Ветеран

Анисья Зудова
Давно это было. Сорок с лишним лет уже прошло с того памятного школьного урока.
Перед очередным Днем Победы должен был состояться классный час по теме          « Урок  мужества».  Звонок прозвенел, урок начался, а в классе не было ни классного руководителя, ни  Михаила Ивановича – ветерана войны.  Он приходил в наш класс на       « Уроки мужества» в предыдущие два года. Михаил Иванович  в годы войны был политруком. Он рассказывал нам о героических битвах, о том, как  в годы войны встал на защиту страны весь народ. Но как-то не цепляло нас его выступление.  Фразы его часто напоминали строки из учебника истории, и хотя  ребята относились  с уважением к заслугам этого героического человека, одетого в военный китель,  но слушали его не очень внимательно и вопросы задавали неохотно.  На груди у Михаила Ивановича  красовалось множество орденов и медалей.  Мальчишек больше всего интересовало, что это были за ордена и за что они были Михаилом Ивановичем получены. Девочки в основном молчали, либо потихоньку занимались своими делами. Кто-то из них читал под партой интересную книжку, кто-то разглядывал свое лицо в маленькое зеркальце, спрятанное на парте за учебником от  глаз классного руководителя.
Но в этот раз все пошло не так.  Пошумев немного, ребята решили отправить старосту класса в учительскую, чтобы прояснить ситуацию. Большинство ребят в классе были настроены пойти поскорее домой. Староста вернулась быстро, но не  одна. Вместе  с ней  в класс вошли классный руководитель Валентина Петровна и невысокий седой  мужчина, как мы поняли, это был именно тот ветеран, который был приглашен на сегодняшний « Урок мужества». Класс встал. Валентина Петровна, разрешив нам сесть, представила нам ветерана:
- Ребята, сегодня к нам должен был прийти Михаил Иванович, но он занемог.  К счастью побеседовать с вами согласился Василий Егорович.  Василий Егорович прошел всю войну. Он награжден двумя орденами « Красной Звезды» и медалью « За отвагу».  Он очень хороший человек и я очень рада, что он мой сосед. Прошу, Василий Егорович, присаживайтесь вот здесь, за учительским столом.
Василий Егорович сел за учительский стол и теперь мы  смогли рассмотреть, что  на его  поношенном сереньком не слишком хорошо отглаженном пиджаке приколоты два ордена и медаль. Он откашлялся и, наконец, произнес тихим голосом:
-  Здравствуйте, ребятки. Валентина Петровна попросила меня выступить перед вами. Не мастер я речи говорить, но попробую.
Призывался я в сорок первом году, в октябре, как раз уборочную закончили. Девятнадцать лет мне в ту пору было, в колхозе работал. Воевать начал под Москвой. Вы, наверно, видели по телевизору парад в Москве в сорок первом году. Вот и я там был. А с парада сразу в бой. В нашем полку большинство бойцов были такими же, как я – молоденькими, необстрелянными.  Были, конечно, и бойцы постарше. Некоторые из них уже воевали – кто в первую мировую, кто в гражданскую, а кто и на финскую поспел.  Но большинство были ненамного старше ваших мальчиков. Много их погибло в первом бою, очень много. Как мне удалось выжить, не знаю. Не прятался от боя, воевал, как мог, но мне повезло.  Через месяц ранило меня, мина взорвалась, меня осколками побило. Ну, повытаскивали из меня  в госпитале осколки, подштопали, подлечили, потом снова на фронт. За эти бои и получил я медаль.
