Он следовал завету Не убий

Айша Курбанова 3
                Роковым препятствием на благородном человеческом пути               
                была и остаётся война – самое безнравственное деяние из всех,
                какие породил человек. Но люди упорно борются за то,
                чтобы само слово ВОЙНА упоминалось бы со стыдом и раскаянием
                теми разумными существами, кои будут жить после нас,
                и ради которых мы живём ныне и работаем.

                Виктор Астафьев

                Мирзаханов Саид – Саидацци, как все его в селе называли, был глубоко верующим человеком. Потомок  Хатта, вольного крестьянина, который имел собственную пастбищную и сенокосную землю,  внук первого грамотного человека, свободно читающего  Коран на арабском языке, Саидацци больше всего на свете боялся совершить грех.
                Свои знания по арабскому языку и земельные участки Хатта передал своему единственному сыну Мирзахану, хорошему исполнителю и любителю народных песен. Как истинно верующий мусульманин, сын Хатта, Мирзахан,  пешком совершил хадж к святым местам (хадж пешком считался   священным и благородным делом). В Мекке он углубил свои знания по арабскому языку, литературе, философии и получил титул учёного-арабиста.
                Старожилы, слышавшие от паломников о пустыне Сахаре,  рассказывали: «Там страшные бури проносятся над  песками, горячий  ветер обжигает лицо, сушит горло. Тучи песка и камней несутся по воздуху. Они   хоронят караваны верблюдов, лошадей и людей. Высота этих опасных  вихрей может достигать  нескольких десятков  метров и накрыть под собой всё, что попадается на его пути. 
                Они сделали свои предположения, что Мирзахана-хаджи и его попутчиков,  возвращающихся через пустыню Сахара в родной край, накрыла смерч, поэтому больше никто не видел вышедшего из Мекки и не добравшегося до дома Мирзахан-хаджи.  Его  жене  Айшат, овдовев, пришлось одной растить   единственного сына Саида. Саид унаследовал от своего отца Мирзахан-хаджи и деда
                Хатта любовь к религии, к священным книгам. На земельных  участках, перешедших к нему от них,   Саидацци вместе с женой Ибатаевой Пати разводил крупный и мелкий рогатый скот. По словам долгожительницы села Карбачимахи, Османовой Патимат, прожившей 102 года, как указано в её паспорте, в 1934 году «целое стадо», то есть, все поголовье крупного и мелкого рогатого скота Мирзаханова Саида работники НКВД увели и передали Аштынскому колхозу, а его раскулачили.
                Как выяснилось позже, Саидацци,   строго соблюдавший традиции  Сюргинского вольного общества,  никогда не эксплуатировал односельчан. Карбачимахицы по доброте души помогали ему во время сезонно-полевых работ, так как за такую помощь этот набожный горец всегда щедро делился полученным урожаем с теми, кто приходил к нему помочь. 
                А в 1935 году на суде, на котором обсуждался вопрос правомочности действий работников НКВД, сельчанам удалось доказать, что Саидацци никогда не эксплуатировал чужой труд.  Мирзаханова Саида оправдали и выпустили из зала суда.  Ему, как он признавался своим родственникам, чудом удалось избежать каторги и презрительного прозвища «Кулак».
                Хотя Саидацци на каторгу не отправили, его жене Пати и единственному сыну Магомеду, пришлось перенести голод и немало лишений. Саидацци, лишившийся не только своего крупного и мелкого рогатого скота, немалых пастбищных и сенокосных земель, переданных позже  колхозу «Рассвет», перенёс сильную душевную травму – утратил покой и жизнерадостность. Долгие годы он жил в одиночестве, в высокогорном хуторе Арапи, заболел эпилепсией. Но зов крови потянул его к родному очагу, к своему единственному сыну Магомеду. Вернувшись в семью, Саидацци стал обрабатывать бывшие свои, ставшие   колхозными, земли.
                А когда началась Великая Отечественная война, Саидацци, несмотря на то, что был болен эпилепсией, 1 января 1942 года принудительно был отправлен на фронт. Мирзаханов Саид был зачислен в 124 Запасную стрелковую дивизию. Однако глубоковерующий мусульманин, который свято следовал самому главному религиозному завету: «Не убий», не мог даже слышать о том, что ежедневно проливается кровь сотней тысяч красноармейцев. Он терял сознание при мысли о том, что и он будет причастен к пролитию, пусть даже вражеской, крови – крови молодых ребят, обманутых Гитлером и отправленных воевать.
                23 августа 1942 года военные врачи признали его психологически недееспособным и отправили в  госпиталь, в Баку. После лечения Мирзаханова Саида под конвоем привели домой. 
                Проливать, чью бы то ни было кровь,  Саидацци не мог, но помочь Родине, он считал своей обязанностью. К тому же медицинской комиссией при Дахадаевском РВК он был признан годным к нестроевой службе. Саидацци принял участие в рытье окопов в районе Каякент – Махачкала.
                После окончания войны бывший тыловик всю жизнь  совершенно бесплатно строил дома односельчанам, проводил ремонтные работы. Он помогал всем, кто   нуждался в его помощи, совершал все ритуалы в доме покойного, учил сельских детей Корану и мусульманским обрядам, во время сезонно-полевых работ принимал  активное участие.
                За долголетний и добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР, Указом  Президиума Верховного Совета от 30 ноября 1978 года Мирзаханов Саид был награждён медалью «Ветеран труда».
                Карбачимахинцы с глубочайшим уважением вспоминают о потрясающей доброте этого  человека. Доброта  Саидацци передалась его единственному сыну Магомеду, Заслуженному врачу РД, Отличнику здравоохранения ДАССР, Отличнику курортов профсоюзов, лауреату Государственной премии в области литературы за роман «Мой Фараон». Его сын Магомед, окончив Аштынскую школу-интернат, с 1957 по 1959 год работал секретарём РК ВЛКСМ Дахадаевского района.
                С 1966 года, окончив ДМИ, работал фтизиатром в Акушинском районе, в городе Буйнакске. С 1968 года по 1969 год он работал заведующим терапевтическим отделением в курортной поликлинике «Каякент».  С 1969 года по 1972 год – главным врачом санатория «Талги».
                За период работы главным врачом в курортах «Каякент», «Талги» и «Каспий» им были разработаны новые методики лечения минеральной водой и природной грязью, благодаря чему многие поколения больных суставами, кожными заболеваниями обрели радость движения и чувство полноты жизни. Отдыхающие со всех концов распавшегося ныне Советского Союза почувствовали на себе благотворное влияние лечением термальными водами и лечебной грязью в санатории «Каякент».