Проблема величия спикера

Белоконь Людмила
(Ссылка на публикацию: ПРОБЛЕМА ВЕЛИЧИЯ ОРАТОРА. Сидоренко Л.П. В сборнике: Ценности современного общества Материалы III международной научно-практической конференции. 2016. С. 115-123.- https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30762279)

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы величия оратора (на основе речи М.Л. Кинга). В результате исследования делается вывод, что чернокожий спикер был не только выдающимся оратором, но и харизматической личностью. Его речи, его деятельность способствовали процветанию общества, к предотвращению гражданской войны в США. Его идеология мирного сопротивления привела к действенным результатам. С полным правом М.Л. Кинга можно назвать великим человеком и великим оратором.
Ключевые слова: философская риторика, борьба, непротивление злу насилием, харизма, расизм, истина, великая личность, великий оратор.
«Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений».
 ( Р. Декарт)

Мартина Лютера Кинга рассматривают как выдающегося оратора XX века. Его речь "У меня есть мечта" (англ. «I have a dream») стали называть одной из самых известных речей XX столетия. Эту речь борец за равноправие черных и белых американцев произнес 28 августа 1963г. Она быстро стала популярной. Эту речь слушали больше двухсот тысяч американцев. Кинг провозгласил своё понимание будущего, где белые и чёрные американцы могли бы жить, как свободные и равные в своих правах. Во время своего выступления Кинг настолько увлек аудиторию, которая состояла не только из чернокожих американцев, что собравшиеся слушатели у Мемориала Авраама Линкольна в Вашингтоне объединились в одну сплоченную группу «Марша на Вашингтон»; он вызвал восторженный духовный отклик у своей аудитории, которая рукоплескала этому выдающемуся оратору. Кинг затронул важнейшую проблему американского движения за гражданские права с 1955 года. В то время расизм нигде не проявлял себя столь жестко, как в Монтгомери. Там постоянно проводились унизительные сегрегационные ограничения, безнаказанно развертывалась деятельность Ку-клукс-клана против чернокожих и организовывалась систематическая травля черного населения.
В 1964 г. Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян заявил во вступительной речи: «Хотя Мартин Лютер Кинг непричастен к международным делам, его борьба служит делу мира... В западном мире он был первым, кто показал, что борьба не обязательно подразумевает насилие» [2].
Этот необыкновенный человек обладал удивительным ораторским даром и умением буквально воспламенять аудиторию, вести за собой людей. Не всегда ему сопутствовала удача, но вплоть до своей гибели Лютер Кинг оставался верным своему выбору. Мартин Лютер не пытался угрожать кому бы то ни было. Некоторые чернокожие брались за оружие. Кинг отвергал такую борьбу.
Хотя еще Авраам Линкольн установил запрет на рабство на территории страны, но в своей речи Кинг вынужден был констатировать тот факт, «…что негр все еще не свободен. Спустя сто лет жизнь негра, к сожалению, по-прежнему калечится кандалами сегрегации и оковами дискриминации» [5]. Рабство было отменено, но окончательно не уничтожено. Противостояние, по Кингу, могло быть только добром и ненасилием. Кинг предлагал расовую справедливость.
Он опирался на философию Л.Н. Толстого. Гениальный писатель и глубокий мыслитель занимал важное место в русской философии второй половины XIX в., но в XX в. его идеи осуществились и в условиях американского общества в борьбе за равноправие. В основе религиозно-философских исканий Льва Николаевича стояли вопросы понимания божественного, любви, смысла жизни, соотношения добра и зла, свободы и нравственного совершенствования человека. Он видел улучшение жизни на основе полного отказа от какой-либо борьбы вооруженным методом. Толстой предлагал индивидуальное развитие каждого, нравственное самосовершенствование. «… непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви», - писал он. Толстой опирался на религию, в конце жизни он даже собирался отправиться в Оптину Пустынь, но его трудно назвать религиозным философом, так как он религию воспринимал как этическую и эстетическую составляющую.
Толстой-философ вскрывал всю глубину противоречий между ростом богатства и ростом нищеты, завоеваниями цивилизации и страданием народа от  бесправия. В результате своих философских исканий Толстой даже стал отрицать государство, считал власть злом. Но главная его идея – непротивления. Среди последователей толстовства был и самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор Мартин Лютер Кинг, воодушевил которого и М. Ганди, боровшийся за свободу индийского народа, используя ту же формулу непротивления. Американский писатель У. Э. Хоуэлс писал: «Толстой — величайший писатель всех времен, уже хотя бы потому, что его творчество более других проникнуто духом добра…».