Потом снова были бои. При форсировании Днепра поставили нашему полку задачу захватить плацдарм на той стороне.  Днепр – река широкая. Ох, и широкая. Немало наших бойцов утонуло, прежде  чем смогли мы выбраться на другой берег. Но плацдарм захватили и  удерживали его до подхода основных сил. Там меня снова ранило. И снова мина. Но теперь раны уже серьезнее были.  Один из осколков я и теперь в себе ношу, рядом с сердцем. Не стали доктора его извлекать, говорят опасно. За этот бой получил я орден « Красной Звезды». Провалялся  я в госпитале почти полгода, а потом снова на фронт.  Снова бои, снова гибли мои однополчане. Был у меня фронтовой дружок Семен. Тоже прошел почти всю войну. Казалось, вот она победа, уже рядом. А погиб он при штурме Берлина.  А я-то войну в Вене закончил. К концу война уже шла. Со дня на день ждали победу. А я снова в госпиталь попал, пулю словил, видимо снайпер работал. Хорошо, хоть в руку та пуля попала, а не в голову или в сердце. Да…
Василий Егорович помолчал немного, осмотрел весь класс, потом снова таким же тихим голосом продолжил:
- Поганое это дело, ребятки, война. Поганое и тяжелое. Я вот все годы был на передовой. Грязь, кровь, холод, а временами, и голод – вот что такое война. Но страну защищать от фашистов все равно надо было. Надо.  Насмотрелись мы на то, что они творили на захваченной территории. Страшно и больно было. За людей больно, которые под врагом оказались. Ладно, мы были солдаты и гибли в бою. А бабы, ребятишки, старики – они то, за что страдали?
Василий Егорович говорил негромко, но неожиданно в классе установилась просто мертвая тишина. Слушали рассказ этого немолодого человека все – и девочки, и мальчики. Слушали ребята, потому, что этот рассказ был откровением для них. Прошедший всю войну фронтовик рассказывал не об успешных атаках или захватах «языков», не о патриотизме солдат, которые умирали со словами « За Родину!».  Рассказ Василия Егоровича был о той изнанке войны, о которой говорить было не принято. И это цепляло души школьников. Василию Егоровичу верили.
- Ну, в общем-то, вроде и все. Что я могу вам еще рассказать, не знаю. Если у кого-то есть вопросы, ребятки, спрашивайте. Я постараюсь ответить.
Сначала в классе было тихо, но через минуту поднял руку Женька Комаров, наш      « Комарик» как мы звали его в классе за маленький рост и худобу.
- Василий Егорович, а Вы в атаку часто ходили?
Василий Егорович улыбнулся:
- Это как в кино, с криками « Ура, за Родину! За Сталина!»?
- Ну, да.
- Нет, не часто. Раза три за всю войну.  Это только в картинах военных в каждой атаке обязательно с винтовкой или автоматом наперевес выпрыгивают солдаты  из окопов и с криком « Ура!» бегут напролом до фашистских окопов.  Беда только, что в такой атаке добежать до окопов противника смогут лишь единицы. Посекут фашисты почти всех в такой атаке из пулеметов и автоматов. А мы в основном либо перебежками двигались, либо на пузе ползком.  Сколько мы километров проползли за войну, не сосчитать. Наверно, не меньше, чем прошли. А чаще атаковали перебежками. Спрячешься за стеной или деревом, несколько выстрелов сделаешь, выберешь куда дальше можно спрятаться, выберешь  момент – и бегом, пока тебя не накрыли. Вот так-то. Так, что не часто мы в лобовые атаки ходили.
Теперь, когда первый вопрос был задан, ребята оживились, у каждого  оказался свой вопрос, который он хотел бы задать ветерану. В классе был просто лес поднятых рук.
Пытаясь первым задать  свой вопрос, Витька Климов, сидевший на первой парте вместе с Лизой Горшковой, попытался оттолкнуть ее руку. Это увидел Василий Егорович. Он недовольно покачал головой.
- Ай-я-яй, мальчик, разве можно девочку обижать?  Как тебя зовут, девочка?
Немного стесняясь, Лиза встала и тихо проговорила:
- Меня зовут Лиза Горшкова.
- Как?!
Увидев, что Василий Егорович заволновался, Лиза еще больше смутилась и проговорила еще тише:
- Лиза Горшкова.
Василий Егорович снова откашлялся, немного помолчал, потом, словно что-то решив для себя, продолжил:
- Садись, Лиза, пожалуйста. Очень ты меня взволновала.
