Воспоминание о моей матери

Валентина Губочкина
   В архивном фонде Вятской духовной консистории в метрической книге Михайловской
церкви села Верхотулье Котельнического уезда Вятской  губернии за 1914 год  под
порядковым номером 114 имеется актовая запись о том, что 02 мая 1914 года родилась
девочка Пелагея, крещена 04 мая 1914 года.
   Родители: Пишнурской волости починка Ремешинцы
             крестьянин Александр Григорьевич Мартынов
             законная жена его Евдокия Романовна, оба православные.
   Восприемница при крещении: починка Мальцевых крестьянина Ивана Ивановича Мальцева дочь девица Анастасия.
   Таинство крещения совершили:Священник Александр Ливанов с диаконом Владимиром
Кордемским.
   Основание: Ф.237 , оп.226 , д. 1493 , лл.562 об., 563.
   Кроме моей матери, детей у Евдокии Романовны и Её законного мужа Григория Александровича, были дети Александр, Катерина , Татьяна Мальчик Саша, который в силу каких-то тяжких обстоятельств,умер в раннем детском воз-
расте. Все три сестры дожили до старости, пережив все невзгоды и удары судьбы,выпавшие
на их не лёгкую долю.
   В том же году,когда родилась мама, её отца забирают на фронт на Первую Мировую
Отечественную войну. И бабушка остаётся одна с четырьмя маленькими детьми.
   Мама получила не полное образование сельско-приходской школы, в связи с тяжелым
материальным положением, рано начинает работать в колхозе.
   Старшая сестра Екатерина, как только достигает совешеннолетия уезжает со знако-
мыми в Красноярск. Татьяна выходит замуж, муж её забирает к себе в дом и мама
остаётся в доме со своей мамой двоём.
   В 1933 году мама выходит замуж за моего отца и переезжает жить в семью к  своему мужу Ежову Андрею Васильевичу. Огромная семья-мама является тринадцатым
человеком в семье. Семья состояла из главы семьи Ежова Василия Ивановича, его
супруги Марии Ивановны и к тому времени незамужних детей Михаила, Татьяну и Александра,Пелагею и Ивана и их дитя,Наталья, её муж и их дитё .
   Матери пришлось жить не долго в большой семье. Отца забирают на службу в армию в 1914 году и она переезжает жить к своей матери, в другой конец деревни.
   В феврале месяце 19 числа у неё рождается мальчик Иван до лета она живет в деревне, а на лето она уезжает к мужу на службу . Там они получают комнату и жи
вут в Беломорске до конца службы в армии. Потом отец переводится в Петрозаводск
и в Петрозаводске они живут до начала Великой отечественной Войны 1941 года. За это время в 1939 году 22 ноября появляюсь я на свет.Мама за это время уезжает в
деревню к бабушке, рожает меня там и только к лету 1940 года приезжает со мной
и с Иваном к отцу в Петрозаводск.Там мы мирно живем до лета 1941 года.
   В том периоде, пока мы жили в Петрозаводске, Иван, простудился и у него воспалилось среднее ухо, он заболел и врачи решили ему за ухом делать долбежку,
чтобы из среднего уха вытекала вся жидкость.Ухо быстро зажило,а травма осталось
на всю жизнь. Иван всегда отставал в школе, не хотел учиться и школа ему давалась с большим трудом.
   В 1941 году в июне 22 числа началась Великая Отечественная война. Отца призвали на фронт, откуда он не вернулся.
По расказам моей матери и брата, когда отец уходил на фронт он очень долго про=
щался со мной. Я была еще совсем маленькой, мне было 7 месяцев, он завернул меня
в маленькое одеялко, сажал меня на поленницу дров, и долго со мной прощался.Как
будто знал, что больше меня никогда не увидит.
   Как только отец ушел на фронт, мать началась готовиться к эвакуации.
   Поезд уходил в Котельнич в конце недели.И мы трое и вместе с нами уезжала
жена Окуленко и их дочка Ада в нашу деревню в эвакуацию, пока идёт война.
Её муж служили с отцом в одном полку. Нас 5-х сопровождал солдат, который ехал на
побывку домой к своей маме на несколько дней, солдат срочной службы.