Мартин Лютер также отвергал насилие, он сказал: «Мы должны всегда вести нашу борьбу с благородных позиций достоинства и дисциплины. Мы не должны позволить, чтобы наш созидательный протест выродился в физическое насилие. Мы должны стремиться достичь величественных высот, отвечая на физическую силу силой духа» [5].
Одной из знаменитых фраз Кинга в его философской риторике была фраза: «У меня есть мечта». Тем самым, он покорил всех своей искренностью. Он говорил: «У меня есть мечта, что настанет день, когда в штате Алабама… будет создана ситуация, в которой маленькие черные мальчики и девочки смогут взяться за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками и идти вместе, подобно братьям и сестрам» [5].
Философская риторика и деятельность Кинга способствовали развитию американского движения за гражданские права 1955—1968 годов. Правительство США было вынуждено пойти навстречу тем, кто протестовал. Так, в 1964 году был принят акт о гражданских правах, провозгласивший широкую десегрегацию; через год были приняты дополнительные меры по обеспечению избирательных прав афроамериканцев. В результате дальнейшей ненасильственной борьбы чернокожее население США получило равные права с белыми реально. Это спасло Америку от ужасов гражданской войны. Таким образом, в итоге он сумел словом изменить ситуацию и достичь блестящих успехов в борьбе за свободу чернокожих американцев. Но это не спасло самого Кинга. Он был убит потому, что боролся за равенство людей в обществе.
Если сравнивать философскую риторику и деятельность Кинга с философской риторикой и деятельностью других ораторов, например, с не менее знаменитым оратором А. Гитлером, то можно увидеть, какая колоссальная разница между ними. При этом мы найдем и некоторые общие черты. Одна из самых известных речей Гитлера – это его духовное завещание и призыв к борьбе «Бог живет только в гордых сердцах».
Обе речи: и речь Кинга «У меня есть мечта», и Гитлера «Бог живет только в гордых сердцах» - имели поразительно одинаковые реакцию аудитории – восторженное восприятие идей знаменитых ораторов, но совершенно различный смысл и эффект. Кинг призывал к мирному урегулированию вопроса, хотя у него были все основания полагать, что только вооруженный путь борьбы может способствовать успеху. Что касается Гитлера, то он, используя духовную опору народа на религию, сочинил свой вариант заповедей и религиозных постулатов, которые помогали ему призвать молодых немцев завоевывать новые земли для создания национального государства и увеличения его мощи.
Анализ показывает, что две рассматриваемые нами речи совершенно разные по своей сути. Можно сказать, что в основе рассуждений, как Мартина Лютера Кинга, так и Гитлера - как это ни странно - находятся одни и те же источники. Только эти источники нужно рассматривать в противоположном ключе, и оба оратора предлагают разные пути выхода из создавшегося положения для каждой ситуации по-своему. В отношении проблем расизма обе эти речи находятся в противостоянии друг другу. Произведения таких авторов, создателей расово-антропологической школы, как Жозеф де Гобино, Людвиг Вольтман, Лапуж, Отто Аммон - могли вдохновлять Гитлера и его окружение, но Кинг считал, что такие идеи, когда цветное население можно рассматривать как более низкую расу, неприемлемы. Ему приходилось оппонировать расистской идее о превосходстве одних народов над другими, одной расы над другой. Он фактически вел духовную борьбу с такими идеями в своей речи «У меня есть мечта».
Ориентация Кинга на ненасилие была мирным решением проблемы. Кинг не требовал установления господства черных (как призывала, например, организация "Черные мусульмане"), а предлагал общее братство. Эта речь объединила черных и белых американцев. Американским сообществом ораторского искусства речь «У меня есть мечта» была признана лучшей речью XX века. Эта речь в наше время считается одной из лучших в истории человечества. Это шедевр ораторского искусства. В связи с этим Мартина Лютера Кинга можно признать знаменитым оратором и выдающейся личностью.
