцев 30-80-х годов была искренной и неподдельной.
                Когда закончилась Великая Отечественная война, такие люди, как Залкип, чувствовали гордость за себя, за односельчан, которые не пожалели ни физических сил, ни денежных средств, ни времени ради приближения Победы.
Поддерживая фронт, ему, бригадиру тыловиков, роющих противотанковые рвы в районе Ленинкента, приходилось не только копать положенные 2 метра твёрдого грунта в день, но и перевозить на арбах тела погибших от болезней односельчан, отправленных рыть окопы. Окончание войны для Залкипа, как и для всех граждан нашей страны, было самой счастливой порой в его жизни.

                ***
                Когда одноклассница Ашура, дочь Залкипа, рассказывала о наставлениях своего отца, я думала, что она из любви к папе что-то преувеличивает. Однако вскоре мне самой довелось услышать от Залкипа не менее мудрые слова, чем те, что я слышала от дочери тыловика. 
                Когда строился дом нашего соседа Гусайни, Залкип, считая себя самым близким его родственником, ковыляя тростью, всегда приходил к месту стройки. Когда проходящие мимо молодые люди, пожимая ему руки, расспросили его о жизни и здоровье и предлагали свою помощь, аксакал села улыбался и заговаривал как бы издалека: «Даже у кровной родни чувства родственности могут исчезнуть, если близкие люди друг к другу не ходят, не справляются о житье-бытье. В старину не упускали случая, чтобы не зайти друг к другу, чтобы узнавать о самочувствии домочадцев, рассказать о новостях. Заходили и просто так, потому что чувствовали влечение к близким. Сейчас что-то редко такое наблюдаешь. Мне приятно, молодые люди, что вы не проходите мимо и предлагаете свою помощь.
                Когда человек строит дом, делает любую трудную работу, близкие люди должны быть рядом. Если даже кто-то из них, как я, например, не в состоянии помочь физически, он обязан поддержать его добрыми словами.
Ни один человек не ушёл на тот свет, с чувством, что успел сделать для дома всё, что хотелось. Работа работой. Для человека, любящего трудиться, как вы знаете, работы никогда не заканчиваются. Увлёкшись домашней или служебной работой, нельзя забывать о существовании родственников. Нельзя забывать о необходимости им помочь.
                Есть такая пословица: «Посеешь пшеницу – пшеница взойдёт. Посеешь коноплю – конопля прорастёт». Добро, сделанное вами, рано или поздно добром к вам вернётся. Поэтому, пока вы живы, спешите делать добро всем, кому успеете сделать. Поддержите каждого, кого вы в силах поддержать: неважно физическим трудом или своей душевной теплотой». Услышав эти слова Залкипа, у меня сложилось о нём впечатление, как о мудром человеке.
                А он в тот день,  увидев, как две односельчанки ругаются из-за того, что телята одной  растоптали пшеничное поле другой,  покачал головой: «Люди часто враждуют между собой по пустякам, портят себе и другим настроение. Ссора или месть никогда к добру не приводят, точно так, как отрава,  никому не приносит пользы. Люди, уважающие себя и других, обычно стремятся понять, каковы будут последствия сказанных  ими слов, совершённых ими поступков. Рассудительные люди не делают опрометчивых шагов и не бросают слов на ветер, не совершают поступки, порочащие их.
                Прежде чем ссориться или враждовать с кем-то, хорошо было бы, если бы человек  думал о последствиях своих слов или поступков. Ведь с теми, с кем мы ссоримся, рано или поздно приходится встретиться лицом к лицу».

                ***
                К сожалению, время неумолимо. Нет теперь этого мудрого односельчанина в живых. Всё реже и реже встречаешь в жизни таких аксакалов, как Залкип. Горцы, переселяясь в города, всё реже и реже находят время, чтобы зайти в гости к родственникам. Теряются связи куначества, близости к родным истокам. А это, в свою очередь, ведёт к утере знаний о своей родне, о малой Родине. К счастью, такие люди, как Залкип, остаются живы в генах детей.
                Бывший тыловик успел передать своим пятерым детям: Магомедгабибу, Джавайрат, Сакинат, Рабдану и Ашуре свои знания, свой жизненный опыт и нравственные истоки. Воспитал он их вместе с Магомедовой Зайнаб так, чтобы они ценили интересы близких людей, болели  душой за родню, берегли друзей и честь села.