   Путь наш оказался длинным, длиной около месяца.Все ночи на пролёт нас везли,
а днем стояли опять на том же месте. Так к концу месяца мы добрались до нашей
остановки, Котельнич. От сюда сорок минут и мы у бабушки Евдокии Романовны.
   За время нашего путешествия наш поезд  несколько раз бомбили. Один раз очень
сильно.Мама только ушла за кипятком и вдруг налетает на нас Мистер шмит и начинает нас бомбить. Начинало уже темнеть. Как мне потом рассказывал Иван, что
я хватаю тебя, заворачиваю в одеялко и сколь у меня есть силы бегу в лес. Там
я залезаю под самую высокую ель , достаю кусок хлеба разжевываю его во рту,за
ворачиваю его в тряпицу и даю тебе в рот. Ты к тому времени очень громко плакала.Но когда во рту обнаружила, чтото вкусное, плакать перестала и быстро
заснула. Утром нас нашла наша мама.Забрала из кустов и направилась к нашему
вагону.Так мы продолжали свой путь к бабушке Евдокие.
   Что я помню еще о маме во время войны. Мать была тогда совсем молодой, а я
маленькой.К матери часто приходили колхозные девушки, они просили у матери, что-
нибудь из маминой одежды одеть им сходить на танцы или на свидание.Мать им с
удовольствием давала какие-то платья или юбки и кофты. Они брали меня на руки и
таскали всё время на руках, пока они были у нас. А я сидя у них на руках, размышляла, что это за бугры у них с переди, может там красивые тряпки спрятаны,
в которые можно играть в куклы. Потом они уходили, а я застенчиво спрашивала
маму о своём сомнении. Мать смеялась от души.
   Мама много вещей привезла из Петрозаводска. Кожаное пальто отца,для себя шубу. Ну и разную на себя одежду. Все это послужило большим подспорьем в дальнейшей нашей жизни в деревне. Мать ездила в выходные дни и меняла на хлеб и муку свою одежду. Помню, как они сидели с бабушкой около сундука и обсуждали
что наиболее удачно и подороже можно сейчас продать.
   Помню мать когда была дома, она всегда стирала. А я смотрела на неё, и подбрасывала  ей на стиральную доску очередную поорцию тряпок для кукол. Когда
она обнаруживала моё трепьё, она  с укоризной смотрела на меня, выбрасывала
трепьё из корыта прямо мне в руки, но не помню, что она при этом говорила.
Так заканчивался наш постирочный день.
   Еще помню, как мать отправляли на заготовки дров в Кунгур. Мать пришла с ра-
боты и долго перед бабушкой оправдывалась, что её посылают от колхоза на лесозаготовки.Бабушка приводила разные факты, что маму не имеют права забирать
на лесозаготовки, но у мамы были доводы на все случаи жизни. Так мать уехала
на три недели делать заготовки дров в далекий кунгур.
   Помню как мама приехала из Кунгура, у неё страшно болели руки и ноги.
В последствии я написала даже стихотворение об этом героическом поступке матери.
но к сожалению ни матери , ни бабушки уже не было в живых.
   Следующие события , которые оставили след в моей памяти, это учеба в школе
моего брата Ивана. Когда Иван пошел в 1 класс,я очень обрадовалась. Но радасть
моя быстро прошла.Ничего нового я оттуда не вынесла.Единственное, что я поняла
то, оказывается мне надо учить стихи и другие вещи и слова, чтобы я могла их
отвечать Ивану . А Иван иногда их спрашивал у меня, а иногда забывал. Маму почему-то часто просили зайти в школу. Мама приходила домой и ничего нам с бабушкой не расказывала. Если бабушка спрашивала маму,за чем её вызывали в школу, она односложно отвечала , что просто баловство мальчика.Она никогда не
ругала Ивана за проделки в школе и вела себя так, как будто ничего и не произо-
шло. Она и в дальнейшем, когда он подрастал , достойно несла свой крест.Ни кому
не жаловалась и ни у кого не просила помощи. Всё переживала в себе.
   Когда Иван закончил 4 класса, мать отправила его в Красноярск, к своей сестре
Екатерине.У неё росло два сына и дочь.Катя устроила его в ремесленное училище.
Зиму он отучился там , а на лето приехал обратно в деревню.Сколько же ребятишек
деревенских пришло к Ивану по общаться.А он с удовольствием рассказывал о жизни
в городе.Как там работает водопровод и канализация.Все объяснял деревенским
ребятишкам.Они смеялись и не верили Ивану. Ну не верите и не надо. Он особенно
и не растраивался.