Был ли М.Л. Кинг не только знаменитой, но и харизматической личностью, харизматическим оратором? Несомненно. Харизму Кинга можно рассматривать как исключительную одаренность, ведущее начало, как такие его качества личности, которые заставляют массы следовать за ним. Этимология слова «харизма» такова: в переводе с греческого это слово означает (charisma) – милость, Божий дар, необыкновенные способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как Божья милость. Впоследствии термин стали применять для обозначения исключительной одарённости, наделённости какого-либо лица (лидера — пророка, проповедника, политического деятеля), института особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга последователей. Термин впервые применяли в своих концепциях Трёльч и Макс Вебер. По Веберу, харизма – это признание некоей Божественной силы человека, безграничная вера в его возможности, даже - обожествление личности. Харизматическая личность – это способность человека убеждать и вести за собой. Харизматичность личности оратора нужно связывать с аудиторией, которая и определяет, обладает ли данный оратор такими чертами или нет.
Но нужно разделять понятия: «величие» и «харизматичность» личности и оратора. Проблема в том, что понятия «харизма», «величие», «идеал» часто употребляют, как идентичные понятия. Это неправомерно. Гуманитарное знание вообще в настоящее время находится в сложной ситуации. Оно стоит перед нехваткой разного рода знаний, чтобы объяснить те или иные явления. Существующие подходы и концепции не соответствуют реалиям окружающего мира. Рационально-критическая парадигма, которая претендует на роль приоритета в исследовании, предлагает постулировать факторы, объясняющие рассматриваемые процессы изнутри: внутренняя природа взаимосвязи оратора и аудитории. Основная целевая установка современной оратории как техники рассуждений перед аудиторией состоит в том, чтобы убедить аудиторию в своих идеях. Это очень современный взгляд на научные процессы, происходящие между оратором и аудиторией, хотя со времен античности (Аристотеля) такой подход уже был известен. Можно даже сказать, что это «модное» течение в науке в наше время. При этом нужно заметить, что здесь кроется и очень большая опасность. Возникают всевозможные «черные» технологии и многие другие отклонения в пользу псевдонауки.
Мартин Лютер Кинг владел истиной и верными путями того, как достигнуть тех идей, о которых он говорил. Поэтому егофилософскую риторику можно, действительно, считать мудрой. Речь Мартина Лютера Кинга и дальнейшие его действия сыграли важную роль не только в развитии американского общества, но даже всего человечества. Она изменила американское общество изнутри. Теперь можно назвать десятки талантливых политиков из среды афроамериканцев и представителей других небелых рас. Сегодня США возглавляет чернокожий президент Барак Обама. Наверное, здесь есть и заслуга Великого борца за права цветного населения Кинга. Замечательная речь и дальнейшая деятельность этого человека сделала его не только довольно известным оратором. Он показал, что при помощи слова можно изменить мир, не прибегая к насилию.
Но Кинга можно назвать не только харизматической личностью, но и великой. Его величие в том, что он способствовал процветанию американского общества, его идеология мирного сопротивления привела к действенным результатам. Кинг в своей речи «У меня есть мечта» исходит из основных действующих принципов исторического процесса, развития общества, противопоставляя идеям расизма, мирные пути развития общества. Личность оратора до сих пор вызывает уважение, а сам спикер до сих пор представляется благородным, человеком, изменившим ход истории Американского континента, обладающим необыкновенной красотой и силой.
Величие предполагает, прежде всего, положительные качества кого-либо, его великий вклад в развитие человечества. Это такая личность, которая имеет какие-то необыкновенные заслуги в науке, культуре, перед Родиной; тот, кто обладает необыкновенной мощью, красотой, вызывает глубокое уважение, восхищение. Причем, эти качества проверяются веками. В итоге мы должны признать, что речь Кинга «У меня есть мечта» величественна и благородна, а он сам – великий спикер. Мартина Лютера Кинга поистине можно назвать великим человеком, великим оратором.
2016

Список литературы/ References:
1. Баркова Э. В., К ВОЗРОЖДЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ - Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 1 (42). С. 245-249.
2. Гуннар Ян «КИНГ (King), Мартин Лютер (http://n-t.ru/nl/mr/king.htm).
3. Ивлева М.И., УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СПИРИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ Е.А. БОБРОВА // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 8.
4. Понизовкина И. Ф.  - ИЛЛЮЗОРНОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВО (мон.) - Московская междунар. высш. школа бизнеса "МИРБИС" (ин-т). Москва, 2012.
5. "У меня есть мечта". Речь Мартина Лютера Кинга 28 августа 1963г.- http://www.coldwar.ru/bases/i-have-a-dream.php.