Потом еще немного промолчав, продолжил рассказ:
- Война для нас, мужиков, была тяжелым испытанием. А ведь на войне были и девушки и женщины.  И им было еще труднее, чем нам, намного труднее. Не предназначены они для ратной службы. Они должны детей рожать и воспитывать их, семью обустраивать. А им пришлось воевать. Да…
Встретил я на войне свою первую любовь, а звали ее Лиза Горшкова. Из Омска она была.  Молодые мы были. Мне в ту пору двадцать один год был, а ей девятнадцать. В нашу роту санинструктором ее направили. Была она невысокая, худенькая, светловолосая с голубыми глазами. Хохотушка. Многие наши бойцы добивались ее расположения, а выбрала она меня. Любовь у нас была. Только недолгая она была, месяца три. А потом, когда меня во второй раз ранило, она меня с поля боя вытащила. Я, вроде, и не слишком крупный был, а все равно тяжело ей было меня тащить. И понимает, что могу умереть, и тащить сил уже нет. Плачет, а тащит. Хорошо ребята увидели, помогли ей. Я благодаря ней жив остался. Меня в госпиталь отправили, а Лиза моя через неделю погибла.  Немецкая бомба угодила в блиндаж, где раненые были, ну и Лиза с ними. Вот и получилась братская могила. Через всю жизнь пронес я память об этой любви, о Лизе.
В это время прозвучал звонок с урока. Но если обычно после звонка ребята начинали  собирать свои вещи, торопясь на перемену, и учителям с трудом удавалось довести урок до конца, сейчас все продолжали сидеть на своих местах, словно и не слышали звонка.
Между тем Василий Егорович решил дать возможность задать свой вопрос и Витьке:
- А что ты, мальчик, хотел у меня спросить?
Витька, заметно волнуясь, поинтересовался:
- Василий Егорович, вот Вы всю войну прошли, а почему у Вас так мало наград? Когда к нам приходил Михаил Иванович, у него вся грудь в орденах.
Даже нам, школьникам,  вопрос показался бестактным, а Валентина Петровна привстав со стула, на котором она сидела, хотела прервать Витьку. Но Василий Егорович ответил и на этот вопрос.
- Ну, награду надо было заслужить. На войне их просто так не раздавали.  А вообще у меня их гораздо больше. Всего у меня двенадцать наград. Есть еще орден Славы, медали. Но я ношу только эти два ордена и медаль « За отвагу», самую солдатскую медаль, потому, что те бои, за которые я их получил, были для меня самыми тяжелыми, самыми запомнившимися.
Наверное, мы бы задавали вопросы Василию Егоровичу еще долго. Но Валентина Петровна прервала наше общение с этим много чего повидавшим человеком.
- Ребята, был звонок. Пора заканчивать. Да и Василий Егорович, наверное, устал.
Класс недовольно загудел. Тогда Валентина Петровна предложила:
- Ребята, если Вам понравился рассказ Василия Егоровича, давайте мы и на « Урок мужества» на следующий год снова пригласим его. Согласны?
Класс единым вздохом ответил:
- Да!
- А сейчас мы поблагодарим Василия Егоровича за то, что он сегодня пришел к нам. Большое спасибо, Василий Егорович и за Ваш ратный труд и за сегодняшний рассказ.
Из класса ребята выходили какие-то притихшие задумчивые. Очень хотелось послушать, что же еще нам расскажет Василий Егорович. Но не случилось. Вскоре после этой встречи не стало ветерана. Зашевелился сидевший в нем осколок. Догнала его война.
Давно  это было.  Больше сорока лет назад.  Выросли и повзрослели мои одноклассники, стали не только мамами и папами, но уже многие – бабушками и дедушками. Не все мои одноклассники дожили до этого дня. Но больше всего поразила всех нас смерть нашего тщедушного, казалось, Женьки – « Комарика».  Женька - вечный тихоня и «троечник», самый слабый из всех мальчишек в нашем классе, именно он оказался героем. Именно он погиб  в Афгане двадцатилетним пареньком, спасая таких же, как и он сам, пацанов.  Теперь его имя наряду с именами героев Великой Отечественной выбито на стеле памяти в нашем городке. И всякий раз, вспоминая павших героев, вспоминаем мы  нашего героя – Евгения Владимировича Комарова.
Вечная память и вечная слава всем, кто отдал свою жизнь за страну – и Василию Егоровичу, и Михаилу Ивановичу, и нашему « Комарику», и еще миллионам защитников нашей Родины!


PS: Фото из Интернета. Спасибо автору за фотографию.