   Далее заболела наша бабушка Евдокия Романовна.У неё отказали ноги и она три года лежала, не вставала. Она ездила на извоз зимой.Было холодно и она простыла
и заболела.Мама куда её только не возила,но все её старания оказались тщетны.
   Не было ещё разработаны учения для спины и что могло помочь старой старушке
с запущенным заболеванием. Это были 1945,1946 и 1947 годы.Бабушка лежала на топчане за русской печью и часто меня просила, чтобы я подмела пол, то к ней
должны были придти проведать подружки. Подруги приходили и приносили ей полакоми
тся киселёк или какие-то испеченные помпушки.Когда Евдокия Романовна совсем
занемогла, мама переставила её кравать в красный угол на против окна. Так она
лежала последние дни.
   Однажды вечером меня бабушка подзывает к себе и говорит:" Валя, сбегай за мамой,она находится у Редькиных." Я быстро одеваюсь и бегу к Редькиным . Она
тут же пошла со мной домой. А мама села рядом с со своей мамой и стала с ней
тихо говорить. Слышу бабушка ей говорит: " Паня, ты возьми мою голову в свои
руки". Мама так и сделала. Взяла в свои руки её головку и бабушка тихо умерла
у нее на руках.
   Помню похороны Евдокии Романовны. Было много народу. Вся деревня пришла проститься с Бабушкой.
Помню меня сняли с печи и на руках передали проститься с бабушкой. Но только меня поднесли к гробу, кто-то сказал, что дети стариков в гробу не целуют.
Меня снова на руках передали на русскую печь.Я там оставалась до конца похорон.
   Бабушку похоронили на кладьбище в Багаях. Потом когда сошел снег, поспели
озимые хлеба и мама смогла испечь разные пирожки и булочки, мы с ней отправились
к бабушке на кладьбище, чтобы проведать её. Помню,когда я съела две или три ват-
рушки, у меня заболел живот и я легла и лежала на траве около бабушкиной могилы.
Подходили женщины и спрашивали маму, что со мной. И мама не зависимо ответила,
что же я буду ограничивать свою дочь в еде и они тихо молча уходили.
   Далее интересное событие, я пошла в первый класс. Мне кажется, что я в разделе школа, достаточно подробно   описала , как я пошла в первый класс.На что
могу обратить внимание, так зто на мои детские чувства радости и успеха, что я
наконец-то пошла в школу. Это был какой-то новый рубеж успеха в школе, где я постигала новые знания. Так пролетели три года без особого напряжения и заботы.
Школа мне давалась легко и я без особых трудов заканчивала третий власс.
   Переезд в город на постоянное место жительства, в меня вселил двоякое чувство. Первое, что это новое место и оно полно очарования, второе, что предстояла долгая реабиллитация моего сознания. Я не умела говарить долго и чтобы мысли мои сразу принимали форму и обороты. Я боялась открыть рот,как будто
от туда потечет вата или что-то не имоверно не красивая речь. Я смотрела на своих однокласниц, это были девочки как куколки,с красивыми бантиками, в коротких платьишках и  красивых Фартушках.Какой была я? Я озознавала только своё
не совершенство, свое отставание от этих милых и красивых девочек. Я никогда не
задумывалась, как чувствовали себя брат и мать.Но они быстро нашли себе работу
и оба начали работать. Мама на заводе в кубовой, вроде бы варить масло.что это
значило, я конечно не знала. Иван же устроился в цех прикладов для автоматов.Это
дерево обрабатывающий цех.
   Прошло несколько дней.Нам задали учить на дом стихотворение. Я выучила стих.
Но когда в классе меня спросили, я сказала учителю, что не могу выучить. И меня
оставили после уроков. Через какое-то короткое время меня учитель спрашивает,
Могу ли я рассказать стихотворение наизусть, я спокойно рассказываю и учитель
меня отпускает домой. Это была моя маленькая победа над собой.И я с хорошим на-
строением бегу домой.
   По тихоньку течет жизнь моей матери . Мы с Иваном взрослеем. На долю нашей
мамы выпадает следующее испытание.Брат Иван работает на заводе в деревообрабатывающем цехе и он хочет приварить дверцу своей тумбочки. Остаётся
после смены и начинает сам приваривать себе дверцу. А тумбочка была на 4 -х человек. В одной из тумбочек находилось какое-то количество пороху, когда в тумбочку попала искра, порох взорволся и загорелся. Загорелся и рабочий костюм
Ивана.Он бросает сварочный аппарат и бежит в сторону котельной, где находились
люди, но тут на пути Ивану встречается труба металлическая над землёй, заполненная водой и брат о неё спотыкается, падает , теряет сознание и горит.
В это время успевают подбежать люди и начинают гасить иванов загоревшийся костюм. У Ивана Обгорело примерно три четверти тела.Все лицо и руки были сгоревшими.Он лежал на кровати точно как кукла Карела Гашека. Полностью в бинтах
руки,ноги,голова. Вместо глаз, оставлены маленькие щелки. Это белый комок бинтов.Мама пролежала в больнице целый месяц. Сначала выписали из больницы маму.
А потом из больницы пришел Иван.
   Я заканчиваю 8 классов и поступаю в Индустриальный техникум на отделение металловедение и термическая обработка металлов. К этому времени я уже перестала
бояться говорить и смело начинаю отвечать на уроках. Ко мне начинают хорошо от
носиться преподаватели техникума и я стала слыть хорошисткой.Все четыре года,пока я училась в техникуме, я училась на хорошо и отлично.Всегда получала
стипендию.
   Так я в 1959 году заканчиваю техникум.Защичаю диплом с отличием и по распределению еду в Троицк на дизельный завод.
   Там я устраиваюсь в общежитие и начинается моя рабочая жизнь.
   Пока мы с братом отсутствуем мама едет в дом отдыха "Тургояк" и там знакомиться с мужчиной Комовым Иваном и выходит за него замуж. К этому времени
мы уже на троих получили комнату в общежитии 14 м2.Иван уходит в Армию. Он служит под Москвой в городе Загорске два года. За тем приезжает домой и женится на девушке из общежития. В течение года они живут в маминой комнате. Мальчик    
Андрей ходит в ясли.Сноха Дуся работает на Машиностроительном заводе.У неё не было никого родных и она любила ходить в общежитие к своим подружкам.А Иван этого не любил. И однажды,когда она очередной раз ушла к девчатам, Иван изрубил её всё бельё и платья. Дуся была в шоке. Она тут же собирает мальчика Андрюшу и ни с кем не обсуждая уезжает в Красноярск. Так Иван остался холостым и не женатым. Только платил 25% на Андрея.Андрей ни когда не приезжал к отцу в гости,
не писал писем отцу. Видно рубка одежды сыграла огромную роль в жизни и Андрея и
матери его.
   Я живу в Троицке, Иван в Новом Златоусте, а мама живет в Сатке Челябинской области.Но долго ей жить у Комова Ивана она не смогла. Иван Комов покупает матери отдельный домик и Мама с Иваном живут в этом доме у речки.Дом не плохой,
побелен, покрашен,в нём удобно, чисто и хорошо.Матери нравилось жить с Иваном.
Но он любил выпивать. Соответственно и мать водил в рестораны, угощал её и ей такая жизнь нравилась.Но она продолжалась не долго. В один прекрасный день Иван
умирает и мама остаётся одна. Тихо живет в своём домике и работает сестрой хозяйкой в глазном отделении в городской больнице.
   Я в это время знакомлюсь с Юрием Кузмичем,мы женимся и я из Троицка переезжаю
в Подмосковье, в Купавну на улицу Железнодорожную. Там у нас рождается Оля.
   Я работаю на заводе портативно-пишущих машин мастером в термическом отделении. Юра возвращается из армии, я увольняюсь с работы и он меня устраивает
работать технологом на Саввинский механический  завод.Там я проработала почти сорок лет, от сюда ухожу на пенсию и от сюда же я увольняюсь в виду того, что я должна помогать Тане, возить Алену из школы с Тверского бульвара в Кузьминки и вот в течении 3-х лет мы с Раисой Васильевной её возим из Москвы в Кузьминки пять дней в неделю.
   Иван Андреевич в Новом Златоусте живет один. Работает на заводе.Но ему одному
жить не нравиться и он договаривается с мамой и переезжает жить к матери в Сатку.Устраивается на работу сантехником.А мама спокойно живет и работает сестрой-хозяйкой в глазном отделении.Часто печет пироги и приносит угощает своих
сослуживцев.
   В зто время у главврача Антонины Васильевны умирает мама.Она жила отдельно от
своих родителей. И её папа остаётся один в сельском доме с двумя коровами и раз-
ным скотом. Антонина Васильевна приглашает к себе на работу свою сестру Валентину Васильевну и они решают вопрос как дальше жить папе. Антонина Васильевна предлагает Валентине Васильевне папу познакомить с моей мамой. Было
бы не плохо, что моя мама и их папа понравились бы друг другу. Они ставят в
известность друг друга и назначают свидание мой матери и отца А.В..
   Всё проходит как по маслу.Пожилые люди понравились друг другу. Мать оставляет
жить Ивана Анреевича в своем доме, а сама переезжает жить в дом к Василию Андреевичу.Через какое-то время расписываются и живут в законном браке.Мать уха-
живает за животными, у них много сметаны, творогу, молока, масла . Мать всё умела делать и делала с большой заботой. Девочки наконец-то вздохнули.Достаток
и им на стол попал.Зажили весело и хорошо.
Но маме не нравиться много ухаживать за скотиной и они с Василием Андреевичем продают корову,тёлку,овец,дом и переезжают жить в благоустроенную городскую квартиру.Бабушка наконец-то вздохнула полной грудью.
   Тут начинают подрастать мои девочки и каждое лето приезжают к деду и бабушке
отдыхать. Нравится детям и нравится старикам их приезжания каждый год на месяц.
   Юра и я и девочки , мы все любили очень Василия Андреевича. Ему к дню рождения регулярно присылали гостинца. Ни в моей семье, ни в Юриной не было муж-
чины старше нас, поэтому мы все тяготели к Василию Андреевичу.   
   Иван Андреевич долго не скучает один, он женится на женщине Татьяне ,дочери тёти Маши.Но жить вместе Иван Андреевич не может.Сколько они прожили с Татьяной,но через год у него рождается мальчик Андрей.Как они растили Андрея,я не знала. С ними я познакомилась,когда Андрею было лет 10.
   Что нового происходит наших жизнях.Иван Андреевич продолжает жить один в городе Сатке. Часто приходит к матери её проведать. Они с Василием Андреевичем
прожили вместе лет 25.А потом у мамы начали сильно болеть ноги. Она еле передвигалась.За Василием Андреевичем стало не кому ухаживать.Мама каким -то образом получила на себя однокомнатную квартиру и на Василия Андреевича то же
однокомнатную. Девочки ходили жаловались на маму в милицию, что она не ухаживает
за дедом.Когда маму вызвали в милицию и она пришла к ним с костылями. В милиции
развели руками и сказали бабушка ты до дома дойдешь сама . И Валентине Ивановне
пришлось деда брать к себе домой и самой ухаживать за дедом. К тому времени мужья у обеих дочерей Василия Ивановича умерли. И они жили каждая по одной в своих квартирах.
   К тому времени мы с Юрой получили двух комнатную квартиру.Девчата начали вы-
ходить замуж. С начала вышла Оля за Костю, потом Таня за Владика в Москву.
   И мы с Юрой остались жить одни в двухкомнатной квартире.
   Мама часто меня вызывала к себе то, она лежит в больнице, то ей не здоровится
дома. И я по два раза в год ездила на Урал проведать свою маму. И вот однажды
поздней осенью я приезжаю в Сатку. Подхожу к дому, где жила мама и вижу, идет
старушка по улице, еле ноги передвигает, чулки спустились ниже колен, голова не
чесана наверное неделю и она куда-то устремлена. Я смотрю внимательно на старуш-
ку- да ведь это моя мама. Я горько заплакала, подошла к старушке:"Мама, да ты ли
это?" Мы пошли домой , привели её в порядок. И Я решила забрать её тут же с собой в Железнодорожный.
   Сколько мама прожила в Железнодорожном? До августа 1992 года.7 августа она
умерла.Схоронили её на городском Саввинском кладбище.Всегда ходим на кладбище,
убираемся два раза в год и жду когда отнесут меня и похоронят  вместе с мамой.
               ноябрь-декабрь 2023год и январь-февраль 2024 год